+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Заплатить налоги и иные обязательные платежи за организацию иное лицо может только безналом

Содержание

Как ООО без расчетного счета оплатить налоги – порядок действий

Заплатить налоги и иные обязательные платежи за организацию иное лицо может только безналом

В статье вы узнаете, как заплатить налоги ООО без расчетного счета. Поговорим о том, может ли ООО работать без расчетного счета, и разберемся, кто может оплатить налоги за ООО. А также мы подготовили пошаговую инструкцию оплаты налоговых платежей для ООО, расчетный счет которого закрыт.

Обязано ли ООО иметь расчетный счет

Законодательство не накладывает на ООО обязанности по заключению договора с банком и открытию расчетного счета (р/с), а лишь предоставляет такое право. Но на практике обойтись без него получается крайне редко.

Поставщики нередко отказываются принимать наличные платежи от организаций. Крупные клиенты-организации тоже стараются не иметь дела с наличной оплатой, а для государственных заказчиков безналичная оплата товаров и услуг — обязательное условие. Огромное число споров возникает и вокруг вопроса, может ли ООО оплатить налоги и страховые взносы без расчетного счета.

Фактически организация может обходиться без счета, только не ведя деятельности и сдавая лишь нулевые отчеты. В остальных случаях он оказывается необходим.

Как платить налоги без расчетного счета

Предпринимателям можно платить налоги наличными через банки, даже если у них нет счета. Часто именно так и поступают люди, занимающиеся микробизнесом и оформленные в качестве ИП.

Им просто невыгодно платить кредитной организации за РКО. Гораздо сложнее без расчетного счета юр. лицу.

Оно по закону не обязано иметь расчетный счет, но если его нет, то возникает вопрос, как оплатить налоги и страховые взносы.

Также прочитайте: Расчетно-кассовое обслуживание юридических и физических лиц — тарифы ТОП-10 банков, что входит в РКО + документы для ИП и ООО

ИФНС настаивает на том, что единственный вариант для организации оплатить налог — перечислить необходимую сумму с расчетного счета. Позиция налоговой службы строится на том, что при осуществлении платежа через представителя нет возможности установить, использовались ли для этого средства организации или собственные средства физического лица.

В конце 2016 года были внесены некоторые изменения в Налоговый Кодекс. Директор (учредитель или иной представитель) получил возможность заплатить налоговые платежи за ООО без счета. Рассмотрим последовательность действий для этой операции:

1

Оформить должным образом доверенность, указав в ней соответствующие полномочия. Она необязательна, если платеж за организацию будет производить руководитель, имеющий право действовать от лица ООО без доверенности.

2

Обратиться в банк и заполнить заявление на перевод средств или квитанцию. Важно указать все реквизиты организации, т. к. только при их наличии налоговая служба сможет зачесть платеж.

3

Внести необходимую сумму по квитанции. Некоторые банки могут не принять такой платеж ввиду технических ограничений программного обеспечения, и лучше уточнить этот момент заранее.

4

Написать в налоговую заявление о зачете обязательств. По нему будет принято соответствующее решение, и сотрудники налоговой службы отправят ответ заявителю.

Если налоговая откажется зачесть платеж, то решение придется оспаривать в вышестоящих органах или суде. Платить налоги таким способом стоит только в самых крайних случаях.

Как заплатить налог за ООО, если расчетный счет закрыт

Очень часто при проведении ликвидации организации ее руководители и владельцы торопятся закрыть р/с, забывая, что оплата налогов без него существенно затруднена.

Ведь открывать новый счет для разовой оплаты налога довольно долго и затратно, но без этого налоговая откажется ликвидировать организацию.

В итоге вопрос о том, можно ли заплатить налоги наличными за ООО при закрытом счете, регулярно всплывает на профильных форумах. В большинстве случаев это удается сделать, хотя потребуется довольно нестандартный подход.

Важно! Платить налоги за юридическое лицо, счет которого уже закрыт, может только руководитель или представитель, имеющий соответствующую доверенность.

Рассмотрим, как оплатить налоговые платежи, если р/с закрыт:

  1. Уточнить возможность проведения операции в конкретном отделении банка, т. к. могут иметься технические ограничения.
  2. Заполнить квитанцию или заявление, обязательно указав все данные юр. лица, за которого осуществляется платеж.
  3. Оплатить необходимую сумму в кассе.
  4. Обратиться в налоговую и оформить зачет требований по заявлению.

Этот способ оплаты сборов не приветствуется ИФНС, и без особой необходимости им лучше не пользоваться.

(2 5,00 из 5)

Источник: https://rko-bank.ru/stati/kak-ooo-bez-raschetnogo-scheta-oplatit-nalogi.html

Налоги и иные обязательные платежи и их соотношение

Заплатить налоги и иные обязательные платежи за организацию иное лицо может только безналом

Налоги обязательно требуется отличать от сборов и пошлин. Ранее осуществляющее свою деятельность налоговое законодательство не занималось тем, что проводило четкого разграничения названных понятий.

Поэтому данное обстоятельство затушевывало природу юридического характера того или иного платежа, при этом затрудняло его анализ и вызывало определенные трудности в правоприменительной практике. В законодательстве налоговой направленности зарубежных стран данные категории достаточно строго разграничиваются.

Например, французское законодательство налогового порядка занимается тем, что определяет, каким образом пошлина взыскивается государством без установления специального соотношения со стоимостью оказанных услуг.

В процессе установления сбора обычно фиксируется некая пропорция между его размером и, конечно, стоимостью услуг, предоставляемых плательщику конкретными органами государственной власти. Немецкое налоговое законодательство в свою очередь занимается тем, что осуществляет деятельность по определению сбора, как своего рода платежа не за оказание тех или иных услуг, а за предпочтение при оказании услуг государственным органом.

Режимы правовой направленности установления и взимания налогов, и сборов, а также пошлин или других взносов обязательного порядка всегда были, и, что самое главное остаются объектами научного изучения.

Замечание 1

Стоит отметить, что юридическое содержание понятия налогов и иных обязательных платежей никаким образом не может являться тождественным. Так как одно из самых главных различий между ними отмечается в признаке возмездности.

Поэтому любой процесс осуществляется взимания налогов происходит без предоставления налогоплательщику какого-либо встречного личного удовлетворения, то есть они носят определенный безвозмездный характер и не обусловлены никакой обязанностью публичного субъекта оказать плательщику ту или иную услугу, или какое-либо преимущество.

Также важным является тот факт, что в в отличие от налогов сборы взимаются в обязательном порядке за оказание частному субъекту определенных услуг.

Не обращая внимания на уже имеющиеся доктринальные разработки дефиниций «сбор» и «пошлина», Конституция все таки оперирует таким понятием как «сбор».

Из-за этого в 72 статье указывается на «установление принципов общего характера налогообложения, а также сборов».

Очевидно, что не желая допускать каких-либо терминологических расхождений с текстом Конституции, законодатель в свою очередь дает определение пошлины государственной направленности через категорию «сбор» (об этом говорится в 333.16 статье).

На данный момент 8 статья НК определяет и при этом осуществляет определенные действия для разграничения понятия «налог» и «сбор», что в свое время является воспроизведением тех признаков данных категорий, которые образовались в ходе правоприменительной деятельности, в ней же определились, а также подлежали разъяснению в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.

Сбор

Определение 1

Сбором называется специальный обязательный взнос, который обычно взимается с организаций и, что самое главное физических лиц, уплата которого в свое время является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов органами государственной власти, а также различными органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами, и, конечно, должностными лицами юридически значимых деяний, включая предоставление каких-либо прав или выдачу конкретных разрешений (обычно в качестве таких разрешений выступают именно лицензии).

Определение, которое было законодательно установлено показывает, что в его содержании произошло своего рода объединение определенных признаков юридического характера, взносов за оказание самим государственным органом неких возмездных услуг или совершение определенных действий, то есть используемое НК понятие сбора включило в себя и понятие пошлины. Тем не менее отнесение пошлины к какой-либо разновидности сбора вовсе не означает ее исключения из системы налогово-правовых категорий.

Замечание 2

К сожалению, законодательное закрепление такой дефиниции как «сбор» не дало ответа на достаточно большое количество вопросов относительно отграничения налогов от других обязательных платежей.

Отсутствие конкретных критериев принадлежности какого-либо взноса к налогам или сборам приводит к тому, что по сей день в российской системе налоговой направленности присутствуют платежи, наименование которых не соответствует их правовой природе.

Но все таки вполне справедливо было обращено внимание на данное обстоятельство Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В частности, в постановлении от 2001 года 28 февраля № 5 «О определенных вопросах использования части первой Налогового кодекса Российской Федерации» Пленум отметил, что во время решения вопроса о правомерности использования налоговым органом 122 статьи НК в ситуации неуплаты или же неполной уплаты сбора органом судебной власти требуется исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, поименованного как «сбор». Высший Судебный орган Арбитражного характера Российской Федерации обоснованно предостерегает суды от слепого доверия ко всем названиям налогов, а также сборов, которые в свое время были перечислены в налоговом законодательстве. Например, требуют тщательного анализа правового порядка акцизы, пошлины таможенной направленности, ряд экологических налогов. Одной из самых главных причин смешения формы и содержания налоговых платежей – в несоответствии системы налогов, и сборов, установленных ранее Законом в налоговой системе, и рядом основных категорий НК, прежде всего дефинициям налога, и сбора, отмеченного в 8 статье.

Главное условие сопровождающее уплату сбора

Главным условием, сопровождающим уплату сбора, и одновременно признаком, отличающим процесс сбор от налога, является совершение по отношению к плательщику (чаще всего, в его роли выступает какой-либо частный субъект) со стороны государственного органа юридически значимых деяний.

Под определенными значимыми деяниями юридической направленности необходимо понимать разновидность юридических фактов, которые в свою очередь являются закрепленными в гипотезах правовых норм конкретных жизненных обстоятельств, наступление которых влечет за собой юридические последствия в виде появления, изменения или прекращения отношений правового порядка.

Замечание 3

В соответствии с 8 статьей НК к юридически значимым действиям также имеет отношение предоставление специальных прав и выдача разрешений.

Анализ законодательства о налогах, а также сборах дает право сделать конкретный вывод: предоставление определенных прав в свое время означает наделение плательщика каким-либо естественным правом, имеющим в силу закона ограниченный режим обращения.

Согласно 3 части 55 статьи Конституции допускается ограничение свобод, а также прав человека и гражданина законом федеральной направленности в той мере, в какой это требуется в целях защиты основ строя конституционного порядка, нравственности, здоровья, прав, и законных интересов иных лиц, обеспечения обороны страны, и безопасности государства.

Положения названной нормы конституционного порядка обычно используются и в сфере формирования определенных государственных доходов.

При этом государство вполне может применять определенные ограничения свобод, а также прав для пополнения тех или иных финансовых ресурсов.

Привлечение средств денежного характера в результате предоставления определенных прав и выдачи разрешений осуществляется в результате:

  • установления специальной монополией государственного характера на производство конкретных видов товара, выполнение работ, оказание различных услуг и, следовательно, исключения свободного доступа других субъектов в данной сфере деятельности;
  • предоставления на какой-либо возмездной основе отдельным частным субъектам права заниматься деятельностью, которая отнесена к монополии государства.

Вывод 1

Отсюда можно сделать вывод, что уплата сбора или какой-либо пошлины всегда сопровождается конкретной целью частного субъекта получить возмездную услугу от государства. Такой признак характеризует сборы, а также пошлины как индивидуальные платежи. Сбор в свое время взимается, обычно за обладание специальным правом (например, можно рассмотреть сбор за торговое право).

Что касается пошлины, то она взимается в качестве определенной материальной компенсации государству за пользование государственным имуществом или выполнение тех, или иных юридически действий достаточно значимых для частного субъекта (например, рассмотрение и после принятие какого-либо дела к судебному рассмотрению, регистрация документов гражданского состояния, совершение действий нотариальной направленности).

Тем не менее, несмотря на специальный признак возмездности, сборы не имеют никакого отношения к платежам обязательного характера, которые в свое время вытекают из договора. Компенсация самому государству определенной части денежных затрат не придает сборам характера цены публичной услуги.

Плательщик сбора в большинстве ситуаций просто не в состоянии полностью оплатить публичные расходы на совершение юридически значимых деяний, а определенная категория имеющая достаточную юридическую значимость действий, совершаемых для получения пользы или осуществляемых по инициативе плательщика, вообще не может иметь стоимости – например, правосудие или же действия нотариальной направленности.

Замечание 4

Также стоит отметить, что все сборы в отличие от налогов имеют определенные способы нормативного установления правовой направленности. Налоги в свою очередь, вполне могут быть установлены только специальным законодательством о налогах, а также сборах.

Установление сборов в свою очередь допускается конкретными документами других отраслей права. Так, в 11.

статье Закона Российской Федерации от 1993 года 1 апреля № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» установлен сбор за пограничное оформление, правомерность которого в свое время была подтверждена Конституционным органом судебной власти Российской Федерации (об этом говорится в. Постановлении № 16-П). Что же касается настоящего времени, то названный сбор отменен ввиду определенной замены его государственной пошлиной, но не в силу неправомерности его установления.

Признаки сбора

Отсюда следует, что налог и, конечно, сбор имеют как общие, так и некие отличительные признаки. К общим относятся:

  1. осуществление обязательной деятельности по уплате налогов, а также сборов в соответствующие фонды бюджетного или внебюджетного характера;
  2. какое-либо адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они в свое время закреплены;
  3. изъятие на основе специальной законодательно закрепленной формы и конкретного порядка поступления;
  4. некая возможность изъятия принудительным способом;
  5. применение необходимых мер для контроля единой системой органов налоговой направленности.

При этом, несмотря на некоторые признаки, которые являются одинаковыми, налог и сбор четко отграничиваются друг от друга по некоторым характеристикам юридического характера.

  • По своему значению. Платежи налоговой направленности в современных условиях выступают в качестве основных источников образования специальных бюджетных доходов. Все другие виды обязательных платежей имеют меньшее значение.
  • По цели. В качестве главной цели налогов выступает удовлетворение потребностей публичной направленности государства или муниципальных образований; что касается цели сборов, то она заключается в удовлетворении только некоторых потребностей, или же затрат учреждений государственного порядка.
  • По тем или иным обстоятельствам. Обычно налоги показываются как безусловные платежи; все сборы уплачиваются в обмен на некую услугу, которая в свое время будет предоставлена плательщику учреждением государственного характера, которое занимается реализацией государственно-властных полномочий
  • По свойственному ей характеру обязанности. Налоговая уплата является конкретно установленной Конституцией обязанностью того или иного плательщика; что касается осуществления процесса сбора, то он характеризуется определенной добровольностью и достаточно часто не имеет государственного императива.
  • По своей периодичности. Сбор в большем количестве ситуаций, носит именно разовый характер, именно поэтому его уплата происходит без определенной системы; налогам же свойственна некая периодичность.

Вывод 2

Поэтому подводя итог можно сказать, что в отличие от налогов сборы имеют специальный индивидуальный характер и им всегда присущи строго определенная цель, а также специальные интересы.

Сопоставление признаков юридической направленности налогов и сборов, которые осуществляют деятельность по образованию налоговой системы современного российского государства, служит подтверждением правильности общей теории государственных доходов, которая была выработана еще в 19 веке.

известными русскими, и зарубежными финансистами (И. И. Янжул, И. X. Озеров, Д. П. Боголепов, П. М. Годме). Основываясь на данную теорию сборы и, конечно, пошлины представляют собой своеобразную форму платежей осуществляемых в обязательном порядке, и при этом являющуюся прообразом налога.

Определенному государству цивилизованной направленности более приемлемо пользоваться налоговыми методами, так как «в современном видении именно налог выступает в качестве наиболее совершенной формы пополнения государственного бюджета, обеспечивая максимальный учет имущественного положения плательщиков, при этом способствуя соблюдению конкретных конституционных прав, и осуществляя определенную деятельность по формированию бюджета в основном за счет тех, кто имеет соответствующую экономическую возможность» (В. В. Томаров). Примерно также, как в свое время домены перешли в регалии, а сами регалии – в налоги, сборы также на определенной стадии своего развития либо оформляется законодателем в качестве неких налогов, либо заметно сократят сферы своего применения.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/nalogovoe-pravo/nalogi-i-inye-objazatelnye-platezhi/

Оплата налога третьим лицом

Заплатить налоги и иные обязательные платежи за организацию иное лицо может только безналом

С каждым годом налоговое законодательство РФ становится все более гибким. Сказанное относится также к поправкам ноября 2016 года о предоставлении возможности физическим и юридическим лицам уплачивать налоги в бюджет за счет третьих лиц.

 30 ноября 2016 года был принят пакет поправок (№ 401-ФЗ) в Федеральное налоговое законодательство. Изменения коснулись и пункта 1 статьи 45 НК РФ, согласно которому обязательства субъектов перед бюджетом в части уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей может исполнить третье лицо – как физическое, так и юридическое.

До вступления поправок в силу

До ноября 2016 года та же статья НК РФ гласила: налогоплательщик должен лично уплачивать налоги, за исключением случаев, когда их внесение в государственную казну третьим лицом не противоречит закону. Примерами сказанного могут служить:

  • внесение неуплаченных налогов наследниками умершего;
  • случаи, когда плательщик выступает в роли налогового агента;
  • уплата по денежным обязательствам реорганизованного юридического лица его правопреемником;
  • погашение налоговой задолженности учредителями или ликвидационной комиссией ликвидируемой организации.

Следует отметить, что все указанные выше случаи предусматривают платеж из средств, принадлежащих субъекту налогообложения, а не третьему лицу.

Процесс уплаты налогов должен быть комфортным

 Налогоплательщики поправкой очень довольны.

Оплата налогов за другую организацию

Снятие административных барьеров значительно упрощает процесс налогообложения. Однако в начале текущего года в некотором затруднении оказались банки в связи с неверным заполнением платежного поручения клиента.

Поэтому ФНС предложила несколько рекомендаций в части обязательных реквизитов таких поручений в своем письме №3Н-3-1/1850 от 17.03.2017. Так, ИНН и КПП плательщика – это реквизиты лица, за которого вносится платеж. В поле «Плательщик» вписываются данные третьего лица, перечислившего сумму в часть уплаты налогов. В “Назначении платежа” указываются также его ИНН и КПП.

Несколько вопросов, требующих внимания

Указанные поправки распространяются и на налоговую задолженность, имеющуюся до ноября 2016 года. Третье лицо может погасить такую задолженность без каких-либо проблем.

Что если третье лицо сумму перечислило, но она не была учтена в ИФНС? Если проблема в несоответствии программного обеспечения банка – рекомендуется произвести уточнение операции. При неверном заполнении платежного поручения третьим лицом – за уточнением платежа в ИФНС должен обратиться сам налогоплательщик.

 В случае перечисления третьим лицом средств сверх необходимой суммы обратно лицу, осуществившему платеж, она не может быть выплачена. Аванс может быть перечислен только на счет самого налогоплательщика при наличии его заявления об этом в ИФНС. При этом заявитель вправе указывать только свои банковские реквизиты и ни в коем случае не реквизиты плательщика.

 Неясным остается вопрос возможности перечисления НДС и НДФЛ третьим лицом. В части НДС законом никаких запретов не предусмотрено. Что касается НДФЛ, то здесь имеются определенные затруднения. Фирме – налоговому агенту запрещается перечислять НДФЛ за свой счет. Это должно быть произведено за счет средств, удержанных у работников.

 Сумма налога может быть уплачена за юридическое лицо третьей стороной безвозмездно. Однако перед тем как пойти на этот шаг, надо помнить: такие манипуляции приведут к возникновению у фирмы налогооблагаемого дохода.

Региональный выпуск”, N N 26, 27, 2003)

Цена ошибок при неправильном заполнении платежных документов — это поступление платежей не по назначению, рост невыясненных платежей, усложнение и задержка процесса межбюджетного регулирования (как следствие, возможна задержка в бюджетном финансировании), трудности при идентификации платежа в налоговом органе и т.д. Все это приводит к конфликтам и дополнительным необоснованным трудовым и финансовым затратам.

При автоматизированном учете уплаченных сумм налогов и сборов в налоговом органе идентификация конкретного платежа осуществляется по информации, содержащейся в платежном документе. Налоговые органы принимают к учету эти документы при условии, что налогоплательщик уже встал на учет в налоговом органе для уплаты конкретных налогов и сборов.

Платежи, не контролируемые налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации, с характерными значениями кодов бюджетной классификации, не принимаются к учету, а передаются органом федерального казначейства (финансовым органом) другому уполномоченному государственному органу исполнительной власти, администрирующему указанные платежи.

При электронном документообороте в условиях функционирования Единого казначейского счета Минфина России в субъекте Российской Федерации обеспечиваются:

увеличение скорости документооборота с одновременным сокращением трудоемкости операций по обработке документов;

автоматизированная обработка Управлением федерального казначейства по субъекту Российской Федерации электронных платежных документов при распределении поступающих доходов между бюджетами всех уровней в процессе межбюджетного распределения (по значениям показателей КБК и ОКАТО);

электронная сортировка УМНС России по субъекту Российской Федерации электронных платежных документов, полученных от управления федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, по отдельным инспекциям МНС России (по значениям показателей ИНН и КПП налогового органа);

автоматизированная разноска информации из расчетных документов в лицевые счета налогоплательщиков в налоговых органах (по значениям показателей ИНН и КПП плательщика, КБК и ОКАТО);

сокращение сроков представления территориальными финансовыми и налоговыми органами на окружной и федеральный уровень различного рода информации, касающейся налогов и сборов (в том числе по конкретным налогоплательщикам, например крупнейшим);

совершенствование информационной системы налоговых органов и межведомственного взаимодействия.

Если банк перечислит налог или сбор со счета клиента на бюджетный счет N 40101 без указания значений КБК и кода муниципального образования ОКАТО, то орган федерального казначейства не сможет правильно распределить общую сумму по разным уровням бюджетов и не обеспечит тем самым выполнение нормы бюджетного законодательства. При этом ущемляется финансовый интерес органа местного самоуправления, т.е.

Возможна ли уплата налогов за третьих лиц в 2018 году и оформление ее

населения конкретного города или района.

В целях сокращения до минимума объема невыясненных платежей, устранения неоправданного ручного труда и дополнительных материальных затрат на определение типа и назначения платежа, а также обеспечения полной автоматизации процесса ввода данных о поступлениях в лицевые счета налогоплательщиков налоговыми органами проводится на регулярной основе разъяснительная работа с налогоплательщиками по вопросу правильности заполнения платежных документов. Во-первых, это размещение в средствах массовой информации (газеты, радио, телевидение и др.), на информационных стендах в налоговых инспекциях, на официальных сайтах УМНС России по субъектам Российской Федерации в сети Internet приведенных выше нормативных документов МНС России и Банка России и доработанных в соответствии с ними рекомендаций и примеров заполнения платежных поручений, наиболее приближенных к местным условиям и содержащих конкретные значения реквизитов: банковский счет УФК Минфина России по субъекту Российской Федерации (получателя платежа), наименование и БИК банка получателя и др. Во-вторых, проведение рабочих совещаний и обучающих семинаров с налогоплательщиками с раздачей соответствующих памяток по заполнению платежных документов. В-третьих, обеспечение плательщиков информацией о наименованиях и значениях ИНН и КПП налоговых инспекций, полном перечне налогов и сборов, администрируемых налоговыми органами, с соответствующими кодами бюджетной классификации, а также об официальных наименованиях и кодах ОКАТО расположенных на территории региона муниципальных образований.

Особое внимание налогоплательщиков обращается на то, что в расчетном документе значения ИНН и КПП налогового органа в полях 61 и 103, а также его указываемое в скобках наименование в поле 16 “Получатель” заполняются только при перечислении налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По каждому реквизиту проверяется число знаков: банковский счет — 20 знаков; БИК — 9 знаков; ИНН и КПП — согласно выданным Свидетельству и уведомлениям о постановке на учет в налоговом органе в соответствии с установленным порядком; код бюджетной классификации (для налогов и сборов, администрируемых налоговыми органами) — 7 знаков; код ОКАТО — 11 знаков.

Источник: https://printscanner.ru/oplata-naloga-tretim-licom/

Можно ли платить налоги наличными в 2020 году?

Заплатить налоги и иные обязательные платежи за организацию иное лицо может только безналом

Государство всегда заинтересовано в том, чтобы его граждане и находящиеся в его юрисдикции организации исправно платили налоги.

В этих целях законодатель учреждает различные правовые механизмы, в рамках которых возможно исполнение налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом.

Но можно ли считать данные механизмы достаточно проработанными с точки зрения пользования юридическими лицами возможностью уплачивать налоги наличными?

Кто вправе платить налоги наличными?

Уплата налогов наличными юридическим лицом, как и физическим, фактически разрешена законодательством РФ.

В пункте 4 статьи 58 Налогового Кодекса России сказано, что уплата налога допускается как в наличной, так и в безналичной форме.

При этом, плательщиком налога в соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ может быть, в принципе, любое лицо. Оно может быть и не связано де-юре с организацией, за которую платится налог.

Но в общем случае, конечно, предполагается, что связь между плательщиком и фирмой, за которую он производит платеж в бюджет, все же есть. Налоги за фирму может заплатить ее директор, главный бухгалтер. Специфика правоотношений фирмы может предусматривать оплату налогов ее должниками, партнерами. Схемы здесь могут быть самые разные, если, конечно, они не будут противоречить законодательству.

Важный нюанс: плательщиком налога по смыслу п. 1 ст. 45 НК РФ может быть на практике только физическое лицо. Дело в том, что юрлица в общем случае должны осуществлять расчеты с кем-либо только через свой банковский счет (об этом можно говорить на основании положений пункта 1 статьи 863 ГК РФ и пункта 5.1 Положения Банка России № 383-П).

Поэтому, строго говоря, юрлицо не может быть плательщиком налога наличными как самостоятельный субъект правоотношений.

Но, даже если бы теоретически юрлицо и могло расплачиваться по налогам наличными, то эту процедуру, так или иначе, производил бы какой-то человек, доставая, условно говоря, наличные из своего кошелька в кассе банка.

Поэтому, на практике тот факт, что платить налоги наличными есть возможность только у физлиц, а у юрлиц — нет, значения не имеет с точки зрения пользования заинтересованным лицом возможностью погашать долги фирмы по налогам.

Но какими могут быть причины необходимости уплаты налога за юридическое лицо наличными?

Каковы причины уплаты налога за юрлицо наличными?

Действительно, если говорить о юрлице, как и любом другом хозяйствующем субъекте, то большинство платежей оно в общем случае осуществляет с применением расчетного счета. Вместе с тем, необходимость уплаты фирмой налога наличными может возникнуть, если:

  1. Расчетный счет фирмы оказался заблокирован по тем или иным причинам. Например — при отзыве лицензии у банка.
  2. Фирма не успела открыть расчетный счет к моменту наступления сроков уплаты обязательного, не зависящего от факта получения выручки, налога (например, транспортного или ЕНВД).
  3. Ответственные за уплату налогов сотрудники фирмы — например, главный бухгалтер или сотрудники, находящиеся у него в подчинении, утеряли доступ к расчетному счету в то время, как налоги нужно срочно заплатить. Как вариант — при компрометации ЭЦП и ее временной деактивации, после которой пользование банковским аккаунтом оказалось невозможным. У фирмы могут быть и технические проблемы — например, перебои с интернетом.

Это, конечно, не исчерпывающий перечень возможных причин, при которых расчетный счет юрлица может оказаться недоступным, но данные причины правомерно причислить к самым распространенным.

К слову, возможен еще один вариант, при которых налог фактически будет оплачен наличными — это процедура его принудительного взыскания с применением исполнительного листа Службой судебных приставов.

В этом случае заинтересованным структурам, в принципе, все равно, каким образом долг по налогу погашается — в законодательстве предусмотрены регламенты его выплаты, фактически, любыми активами фирмы — денежными средствами, движимым или недвижимым имуществом, дебиторской задолженностью.

Но погашение долгов в порядке исполнительного производства — процедура, которая проводится в соответствии со специальными нормами законодательства, с которыми фирма в общем случае дела не имеет. Поэтому, мы будем ориентироваться на типичный сценарий, при котором налоги все же уплачиваются добровольно.

Итак, платить налоги за юрлицо наличными — можно, и это может сделать любой человек. Другое дело, что данную процедуру нужно провести правильно. Рассмотрим то, какие условия для этого должны быть соблюдены плательщиком.

Как правильно оплатить налог наличными через банк?

Для оплаты налога наличными должна использоваться, прежде всего, правильная квитанция. А именно — та, что утверждена Положением № 383-П.

В ней плательщик налога наличными за юридическое лицо обязательно должен указать (в соответствующих реквизитах):

  • ИНН юридического лица, за которое платится налог.
  • КПП фирмы.
  • Свои ФИО.
  • Свой ИНН, наименование фирмы, за который платится налог — в реквизите «Назначение платежа».
  • Код 101 в реквизите «Статус плательщика».

Прочие реквизиты (в частности, отражающие сумму платежа, налоговый период, очередность) указываются в обычном порядке — как если бы платежное поручение заполнялось самим юрлицом через расчетный счет.

Такой порядок при оплате налогов наличными рекомендует соблюдать ФНС. Касающиеся таких правоотношений регламенты были опубликованы ведомством в Информации «О налоговых платежах, перечисленных иным лицом» в апреле 2017 года.

Определенные требования ФНС к обработке платежного поручения, заполненного плательщиком налога наличными, должны также выполнять банки, в которые данные поручения передаются.

В ряде случаев учреждениями, которые проводят платежи по налогам наличными, могут становиться отделения Почты России, администрации населенных пунктов.

В них налогоплательщики могут обращаться, если на их территории отсутствуют кредитно-финансовые организации.

Стоит отметить, что нормы НК РФ, разрешающие платить любым лицам налог за кого-либо, вступили силу относительно недавно — в конце ноября 2016 года. Поэтому, по таким правоотношениям пока что не сформировалось достаточной правоприменительной практики. Не исключено, что ФНС и другие регулирующие структуры изменят свой подход в регламентации оплаты налогов наличными.

Но, так или иначе, процедура, если трактовать положения НК РФ напрямую, в контексте правоотношений с участием юридических лиц полностью законна. Конечно, пользование ей на практике может быть достаточно редким явлением, поскольку, как мы отметили выше, юрлица в общем случае используют расчетные счета. Но, тем не менее, есть официальные регламенты ФНС на случай уплаты налогов наличными.

На всякий случай физлицу, которое оплатило налог за юридическое лицо наличными, имеет смысл отправить в подразделение ФНС, отвечающее за сбор налогов на территории, где расположена фирма, дополнительные разъяснения касательно совершенной процедуры уплаты средств в бюджет. В данном документе можно отразить причины, по которым налог был уплачен наличными, а также сослаться на тот факт, что платежное поручение было заполнено в соответствии с Информацией ФНС.

Источник: https://urlaw03.ru/nalogi/article/mozhno-li-platit-nalogi-nalichnymi

Уплата налогов третьими лицами: риски и последствия

Заплатить налоги и иные обязательные платежи за организацию иное лицо может только безналом

В налоговой сфере бизнеса скрывается три вида рисков:

  • риски самого бизнеса (недоимки, штрафы, пени);
  • риски директора и бухгалтера (административная и уголовная ответственность);
  • риски, когда компания вынуждена оплачивать налоговую недоимку за другую компанию или когда физлицо, признанное виновным в уклонении от уплаты налогов (директор и главбух), вынуждено лично компенсировать те денежные суммы, которые выставлены в виде недоимки и прочих платежей на юрлицо, где оно осуществляло управленческую деятельность.

Таким образом, государство может предъявлять претензии к двум категориям налогоплательщиков: к юрлицам, которые должны оплачивать налоги за другое юрлицо, и к физлицам, которые должны компенсировать ущерб, понесенный в результате их руководства.

Существует несколько типов ситуаций, когда приходится платить за других:

  1. В рамках камеральной и выездной проверки одно юрлицо платит за другое юрлицо.
  2. Физлица в рамках уголовного процесса компенсируют деньги, которые потерял бюджет в связи с их деятельностью в юрлице, где они были бухгалтерами или гендиректорами.
  3. Генеральный директор за свою плохую управленческую деятельность платит собственнику.

Новшество, действующее с конца ноября 2016 года, коснулось именно первой ситуации. Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ расширил перечень тех лиц, которые могут попасть в ситуацию, когда им придется гасить чужие недоимки.

Ситуация №1: Материнская компания и «дочка»

Ст.

53.2 ГК РФ вводит понятие аффилированности юрлиц. В ст.

4 Закона о конкуренции объясняется, что аффилированные лица — это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Так, если в каких-то обстоятельствах одно юрлицо может влиять на другое, например, в результате отношений собственности, то они считаются аффилированными.

В ст. 67.

3 ГК РФ дается определение «дочки»: «Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом». В этой же статье уточняется, что дочернее общество не отвечает по долгам основного хозяйственного товарищества или общества.

В соответствии с Налоговым кодексом в редакции, которая действовала до принятия Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ, можно взыскать с иного юрлица долг, в том случае если та организация, которая не платит налог больше трех месяцев, находится с третьей организацией в отношениях «мамы» и «дочки».

Случаи для взыскания могут быть следующие:

  • если на счета «мамы» поступает выручка «дочки» (в этом случае долг взыскивается с «мамы» за «дочку»);
  • если с момента, когда «дочка» узнала или должна была узнать о назначении проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества «маме» и если такая передача привела к невозможности взыскания недоимки (долг взыскивается с «мамы» за «дочку»);
  • если на счета «дочки» поступает выручка «мамы» (долг взыскивается с «дочки» за «маму»);
  • если с момента, когда «мама» узнала или должна была узнать о назначении проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества «дочке» и если такая передача привела к невозможности взыскания недоимки (долг взыскивается с «дочки» за «маму»).

Ст.

45 НК также разъясняет, как поступать в ситуации, когда между «мамой» и «дочкой» существует еще несколько юрлиц: если налоговым органом будет установлено, что перечисление выручки за реализуемые товары (работы, услуги), передача денежных средств, иного имущества «мамой» «дочке» были произведены через совокупность взаимосвязанных операций, в том числе в случае, если участники указанных операций не являются «мамами», «дочками», то надо идти до конца цепочки и выяснять, куда в итоге попали активы.

Этот порядок применяется, если налоговым органом в указанных случаях будет установлено, что перечисление выручки за реализуемые товары (работы, услуги), передача денежных средств, иного имущества производятся организациям, признанным судом иным образом зависимыми с налогоплательщиком, за которым числится недоимка. Если судом будет доказано, что между принимающей и передающей стороной существовали иные отношения, которые их делают взаимозависимыми, сам факт того, что получатель активов и приобретатель активов не являются «дочкой» и «мамой», уже не имеет значения, главное — доказать взаимозависимость.

Определение термину «взаимозависимые лица» дается в ст. 105.

1 НК: «Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения (далее — взаимозависимые лица)».

В ст. 105.1 НК называются 11 признаков взаимозависимости.

Так, в частности, взаимозависимыми признаются организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%; физлицо и организация в случае, если такое физлицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25%; организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25% и др.

На п. 7 ст. 105.1 НК следует обратить особое внимание. В нем говорится, что суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным списком из 11 пунктов, которые приведены в ст. 105.1, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в п. 1 ст. 105.1 НК (то есть: «….

Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения»).

В данном случае речь идет о том, что, если суд докажет, что лица являются взаимозависимыми, то тогда непринципиально, «мама» или «дочка» участвуют в операции.

История с взаимозависимостью до 30 ноября 2016 года имела отношения к организациям. Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ внес изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, в ст. 45 в п. 6 ст. 1 в пп. б в абз.

8 слово «организациям» изменено на слово «лицам»; также в абз. 9 слово «организациям» изменено на слово «лицам». Сам термин «лица» разъясняется в п. 2 ст. 11 НК РФ: «Лица (лицо) – это организации и (или) физические лица».

Таким образом, поскольку сфера применения налогового порядка распространилась и на физлиц, то увеличилась степень налогового риска у налогоплательщиков.

Теперь процедуру взыскания недоимки, не уплаченной более трех месяцев, можно применять с другой организации и с другого физического лица, в том случае если они являются зависимыми.

Ситуация №2: Ответственность менеджмента

Алексей Петров, практикующий аудитор, независимый консультант по налоговому, финансовому и управленческому консалтингу, ведущий вебинара «Уплата налогов организации и ИП третьими лицами», рассказывает, что бывает в ситуации, когда есть признанные судом виновные лица в совершении уголовного преступления — уклонения от уплаты налогов. 

Ситуация №3: Ошибки директора  

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 оговаривает случаи, в результате которых собственники могут предъявить генеральному директору претензии. В документе прямо указывается, что они могут предъявить претензии в том случае, если возникли не просто хозяйственные, но и налоговые проблемы.

Предполагается, что, если гендиректор действовал недобросовестно или неразумно, собственники имеют право предъявить к нему претензии на предмет компенсации понесенного материального ущерба. Постановление дает определение недобросовестному поведению директора и неразумному поведению директора. 

Так, недобросовестность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор:

1) действовал при наличии конфликта между его личными интересами (интересами аффилированных лиц директора) и интересами юрлица, в том числе при наличии фактической заинтересованности директора в совершении юрлицом сделки, за исключением случаев, когда информация о конфликте интересов была заблаговременно раскрыта и действия директора были одобрены в установленном законодательством порядке;

2) скрывал информацию о совершенной им сделке от участников юрлица (в частности, если сведения о такой сделке в нарушение закона, устава или внутренних документов юрлица не были включены в отчетность юрлица) либо предоставлял участникам юрлица недостоверную информацию в отношении соответствующей сделки;

3) совершил сделку без требующегося в силу законодательства или устава одобрения соответствующих органов юрлица;

4) после прекращения своих полномочий удерживает и уклоняется от передачи юрлицу документов, касающихся обстоятельств, повлекших неблагоприятные последствия для юрлица;

5) знал или должен был знать о том, что его действия (бездействие) на момент их совершения не отвечали интересам юрлица, например, совершил сделку (ал за ее одобрение) на заведомо невыгодных для юрлица условиях или с заведомо неспособным исполнить обязательство лицом («фирмой-однодневкой» и т.п.).

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы узнавать обо всех самых важных изменениях, которые касаются бизнеса!  

Источник: https://kontur.ru/articles/4898

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.