+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

С 1 июля участие в госзакупках станет платным: тарифы

Содержание

Изменения в госзакупках с 1 июля 2019 года: полный обзор новых правил

С 1 июля участие в госзакупках станет платным: тарифы

Какие нововведения в госзакупках предусмотрены в 2019 году. Что изменится с 1 июля, что нового ожидается с 31 июля. Как преобразования отразятся на процедуре.

Предпринимателям, занимающимся госзакупками, нужно быть готовым к масштабным изменениям в этой сфере. Часть нововведений начнёт действовать 1 июля нынешнего года, другая часть практически сразу после вступления соответствующих законов в силу. Необходимо рассмотреть, какие конкретно преобразования грядут и с какой целью они задуманы.

Что изменится в процедуре госзакупок с июля

С начала июля текущего года грядут важные преобразования в госзакупках.

Они обусловлены поправками к ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Преобразования касаются совершенствования отдельных аспектов в закупочной системе. Так, участие в процедуре будет сопряжено с ведением оператором реестра участников, допущенных до закупок.

В реестре будут указываться следующие данные о закупщиках:

  • наименование (если это организация) или Ф. И. О. (если это ИП);
  • ИНН;
  • местонахождение;
  • дата аккредитации на электронной площадке;
  • максимально возможная сумма для заключения контракта;
  • иная необходимая информация в соответствии с законодательством.

С июля вводится реестр участников госзакупок на электронной площадке

Предусматривается расширение способов обеспечения заявок. Таким образом, закупщик сможет самостоятельно выбирать, как обеспечить заявки на участие в процедуре.

Обеспечить заявку можно будет при помощи:

  • внесения денежной суммы на оговоренный счёт;
  • гарантий от кредитных учреждений.

С 1 июля вводится понятие начальной суммы цен единиц товара, работ или услуг. С этого срока становится актуальным приобретение по цене единицы товара без ограничения по видам продукции.

Это будет происходить по следующим правилам:

  • заказчики будут обосновывать цену единицы;
  • электронный аукцион будет проходить путём снижения начальной суммы цен единиц;
  • обеспечение заявок будет рассчитываться от максимального значения цены контракта.

Грядут также следующие изменения:

  • пропорциональное уменьшение обеспечения исполнения контракта на размер выполненных обязательств;
  • увеличение ценового порога для проведения короткого аукциона (300 млн р. для любых закупок, 2 млрд р. при закупке строительных работ);
  • обязательное размещение проектной документации при закупке строительных работ;
  • срок рассмотрения первых частей заявок будет сокращён до трёх дней, при коротком аукционе — до одного дня;
  • срок обжалования итогов аукциона будет равняться пяти дням;
  • исключается обязательное проведение внешней экспертизы при исполнении контрактов, что упростит осуществление приёмки результатов работ, а также поспособствует экономии бюджетных средств.

Цель нововведений — упрощение и ускорение работы в системе госзакупок.

Процедура госзакупок с 31 июля 2019 года

С конца июля не понадобится публиковать извещение у единственного поставщика. Также предусматривается расширение перечня случаев, когда можно будет работать по ФЗ № 223-ФЗ.

Особенности преобразований:

  • заказчику теперь будет проще заключить контракт с таким поставщиком, поскольку исключается положение о необходимости документального оформления отчёта о невозможности или нецелесообразности проведения иных закупок;
  • не потребуется больше предоставлять цену контракта.

С указанного периода отменят план закупок и подкорректируют порядок начисления аванса.

Таблица: нововведения с 1 октября 2019 года

Также с 1 октября вступят в силу Постановления Правительства № 881, 882 и 883.

Данные документы будут выполнять такие функции:

  • регламентировать правила мониторинга доступности Единой информационной системы (ЕИС);
  • фиксировать все действия участников закупок.

Для этого ещё в предыдущие годы была задумана программа «Независимый регистратор», позволяющая совершать следующие действия:

  • в режиме реального времени записывать все действия участников закупки;
  • удостоверяться в правильной настройке компьютера и подключении к интернету;
  • передавать все собранные программой данные в зашифрованном виде в контролирующие органы для последующего рассмотрения поступивших жалоб.

Целью всех преобразований в сфере закупок является, с одной стороны, упрощение процедуры для участников, с другой стороны, повышение эффективности контроля со стороны контролирующих органов.

С 1 июля нынешнего года начнут меняться отдельные положения о госзакупках. Так, начнёт функционировать реестр участников, прошедших аккредитацию на электронной площадке.

Также будет употребляться понятие начальной суммы цен единиц товара, работ или услуг, поменяются сроки изучения первых частей заявок. Ближе к концу года упразднят план закупок, вместо него будет использоваться план-график.

Не нужно будет предоставлять обоснование закупок контролёрам.

  • Наталья Иванова
  • Распечатать

Источник: https://hiterbober.ru/novosti/izmeneniya-v-goszakupkah-s-1-iyulya-2019.html

Что изменится в госзакупках с 1 июля 2018?

С 1 июля участие в госзакупках станет платным: тарифы

Уважаемые пользователи портала, тендерные специалисты, участники торгов! Напоминаем, что с 1 июля должны вступить в силу масштабные поправки в 44-ФЗ. Но почти в последний момент законодатели признали, что ни рынок, ни его участники, ни законодательство не готовы к вступлению в законную силу ряда запланированных нововведений.

Поэтому часть изменений вступит в силу с 1 июля текущего года, а часть будет принята постепенно, в срок до 1 января 2019 года. Чтобы избежать путаницы и разночтений мы подготовили для вас обзор изменений, с указанием, какие из них вступают в силу с 1 июля, а какие будут реализовываться в период до 1 января 2019.

Смотрите видео с нашим экспертом!

Итак, что вступает в силу с 1.07.2018:

  1. Не нужно будет предоставлять обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах, если НМЦК не превышает 1 млн рублей.

Изначально правительство обязало заказчиков устанавливать требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, если НМЦК превышает 5 млн рублей, если иное не установлено Правительством РФ (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ).

Позже этот рубеж был понижен до 1 млн рублей. Таким образом, при проведении конкурсов и аукционов с НМЦК ниже 1 млн рублей обеспечения заявок предоставлять не нужно.

Если НМЦК закупки выше 1 млн, заказчик должен установить требование к обеспечению заявок, при этом размер обеспечения заявки должен будет составлять (ч. 16 ст. 44 44-ФЗ):

  • 0,5- 1% НМЦК при НМЦК 5-20 млн рублей;
  • 0,5- 5% НМЦК при НМЦК более 20 млн рублей.
  • до 2% от НМЦК если закупка осуществляется в соответствии со ст. 28, 29 44-ФЗ, а участником закупки является учреждение или предприятие УИС, либо организация инвалидов.

Стоит отметить, что в законе остались пробелы, в частности не установлено:

  • каков размер обеспечения заявки на участие в торгах при НМЦК от 1 до 5 млн рублей?
  • вправе ли заказчик установить требование об обеспечении заявки на участие в торгах, если НМЦК не превышает 1 млн рублей?
  1. Единый порядок заключения контракта по результатам конкурентных процедур в электронной форме (ст. 83.2 44ФЗ).

С 1 июля внедряется единый порядок заключения контракта. Изменяются следующие моменты:

  • возможность направить протокол разногласий будет только 1 раз (ч. 4 ст. 83.2 44-ФЗ);
  • теперь второй участник может быть признан уклонившемся, если не предоставил вовремя обеспечение исполнения контракта или не подписал проект контракта, при этом ранее выразил согласие на заключение и исполнение договора.
  1. Участники закупок должны будут использовать усиленные квалифицированные электронные подписи с 1 июля 2018 года.

Компании, которые используют неквалифицированные ЭП, должны сменить их на квалифицированные, чтобы принимать участие в закупках. Напоминаем, что вы можете оформить электронную подпись онлайн на нашем сайте. Оформим за сутки!*

  1. Изменится срок направления в РНП сведений об участнике, с которым заключается контракт как с единственным контрагентом по итогам несостоявшейся конкурентной процедуры (ч. 5 ст. 104 44-ФЗ).

Если победитель закупки уклонился от заключения контракта, заказчик направляет в ФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) информацию об этом участнике, а также документы, свидетельствующие об уклонении, в течение 3 рабочих дней с даты признания его уклонившимся от заключения контракта (сейчас информация направляется в ФАС России в течение 5 рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта).

  1. Правительство сможет определить порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта.

Такое право ему предоставлено ч. 29 ст. 34 44-ФЗ, которая начнет действовать с 1 июля.

  1. Появится еще одно единое требование к участникам закупки.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ таким единым требованием является отсутствие у участника ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ. (При этом ограничения не определены. Предполагается, что данная норма введена, чтобы оперативно вносить ограничения (например, как контрсанкции)).

  1. В контракт должно будет включаться условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком, на размер налогов и иных обязательных платежей, связанных с оплатой контракта. Таким образом, заказчик становится налоговым агентом для физлица при заключении контрактов между ними.

В контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юрлицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве ИП, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с налоговым законодательством такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком (п. 2 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ).

  1. Конкретизировались нормы проведения запросов предложений (Часть 18 ст. 34 44-ФЗ дополнена положениями о запросе предложений).

Изменить количество товара, объем работ, услуг можно будет при подписании контракта, заключаемого по итогам запроса предложений. Напомним, что в силу п. 4 ч. 6 ст.

83 44-ФЗ документация о запросе предложений должна содержать информацию о возможности заказчика изменить предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги при заключении контракта. Однако ч. 18 ст.

34 44-ФЗ в настоящее время указывает, что изменить такие условия при подписании контракта можно только в том случае, если это предусмотрено конкурсной документацией или документацией об аукционе.

Вступление в силу каких норм откладывается:

  1. ОТКЛАДЫВАЕТСЯ: Открытие специальных счетов для оплаты участия в закупках

Участникам закупок необходимо открыть спецсчета доя размещения денежных средств, предназначенных для обеспечения заявок и контрактов.

Правительство уже установило требования к договорам спецсчетов, разрешило использовать в этом качестве существующие банковские счета участников закупок и ввело требования к взаимодействию электронных торговых площадок (ЭТП) и банков.

Однако сроки вступления постановления в силу опираются на отлагательную норму: требования будут применяться после отбора правительством нового пула ЭТП (площадки еще не отобраны) для работы по новым правилам. Из-за переноса вступления в силу нормы по спецсчетам, откладываются иные нововведения, связанные с внедрением спецсчетов.
  1. ОТКЛАДЫВАЕТСЯ: Право заказчиковпроводить конкурсы, запросы котировок и запросы предложений в электронной форме.

Заказчики вправе проводить в электронной форме открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений и запрос котировок (п. 43 ст. 112 44-ФЗ).

Изменяются требования к формированию заявок на участие в электронных процедурах. За исключением электронного аукциона – все переводится с бумажных носителей в электронную форму.

Норма откладывается до внедрения системы спецсчетов.

  1. ОТКЛАДЫВАЕТСЯ: Плата за участие в закупке, проводимой в электронной форме.

Операторы площадок вправе взимать плату с победителя обычной электронной закупки или ее закрытого аналога. Те, с кем контракт заключается при уклонении победителя, от платы освобождены. Величину платы определяет оператор площадки. Он же публикует сведения о ней.

Размер платы не может превышать:

— 2 тыс. руб. — при закупках среди СМП и СОНКО;

— 5 тыс. руб. — при прочих закупках.

— 1% если НМЦК не больше 500 тыс. руб. или для закупок среди СМП и СОНКО меньше 200 тыс. руб.

Плату по требованию оператора банк спишет со специального счета участника. Если такого счета нет, о перечислении денег должен позаботиться участник. (ст. 24.1 44-ФЗ). Норма откладывается до введения спецсчетов.

  1. ОТКЛАДЫВАЕТСЯ: С 1 июля 2018 по 30 июня 2019 года включительно заявки на участие в торгах в электронной форме обеспечиваются только путем внесения денежных средств (ч. 52 ст. 112 44-ФЗ).

При этом при проведении электронных торгов денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Норма откладывается, пока не будут введены спецсчета, а спецсчета не будут введены, пока не отобраны ЭТП, а ЭТП планируется отобрать в июле.

  1. ОТКЛАДЫВАЕТСЯ: отбор и перезаключение соглашений с ЭТП

Правительство должно отобрать и заключить соглашения с Электронными Торговыми площадками (ЭТП) для проведения закупок по новой схеме с учетом перехода на электронные торги.

Далее площадка должна пройти проверку готовности к началу работы: ЭТП должна соответствовать требованиям 44-ФЗ и актами правительства РФ (есть интеграция с ЕИС, заключены соглашения с банками по спец счетам, есть представление обеспечения соглашения и т.д.).

 При успешном прохождении аудита с ЭТП заключают соглашение. С этого момента на площадке можно проводить закупки. Планируемый срок заключения соглашений — до 1 октября текущего года.

*Оформление ЭП за 24 часа с момента получения документов от заказчика. 

Источник: https://is-zakupki.ru/material/detail/b6b18bcb-682c-495e-a926-1fc8fad2427e

Плата за победу в аукционе по 44-ФЗ. Тарифы ЭТП

С 1 июля участие в госзакупках станет платным: тарифы

С 1 июля 2018 года начало действовать постановление Правительства России №564 от 10 мая  2018 г. Согласно этому документу операторы торговых электронных площадок получают право взимать плату с участников закупочных процедур.

В постановлении также прописан максимальный размер такого вознаграждения и порядок его выплаты. Перед началом участия в тендерах всем потенциальным поставщикам нужно изучить новые правила и быть готовыми к дополнительным расходам.

Суть изменений

В 2018 году в 44 Федеральный закон внесено множество изменений, которые в том числе коснулись и оплаты потенциальными поставщиками своего участия в тендере.

Так в нём появился пункт 4 статьи 24.1, согласно которому ЭТП приобретают право назначать плату за участие компаний в закупках.

В постановлении указан максимально возможный размер такого вознаграждения, его превышение не допускается.

Раньше торговые площадки самостоятельно занимались распределением средств, поступающих к ним в качестве обеспечения заявок. На время проведения процедуры деньги блокировались на счету участника, и площадка распоряжалась ими так, как считала целесообразным, извлекая из этого прибыль.

По новому порядку обеспечение заявок будет перечисляться на специальные счета, регистрируемые участниками в аккредитованных финансовых учреждениях. Таким образом, финансовый поток на операторам площадок прекращается, а, следовательно, они потеряют источник дохода.

Для обеспечения бесперебойной деятельности и получения прибыли площадкам и разрешили брать плату за свои услуги.

По статистике на каждой ЭТП, обеспечивающей проведение государственных закупок, за год реализуется более 3,5 миллионов контрактов. Специалисты утверждают, что с введением новых правил, площадки смогут зарабатывать до 12 миллиардов рублей в год.

Кто должен будет платить

Согласно нормам постановления №564 оплата будет взиматься с участника, признанного победителем закупочной процедуры, с которым в дальнейшем будет заключаться контракт. Если этот поставщик отказывается подписывать договор, то оплатить победу в тендере он все равно обязан. Об этом ему будет направлено уведомление в личный кабинет.

В ситуациях, когда контракт будет заключаться с участником, занявшим по результатам закупочной процедуры второе место, оператор площадки не обладает правом брать с него плату. На это указывает пункт 3 постановления №564.

Правила взимания платы

После того, как участник закупки будет официально признан победителем, в течение одного рабочего дня оператор ЭТП направляет ему уведомление о необходимости внесения платы. В нем должна быть указана сумма, подлежащая к выплате. Размер платы площадка может менять в любой момент по своему усмотрению, но он не должен превышать предельных сумм, установленных Правительством.

Выплата вознаграждения оператору производится путем перевода денег на банковский счет, но если у победителя закупки открыт специальный счет, то списание платы осуществляется с него. Для этого в течение рабочего дня со дня публикации в сети финального протокола закупки ЭТП оправляет в банк, где открыт спецсчет победителя, информацию о необходимости списания денежных средств.

В рамках договора, заключенного между ЭТП и финансовым учреждением осуществляется перевод средств со счета участника на счет площадки. Средства удерживаются из суммы, заблокированной в качестве обеспечения заявки. Следовательно, оплата будет проведена автоматически, без дополнительного участия обладателя спецсчета.

Предельный размер выплаты

Максимальная величина суммы, которую можно запросить с победителя, установлена пунктом 2 постановления №864. Она составляет:

  1. 1% от НМЦК, но не больше 5000 рублей без учета налога на добавленную стоимость, при реализации обычных закупок.
  2. 1% от НМЦК, но не больше 2000 рублей, если закупка реализуется среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

За оператором торговой площадки закреплено право устанавливать сумму вознаграждение меньше максимальной. А вот превышать её он не может.

Действующие тарифы ЭТП

Площадки начали брать плату с победителей закупок с начала октября 2018 года. На данный момент действуют следующие тарифы:

Торговая площадкаПлата при оформлении контракта по итогам обычной закупкиПлата при оформлении контракта по итогам закупки среди СМП
АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»1% от НМЦК, но не >5000 руб. без НДС1% от НМЦК, но не >2000 руб. с учетом НДС
АО «Единая электронная торговая площадка»1% от НМЦК, но не >5000 руб. без НДС1% от НМЦК, но не >2000 руб. с учетом НДС
АО «Российский аукционный дом»1% от НМЦК, но не >5000 руб. без НДС1% от НМЦК, но не >2000 руб. без НДС
АО «Электронные торговые системы»1% от НМЦК, но не >5000 руб. с учетом НДС (Если рассчитанная плата составила меньше 100 рублей, то НДС не берется)1% от НМЦК, но не >2000 руб. с учетом НДС (Если рассчитанная плата составила меньше 100 рублей, то НДС не берется)
АО «ТЭК-Торг»1% от НМЦК, но не >5000 руб. без НДС1% от НМЦК, но не >2000 руб. без НДС
ЗАО «Сбербанк-АСТ»1% от НМЦК, но не >5000 руб. без НДС1% от НМЦК, но не >2000 руб. без НДС
ООО «РТС-Тендер»1% от НМЦК, но не >5000 руб. без НДС1% от НМЦК, но не >2000 руб. с учетом НДС
ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»1% от НМЦК, но не >5000 руб. с НДС. (При НМЦК < 100000 руб. НДС не берется)1% от НМЦК, но не >2000 руб. с учетом НДС. (При НМЦК < 100000 руб. НДС не берется)

Новый порядок оплаты победителем услуг ЭТП приведет к дополнительным расходам. Поставщикам придется заранее рассчитывать сумму, подлежащую к выплате и закладывать ее при выставлении ценовых предложений во время проведения закупки. При утверждении новых норм планировалось, что часть убытков удастся компенсировать, так как на средства, хранящиеся на спецсчетах, банки обязаны начислять проценты, однако на данный момент в большинстве случаев он скорее номинален.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/256-plata-za-pobedu

Памятка: что поменялось в госзакупках с 1 июля

С 1 июля участие в госзакупках станет платным: тарифы

С 01.07.2018 вступила в силу большая часть поправок в закон о госзакупках. Напоминаем о самых важных изменениях и нововведениях. Проверьте, все ли вы учли в работе. Если нет — срочно вносите коррективы.

Изменения в план-график по закупкам, которые не состоялись, и госзакупкам с единственным поставщиком (по всем основаниям ч. 1 ст. 93) происходят за 1 день до размещения извещения в ЕИС.

Согласно ч. 15 ст. 21, поправки, которые внесены в план-график, публикуются в течение 3 рабочих дней. Если предусмотрены исключения, то не раньше изменения плана-графика в ЕИС. Подробнее в статье «Изменения в план-график будем вносить по новым правилам».

Поменялись положения в проекте контракта

В соответствии с п. 2 ч. 13 ст. 34 закона № 44-ФЗ, в контракт включается условие об уменьшении суммы оплаты на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты, если заказчик исполняет функции налогового агента

Согласно п. 16 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе заключать контракт жизненного цикла, а не обязан — так было до изменений.

Ч. 18 ст. 34 дополнилась возможностью допоставить товар на размер экономии при проведении конкурса, аукциона, а также запроса предложений.

Привели в соответствие и расчет пеней. Теперь необходимо рассчитывать не по ставке рефинансирования, а по ключевой. Подробнее в статье «С 26 марта пени нужно считать по-новому».

С 01.07.2018 в проекте контракта должны быть закреплены порядок и сроки оплаты, приемки и оформления приемки.

Дополнились требования к участникам

Новые требование к участникам: «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в госзакупках, которые установлены законодательством». Соответственно, необходимо проверить, чтобы у участника была актуализирована декларация о соответствии общим требованиям. Подробнее об этом читайте в статье «Образец декларации о соответствии участника 2020 года».

Изменили порядок рассмотрения заявок

Максимальный период рассмотрения заявок в закупках с НМЦК меньше 3 млн руб. — 1 рабочий день от момента окончания срока приема предложений.

С 01.07.2018 заявка не может отклоняться по причине отсутствия в ней сведений и электронных документов, которые предусмотрены п. 5 ч. 5 ст.

66 (преимущества организациям инвалидов и организациям уголовно-исполнительной системы), а также п. 6 ч. 5 ст. 66 (ограничения и условия допуска в рамках национального режима по ст.

14), исключая ситуации, когда закупаются ТРУ, которые запрещены к приобретению по ст. 14.

Уходят от «бумажных» процедур

Все конкурентные способы закупки предусматривают возможность проведения их в электронной форме, в т. ч. закрытые.

Для проведения закрытого аукциона: закупки органов, учреждений и предприятий обороны и гос. управления по перечню, который установлен правительством.

Возможность проводить «бумажные» процедуры в 44-ФЗ сохранили для госзаказчиков, которые базируются на территории зарубежной страны, для нормального жизнеобеспечения, предквалификационного отбора и закупок по ст. 111 и 111.1

До выбора пула «новых» торговых платформ работать будем на ранее определенных площадках.

Обеспечение заявки

Госзаказчик обязательно прописывает требование к обеспечению заявок для участия в конкурсных процедурных и аукционах при условии, что НМЦК превышает 1 млн рублей (ПП РФ от 12.04.2018 № 439).

Величина для обеспечения заявки:

  • 0,5–1 % (НМЦК 5–20 млн рублей);
  • 0,5–5 % (НМЦК свыше 20 млн рулей);
  • 0,5–2 % (НМЦК свыше 20 млн рублей + ст. 28, 29).

Казенное учреждение освобождается от обеспечения заявки.

Все правила по обеспечению заявок читайте в статье «Обеспечение заявки: что изменится с 1 июля».

Спецсчет

Обеспечения заявок направляются поставщикам на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается правительством. Пошаговую инструкцию о переходе на механизм спецсчета читайте в статье «Как работать со спецсчетом в 2020 году».

Скорректировали нормы об отчетности

Сведения в реестр контрактов теперь вносятся в течение 5 рабочих дней.

Информацию об исполнителях госконтракта, копия контракта, документы о приемке убрали из свободного доступа в реестре контрактов в случаях проведения закрытых торгов.

В соответствии с ч. 9 ст. 94, отчет об исполнении отдельного этапа открыты только:

  • для строительных работ, реконструкции, капитального ремонта, сохранения объектов культурного наследия;
  • в случае превышения цены более 1 млрд руб.

Правило об одном дне на публикацию сведений об изменении и расторжении контракта (п. 26 ст. 95) прекратило действовать.

Исключили контроль по сопоставлению протоколов и документации о закупке (ч. 5 ст. 99).

Также при формировании реестровой записи в реестре контрактов необходимо прикладывать документ о согласовании контрольного органа в закупках у единственного поставщика, в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Подробнее читайте в статье «Новые правила ведения реестра контрактов».

Также вас могут заинтересовать статьи:

Источник: https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/pamyatka-chto-pomenyalos-v-goszakupkakh-s-1-iyulya

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2019 года

С 1 июля участие в госзакупках станет платным: тарифы

Серьезная основа для реализации целого комплекса изменений в закон 44-ФЗ была заложена еще в прошлом году. Благодаря тому, что все закупки были переведены в электронные форматы, сама по себе процедура закупок упростилась и ускорилась.

В результате реформы были отобраны 8 электронных торговых площадок (ЭТП): Сбербанк-АСТ, РТС-Тендер, Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Национальная электронная площадка, Zakaz RF, Российский аукционный дом (РАД), Электронная торговая площадка ГПБ, ТЭК-Торг.

Все они взаимодействуют с 22 коммерческими банками и Единой информационной системой (ЕИС).

Контрактная система развивается согласно принятой Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах, в которой обеспечение конкурентной и прозрачной системы закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд определяется в числе ключевых направлений в рамках реформирования системы управления финансами.

Нововведения, которые ускорят проведение закупок

1. Сокращен срок для размещения извещения о закупке

С 1 июля 2019 года извещение можно размещать на следующий день после изменения плана-графика. А пока действует значительно более длинный срок — не ранее чем через 10 дней после внесения изменений в план-график.

2. Повышаются границы начальной (максимальной) цены (НМЦ) короткого аукциона — со сроком размещения извещения 7 дней

Раньше для подобных аукционов действовало ограничение — они могли проводиться только для закупок менее 3 млн руб. С 1 июля планка увеличивается до 300 млн руб., а для строительных работ — до 2 млрд руб. Тем самым будет в разы увеличено количество закупок по ускоренной процедуре.

3. Сокращаются сроки рассмотрения заявок и проведения торгов

Сроки в аукционе меняются и у заказчика. На рассмотрение первых частей заявок в коротком аукционе остается 1 рабочий день. А сроки для длинного аукциона заметно сократились: если НМЦ более 300 млн руб. или 2 млрд для работ по строительству, время сокращается с 7 до 3 рабочих дней.

4. Изменился день начала торгов

С 1 июля это первый рабочий день, следующий за датой рассмотрения первых частей заявок. А для строительных работ — через 4 часа после опубликования протокола по первым частям. При этом время назначает площадка, и это местное время заказчика.

Чем обусловлены 4 часа для строительных работ? Прежде всего тем, что теперь в аукционную документацию обязательно входит проектная документация.

 Таким образом, участнику совсем необязательно в первую часть заявки вставлять длинный список того, что он согласен сделать. Он просто может поставить свое согласие без какой-либо дополнительной информации.

Заказчик не будет составлять протокол по первым частям заяки.   

Рассмотрение протокола первых частей совпадает с временем окончания подачи заявок. Поскольку протокола нет, аукцион по стройке начинается через 4 часа после срока окончания подачи заявок. 

5. Меняется шаг аукциона  

Исчез не так давно введенный нижний лимит — 100 руб. Теперь его нет. Однако при переходе через «0» шаг аукциона меняется. Фактически можно предлагать от 0 до 5 % от МЦК при переходе через «0», а это 100 млн руб.

Таким образом, шаг аукциона может быть от 0 до 5 млн руб.  

6. Появляется право заключить контракт с любым поставщиком, удовлетворяющим требования, если в рамках одной процедуры два раза не поступают заявки

Сейчас закон обязывает в этом случае инициировать новую процедуру, в результате растягиваются сроки торгов.

Поправки в 44-ФЗ, вступающие в силу с 1 июля 2019 года, позволят заключать контракт с любым поставщиком, который удовлетворяет требованиям, обозначенным в проектной документации.

Однако это будет возможно только по итогам предварительной проверки такой закупки контролирующими органами.

7. Упрощается и сокращается повторная процедура при одностороннем расторжении контракта

Если расторжение контракта происходит по инициативе заказчика, то сейчас необходимо реализовывать новую процедура, что сильно затягивает сроки реализации проектов.

Изменения в 44-ФЗ дадут заказчику право заключить контракт со вторым победителем той же самой процедуры, но при условии, что предыдущий участник действительно нарушил условия контракта, не справился со взятыми на себя обязательствами и попал в реестр недобросовестных поставщиков. У заказчика появляется не обязанность, а возможность воспользоваться этим правом.

При этом поставщик должен быть согласен на заключение контракта, завершение работ или допоставку предмета закупки.

8. Сокращается время на подачу жалоб на действия заказчика или оператора ЭТП

Сейчас любой участник закупки, который не был отобран в течение 10 дней, может написать жалобу. По регламенту ФАС эта жалоба рассматривается 8 дней.

С июля срок сокращается до 5 дней с момента опубликования протокола. Исключения составляют жалобы на документацию / извещение и на завершающий протокол перед подписанием контракта.

Несмотря на сокращение срока подачи жалоб, за участником, который определен победителем, по-прежнему останется право обжаловать те или иные действия заказчика до момента заключения контрактов.

Такой подход позволяет пресечь злоупотребление необоснованным обжалованием процедур и в то же время гарантировать, что победитель заключит контракт строго в соответствии с законодательством.

9. Для контрактов на выполнение строительных работ появилась возможность изменить объем и срок работ не более чем на 30 %

Сейчас увеличить стоимость контракта можно только в пределах 10 % от заключенного контракта.

Это законодательное новшество учитывает специфику строительной сферы, где нередко возникают непредвиденные обстоятельства.  В таких случаях заказчикам приходится расторгать контракт по согласию сторон, чтобы заново инициировать процедуру.

С 1 июля, если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене, а орган исполнительной власти соответствующего уровня согласует увеличение цены, то тогда цена контракта может быть увеличена, но не более чем на 30 %.

Также возможно однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального, если контракт не был исполнен по виде подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию.

Как повысится конкуренция в закупках

Сейчас низкая конкуренция в большей степени объясняется слишком сложной проектной документацией. Участники вынуждены переписывать огромное количество страниц, при этом всегда есть риск быть исключенным из процедуры из-за какой-либо ошибки.

Поправки в 44-ФЗ с 1 июля будут направлены в том числе и на решение этой проблемы.

В частности, для строительных работ будет требоваться только выражение согласия с опубликованной проектной документацией (без рассмотрения первой части заявки).

Необходимости что-либо переписывать не возникнет. Надо лишь подтвердить, что все описанное в технической документации будет выполнено в установленные сроки.

Чтобы исключить случаи демпинга, предлагается:

1. Проверять наличие опыта реализации аналогичных строительных работ до подачи ценовых предложений и в объеме не менее 20 % контракта.

Сейчас проверка производится после подачи ценовых предложений. Нововведения приведут к тому, что торг будет идти между квалифицированными и опытными участниками, которые способны выполнить контракт.

2. Запретить в случае падения цены более чем на 25 % предоставлять авансы.

В настоящее время не существует ограничений в отношении предоставления авансов.

  • Операторы ЭТП должны вести свой реестр участников закупки

Предполагается, что участники должны аккредитоваться в таком реестре. Он содержит наименование, фирменное наименование — юрлицо; ФИО или физлицо/ИП; ИНН; дату аккредитации на ЭТП; иные сведения и документы в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

При наличии дополнительных требований к участникам закупок (Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99) документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям, нужно разместить и сохранить в личном кабинете.

Оператор ЭТП рассматривает эти заявки на предмет правильности документов (всё ли в наличии, подписаны ли документы соответствующей электронной подписью и т.д.).

В противном случае оператор возвращает документы, и участник не сможет подать заявку.

Подать заявку на закупку с дополнительным требованием может только тот участник, у которого в личном кабинете есть соответствующие документы.  И это исключает необходимость такие документы включать во вторую часть заявки.

  • Обеспечение гарантийных обязательств

Заказчик вправе установить требования к гарантийным обязательствам. И в этом случае участник обязательно предоставляет обеспечение гарантийных обязательств. Цена этого обеспечения должна быть не более чем 10 % от НМЦК. Способы предоставления — либо деньгами, либо банковской гарантией.

Есть один важный нюанс — документ о приемке ТРУ может предоставляться поставщику только после предоставления обеспечения гарантийных обязательств.

  • Устранены законодательные рассогласования по сумме обеспечения заявки

Если НМЦК до 20 млн руб., то размер обеспечения заявки от 0,5 до 1 % от НМЦК. При этом заказчик обязан установить обеспечение заявки, если НМЦК составляет 5 млн и более. 

Важные изменения в 44-ФЗ для малого бизнеса

Для предпринимателей важно прежде всего снижение финансовой нагрузки. И ряд изменений с 1 июля позволят это сделать.

  • Некоторые субъекты малого бизнеса будут освобождены от обеспечения исполнения контрактов

Сейчас обеспечение исполнения контракта для таких субъектов делается в общем порядке. С июля оно отменяется для тех субъектов, которые обладают опытом реализации контрактов (за последние 3 года) в размере текущего контракта.  

  • Изменится размер и порядок расчета размера обеспечения

Сейчас размер обеспечения считается в процентах от НМЦК. Если в процессе торгов она существенно снижается, то расчет ведется от цены, заявленной победителем. Такой принцип будет действовать в отношении малого бизнеса.   

  • Обязательства по контракту будут разделены

Если сейчас общее обеспечение поставки и гарантийного обслуживания, то с 1 июля предполагается отдельное обеспечение. То есть обязательства по контракту будут разделены на основную часть (поставка товара) и гарантийное обслуживание товаров.

Изменения, упрощающие процесс закупок

  • Совершенствуется порядок планирования закупок

Сейчас заказчикам приходится погружаться в сложный процесс и составлять такие документы, как план закупок, план-график закупок и обоснования к ним.

В результате реформы по планированию закупок с 1 октября 2019 года количество этих документов сократится — останется только план-график. И он будет содержать в целом меньше информации, поэтому его будет проще составлять и отслеживать.

Также станет невостребованным обоснование закупок. От этого документа останется лишь одна позиция — обоснование НМЦК.

  • Узаконены закупки без определенного объема

Заказчик не всегда может сказать, какой объем товаров и услуг ему нужен. Но товары и услуги могут быть разбиты на какие-то элементы, и у этих элементов может быть цена. Например, цена единицы товара или цена единицы услуги.

Если точного объема заказчик не имеет, то он вправе определить начальную цену единицы ТРУ или суммы цен ТРУ. Но контракт будет заключен по максимальному значению цены контракта.

По сути, это та же самая НМЦК, и она не меняется. Но по той цене, которая образуется в результате торгов, заказчик получит больший объем. Это очень важно, в частности, при строительных работах.

  • В малых закупках у единственного поставщика меняется верхний лимит

Сейчас это сумма 100 000 руб. На нее могут осуществить закупку у единственного контрагента заказчики, перечисленные в п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Теперь эта сумма утроится до 300 000 руб. При этом общие лимиты расходов на такие закупки — 2 млн руб. или 5 % от общего объема закупок — продолжают действовать.

  • Увеличивается лимит закупок лекарств по медицинским показаниям

Закупка лекарственных средств у единственного поставщика по решениям врачебной комиссии увеличена с 200 000 руб. до 1 млн руб.

  • Меняется лимит по закупкам у единственного поставщика

Новшества начнут действовать с 31 июля 2019 года. И они коснутся не только увеличения лимита и годового ограничения, но и расширения перечня заказчиков. Список организаций, которые вправе воспользоваться этой возможностью, пополнится домами ремесел и домами народного творчества.

Верхний предел на такую закупку учреждениями культуры пока составляет 400 000 руб., но с 31 июля он увеличится до 600 000 руб.

Меняются также годовые ограничения на такие закупки. Вместо одного варианта
(50 % СГОЗ и до 20 млн руб.) появились два: годовой объем таких закупок не должен превышать 5 млн руб.; годовой объем не больше 50 % СГОЗ и не больше 30 млн руб.

Источник: https://kontur.ru/articles/602

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.