+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Роструд утвердил правила проверок работодателей

Содержание

Утвержден новый регламент трудовых проверок

Роструд утвердил правила проверок работодателей

  • Новости
  • Трудовые отношения

Утвержден новый регламент трудовых проверок

17 октября 2019 Марина Басович Налоговый журналист, опыт работы более 10 лет

С 22 октября будет действовать новый административный регламент, регулирующий порядок осуществления плановых и внеплановых трудовых проверок (утв. приказом Роструда от 13.06.19 № 160; зарегистрирован в Минюсте 10.10.19).

Теперь в регламенте приведен исчерпывающий перечень документов, которые могут быть запрошены в ходе проверки.

В частности, сказано, что контролеры могут истребовать у организации или ИП документы, устанавливающие порядок индексации зарплаты, в том числе запросы работодателя о росте потребительских цен на товары и услуги.

Согласно регламенту, проведение плановых и неплановых проверок осуществляется в отношении:

  • организаций или ИП, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры;
  • физлиц, не являющихся ИП, но имеющих работников, в частности, для помощи по ведению домашнего хозяйства, с которыми заключены трудовые договоры.

Какие документы могут истребовать

Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, которые ревизоры могут запросить у работодателя в рамках проверки, приведен в пункте 13 Регламента. Этот список весьма внушительный. Помимо прочего, проверяющие вправе истребовать:

  • документы по начислению и оплате отпуска, выплате денежной компенсации за неиспользованные отпуска при увольнении;

Бесплатно рассчитать зарплату и отпускные с учетом всех актуальных на сегодня показателей

  • документы, устанавливающие систему оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера (коллективный договор, соглашения, локальные нормативные акты);
  • документы, устанавливающие порядок индексации заработной платы и подтверждающие индексацию заработной платы, в том числе запросы работодателя о росте потребительских цен на товары и услуги;
  • документы по начислению и выплате зарплаты и иных сумм, в том числе ведомости по начислению и выплате зарплаты и иных выплат работникам, платежные поручения с приложением реестров перечислений, согласия работников на удержание из зарплаты, расчетные листки и приказы работодателя об утверждении формы расчетного листка, приказы об установлении простоя;
  • должностные инструкции, трудовые книжки, бланки трудовых книжек и вкладышей в них, книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них;
  • трудовые договоры и допсоглашения к ним, гражданско-правовые договоры, документы о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, документы, подтверждающие наличие полномочий по подписанию трудовых договоров и по допуску работников до работы;

Бесплатно составить и распечатать трудовой договор

  • документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований в части рабочего времени, в том числе табели учета рабочего времени и иные документы по ведению учета фактически отработанного рабочего времени, графики работы (сменности), результаты специальной оценки условий труда, соглашения сторон об установлении неполного рабочего времени, документы об ознакомлении работников в письменной форме с правом отказаться от работы в ночное время, сверхурочной работы, документы об установлении режима рабочего времени;
  • документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований в части времени отдыха, в том числе графики отпусков, уведомления работников о предстоящих отпусках, приказы о предоставлении отпусков, заявления работников о предоставлении отпусков, документы о привлечении работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни;
  • документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований в части трудового распорядка и дисциплины труда.

Бесплатно составлять кадровые документы по готовым шаблонам и вести кадровый учет в веб-сервисе

В каких случаях проверки не будет

Проверка не может проводиться (или должна быть прекращена), если установлено, что:

  • отсутствуют основания для проведения проверки;
  • предмет проверки не соответствует полномочиям Роструда и его территориальных органов;
  • при организации и проведении проверки допущены грубые нарушения, предусмотренные законодательством о государственном контроле (надзоре);
  • если после начала проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее осуществления, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.

Плановые проверки

При осуществлении плановых проверок инспекторы по труду по-прежнему будут использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов). Предмет проверки должен ограничиваться исключительно этими вопросами. Периодичность плановых проверок зависит от категории риска деятельности организации или предпринимателя. Чем выше категория, тем чаще будут проверять работодателя.

Согласно новому регламенту, планы трудовых проверок должны публиковаться на сайтах территориальных инспекций по труду не позднее 10 ноября года, предшествующего тому, на который запланированы проверки.

Бесплатно найти организацию или ИП в списке плановых неналоговых проверок Обсудить на форуме В закладки Распечатать 15 271

15 271

Обсудить на форуме В закладки Распечатать 15 271

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/news/2019/10/15128

Новый регламент ГИТ. Как инспекторы будут проверять работодателей в 2020 году

Роструд утвердил правила проверок работодателей
источник: Яндекс картинки

У инспекторов ГИТ новый регламент проверок (утв. приказом Минтруда от 13.06.2019 № 160, далее — Регламент).

В статье — важные правила из этого документа и подсказки в пользу работодателей. Учитывайте их, чтобы успешно пройти проверку. Нововведения работают уже с 22 октября 2019 года.

Кардинальных изменений по сравнению с прошлым регламентом нет, зато многие правки выгодны и полезны компаниям.

До 10 ноября компанию должны включить в план проверок

Совет:до прихода инспектора пройдите самопроверку. Используйте вопросы из чек-листов, а такжесервис «Электронный инспектор». Роструд утверждает, что данный сервис сэкономил компаниям 11 млрд 125 млн ₽. Это сумма штрафов, которых избежали работодатели, если исправили выявленные «Электронным инспектором» нарушения.

источник: онлайнинспекция.рф

План проверок будут публиковать на сайте ГИТ региона до 10 ноября года, предшествующего году проведения проверок (п. 41 Регламента). Раньше это делали до 1 декабря. Таким образом, у работодателей стало больше времени для подготовки.

В Регламенте закрепили принцип риск-ориентированного подхода при проведении проверок, введенный еще в 2017 году. Разъяснили, что категорию риска автоматически определяет специальная система.

Для этого она использует сведения о травматизме и задолженности по зарплате из отчетов Роструда и данные о численности работников, дате госрегистрации, виде экономической деятельности организации из системы межведомственного взаимодействия с ФНС (п. 33 Регламента). Тех, кого система отнесла к категории низкого риска, планово не проверяют.

Если риск высокий — компанию будут вносить в план проверок каждые два года, значительный — каждые три года, средний — максимум один раз в пять лет, умеренный — не чаще чем один раз в шесть лет.

источник: Яндекс картинки

Обратите внимание. О плановой проверке компании напомнят минимум за три рабочих дня. Инспектор передаст работодателю копию распоряжения или приказа о начале проверки любым доступным способом.

Например, в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Это правомерно, если адрес электронной почты юрлица указан в ЕГРЮЛ либо был представлен самим юрлицом в Роструд (п. 53 Регламента, ст. 9 Федерального закона от 26.12.

2008 № 294-ФЗ, далее — Закон № 294-ФЗ).

Сведения от третьих лиц о непредоставлении отпусков — основание для проверки

Среди оснований для внеплановой проверки — поступление в ГИТ заявления гражданина, юрлица или информации от органов госвласти, местного самоуправления, СМИ о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан (п. 90 Регламента). Кроме того, в качестве отдельного основания для проверки названо мотивированное представление должностного лица Роструда, составленное на основании рассмотрения такой информации.

В п. 91 Регламента разъяснили, когда может возникнуть угроза причинения вреда жизни и здоровью. Например, проверку могут инициировать на основании данных из СМИ о том, что работников не отпускают в отпуска или заставляют работать сверхурочно. 

Обратите внимание. О проверке на основании сообщения об угрозе жизни и здоровью инспектор компанию не уведомляет (п. 98 Регламента). Аналогичного правила в отношении проверок на основании мотивированного представления инспектора в Регламенте нет, но оно есть в ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ. Таким образом, инспектор и в этом случае не будет уведомлять компанию о внеплановом визите.

источник: Яндекс картинки

Инспектор будет запрашивать только те документы, которые указаны в Регламенте

На заметку:в Регламенте отразили применение проверочных листов. Закрепили, что они обязательны при плановых проверках. Предмет проверки должен ограничиваться перечнем вопросов, включенных в проверочные листы. Реквизиты проверочного листа, который инспектор будет использовать, указывают в распоряжении или приказе на проведение плановой проверки.

В Регламенте закрепили исчерпывающий перечень документов, которые может запросить ГИТ. В прежнем регламенте такого списка не было. Перечень обширный: документы не поименованы закрытым списком, а разделены на группы.

Например, документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований в части охраны труда, индексации зарплаты. В том числе инспектор может попросить предъявить запросы работодателя о росте потребительских цен на товары и услуги (п.

13 Регламента).

>>>задать вопрос on-line через ВКОНТАКТЕ

Появление такого закрытого, хоть и широкого, перечня полезно работодателям. Если инспектор в ходе проверки запрашивает документ, который не относится к группам из п. 13 Регламента, то работодатель не обязан предоставлять такой документ.

В этом случае надо направить в ГИТ мотивированный ответ, в котором сослаться на то, что запрашиваемого документа нет в исчерпывающем перечне документов, которые могут быть истребованы у работодателя. При этом не давать инспектору документы имеет смысл, только если они не относятся к предмету проверки.

Если же документ не поименован в перечне, но может подтвердить позицию работодателя, его можно предоставить.

Документы, которые указаны в п. 14 Регламента, инспектор получает от других ведомств в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Требовать эти документы от работодателей инспектор не вправе (п. 8 Регламента).

Рассказали о новых правилах проверок ГИТ. Узнайте, к чему теперь надо быть готовыми, если в компанию придет инспектор.

Пример
Сведения о задолженности по страховым взносам до 1 января 2017 года инспектор запрашивает у ФСС и ПФР, а после 1 января 2017 года — у ФНС. У налоговой инспектор также запросит сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.

Обратите внимание. Работодатель вправе предоставлять инспектору любые документы. Но иногда излишняя активность в этом вопросе может навредить компании.

Поэтому перед тем, как передать документы, которые не запрашивал инспектор, убедитесь, что в них нет положений, не соответствующих требованиям трудового законодательства.

Иначе инспектор, заметив нарушения, вправе отразить их в акте и привлечь работодателя к административной ответственности, несмотря на то, что документы не относятся к предмету проверки.

источник: Яндекс картинки

Инспектор не будет проверять исполнение советских актов и писем Роструда и Минтруда

Интересно знать:136,9 тыс. проверок провела ГИТ в 2018 году; 92,7 процента из них — внеплановые. Нарушения нашли в 91,9 тыс. проверок. По итогам инспекторы назначали 3 млрд 251 млн ₽ штрафов.

В Регламенте прямо указали, что инспекторы не вправе проверять выполнение требований, установленных НПА органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также документов, не обязательных к применению (п.

8 Регламента). В последнем случае речь идет в том числе о письмах Роструда и Минтруда. Фактически это не новая норма, а разъяснение для инспекторов. Аналогичный запрет содержится в Законе № 294-ФЗ.

Учтите, что до 1 июля 2022 года инспекторы могут проверять выполнение требований советских актов, касающихся:

— применения квалификационных справочников, списков работ, с учетом которых досрочно назначают страховую пенсию, а также правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочную пенсию;

— установления районных коэффициентов и процентных надбавок к зарплате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями (Федеральный закон от 30.10.2017 № 308-ФЗ).

Обратите внимание. То, что инспектор не может проверять исполнение актов советского периода, не отменяет обязанность работодателя соблюдать те из них, которые не противоречат ТК. Работник может добиться исполнения таких норм в суде.

>>>КСТАТИ, ПОД ВИДОМ ИНСПЕКТОРА МОЖЕТ СКРЫВАТЬСЯ МОШЕННИК

>>>Проверка компании с филиалами не будет длиться дольше 60 рабочих дней

Поделитесь своим мнением в обсуждении к публикации, а самой публикацией – со своими знакомыми, которым может быть полезно знать эту информацию, подписывайтесь на канал.

Подпишитесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить интересный и полезный юридический контент

, , , Instagram

Благодарю за внимание!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5afb4d29256d5c10df008c74/5df2377c9515ee00aee77fd1

Проверка работодателей: основания, порядок, оформление результатов

Роструд утвердил правила проверок работодателей

22 октября 2019 года вступил в силу новый административный регламент, устанавливающий правила осуществления надзора за соблюдением трудового законодательства (далее – регламент; утвержден Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 13 июня 2019 г. № 160).

Большая часть положений перешла в него из прежнего, действовавшего до указанной даты, регламента, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 октября 2012 г. № 354н.

Однако содержится в документе и ряд новшеств, которые стоит учесть организациям и ИП, являющимся работодателями.

Порядок прекращения проверки

Регламентом предусмотрено, в частности, что начатая проверка работодателя должна быть прекращена в случае установления факта анонимности обращения или заявления, ставшего поводом для организации проверки, либо содержания в нем заведомо недостоверных сведений – данным положением дополнен перечень существовавших ранее оснований прекращения проверки (все эти основания закреплены в п. 27 регламента).

Указано также, какие сведения должно содержать решение о прекращении проведения проверки в отношении работодателя, которое оформляется в виде письменного распоряжения, приказа руководителя Роструда или его территориального органа – государственной инспекции труда в субъекте РФ – либо их заместителей (документ издается по собственной инициативе указанных лиц или на основании служебной записки уполномоченного на проведение проверки должностного лица). Помимо идентифицирующей участников проверки информации – о наименовании проводившего ее территориального органа Роструда, наименовании юридического лица или Ф. И. О. гражданина, в том числе ИП, в отношении которого проверка прекращается, в распоряжении или приказе отражаются дата, время и место его составления, дата прекращения проверки, а также подробно излагаются факты, явившиеся основанием для ее прекращения (п. 28 регламента).

Кроме того, прямо закреплен запрет на прекращение внеплановой проверки при подаче гражданином заявления об отзыве своего обращения в надзорный орган, ставшего основанием для ее проведения (п. 29 регламента).

Как отметил в ходе организованной газетой “Ведомости” конференции HR Legal начальник отдела надзора за соблюдением трудового законодательства Роструда Александр Турков, это позволит предотвратить ситуации неоднократного обращения работодателей по одному и тому же обстоятельству, что ранее имело место – вроде бы разрешивший спор с работодателем работник подавал заявление о прекращении проверки, однако впоследствии снова обращался в надзорный орган по тому же вопросу, так как работодатель вопреки договоренности не устранил нарушение.

Проведение плановых проверок юридического лица, имеющего филиалы

Согласно регламенту перед началом организации проведения плановой проверки юридического лица, филиалы которого расположены в иных субъектах РФ, руководитель соответствующей инспекции труда (по месту регистрации самой организации) или его заместитель должны получить сведения обо всех филиалах, структурных подразделениях и рабочих местах данного юридического лица.

Кроме того, указанному должностному лицу необходимо направить запросы в территориальные органы Роструда тех регионов, где зарегистрированы филиалы и структурные подразделения организации, для получения сведений об их должностных лицах, подлежащих включению в распоряжение или приказ о проведении выездной проверки по месту нахождения юридического лица, его филиалов и подразделений, в ходе которой будут обследоваться территории, помещения, оборудование и т. д., используемые проверяемым хозяйствующим субъектом (п. 50 регламента).

Таким образом, в данном случае уполномоченными на проведение проверки организации лицами являются руководитель, его заместитель, иные должностные лица государственной инспекции труда в субъекте РФ, на территории которого зарегистрировано это юридическое лицо, а также должностные лица инспекций труда в регионах, где находятся филиалы и структурные подразделения данной организации.

Результаты контрольных мероприятий, проведенных в отношении расположенных вне региона, на территории которого находится сама организация, должны направляться в территориальный орган Роструда по месту ее регистрации не позднее чем за пять рабочих дней до окончания срока проведения выездной проверки, определяемого распоряжением или приказом о ее проведении, в форме справки, подписанной уполномоченным на проведение проверки должностным лицом, с приложенными подтверждающими документами и материалами. Все полученные из регионов справки учитываются при составлении акта проверки должностными лицами государственной инспекции труда в субъекте РФ, на территории которого зарегистрировано проверяемое юридическое лицо (п. 68 регламента).

При организации проведения плановых проверок ИП и юридических лиц, которые являются работодателями, напомним, применяется риск-ориентированный подход (п. 20 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, п.

1 Критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска).

Но стоит помнить – и на это обратил особое внимание Александр Турков, – что категория риска, предопределяющая периодичность проведения плановых проверок, устанавливается для всего юридического лица – работодателя, а не его конкретных филиалов.

Внеплановые проверки на основании информации о нарушениях, угрожающих жизни и здоровью граждан

В п. 90 регламента подробно прописаны основания проведения внеплановых проверок работодателей – данный перечень сформирован на основе положений о внеплановых проверках профильного закона (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г.

№ 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”) и Трудового кодекса (ч. 7 ст. 360 ТК РФ).

Одним из таких оснований является поступление в Роструд или государственную инспекцию труда сведений о фактах нарушения работодателем трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, которые привели к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, невыплате или неполной выплате в установленный срок зарплаты, других причитающихся работникам начислений, установлению зарплаты в размере ниже МРОТ. Такие данные могут содержаться в обращении или заявлении гражданина, в том числе ИП, юридического лица либо в сведениях, полученных от органов власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профсоюзов или из СМИ.

Надо полагать, именно с целью упрощения оценки полученной информации на предмет того, свидетельствует ли она о наличии угрозы жизни и здоровью работников или нет, в регламенте закреплен список факторов, которыми может быть обусловлено возникновение такой угрозы. К ним отнесены (п. 91 регламента):

  • невыплата зарплаты или ее составных частей;
  • непредоставление оплачиваемых отпусков;
  • нарушение режима труда и отдыха;
  • уклонение от оформления трудовых отношений или ненадлежащее их оформление;
  • необеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктажи, стажировку на рабочем месте, медосмотры, психиатрические освидетельствования;
  • отсутствие системы управления охраной труда или ее ненадлежащее функционирование;
  • непроведение специальной оценки условий труда;
  • непредоставление или нарушение порядка предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда по результатам проведения СОУТ.

Выдача предписаний по итогам проверки

Из всех положений об оформляемых в результате проведения проверок документах именно нормы о предписаниях претерпели наиболее существенную корректировку. В частности, в регламенте закреплено право уполномоченных должностных лиц выдавать не только по завершении проверки, но и в процессе ее проведения два вида предписаний (п. 120 регламента):

  • об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • о запрете использования средств индивидуальной и коллективной защиты работников, которые не соответствуют обязательным требованиям, предусмотренным законодательством о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда.

Реализация этой возможности, как полагает Роструд, положительно скажется на обеспечении для работников безопасных условий труда и предупреждении травматизма.

Интересное изменение касается содержания предписаний об устранении выявленных нарушений, допущенных работодателем, – запрещено включать в такие предписания требования о соблюдении законодательства в дальнейшем (п. 115 регламента).

“Предписание выдается с целью устранения нарушений, нет смысла дублировать в нем какие-то отдельные обязанности работодателя, которые он должен исполнять в принципе.

Но в практике инспекций такое было – предписания содержали требования о соблюдении законодательства в дальнейшем”, – отметил Александр Турков.

Стоит также обратить внимание на то, что теперь работодатель может подать в Роструд или государственную инспекцию труда ходатайство о продлении срока исполнения выданного ему предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований (что, напомним, возможно при наличии уважительных причин, препятствующих исполнению отдельных пунктов предписания) не позднее пяти, а не 10, как было ранее, рабочих дней до указанного в предписании срока устранения нарушения (п. 118 регламента).

Досудебное обжалование решений и действий проводивших проверку должностных лиц

Главное новшество, затрагивающее досудебный порядок обжалования решений и действий (бездействия) Роструда и государственных инспекций труда, а также их должностных лиц, заключается в установлении срока для подачи соответствующей жалобы уполномоченному на ее рассмотрение руководителю – он составляет три месяца со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права этим решением или действием (п. 147 регламента).

Поскольку составленные по итогам проведения проверки документы, например акт проверки или предписание, представляют собой решения уполномоченных на ее проведение должностных лиц, они тоже могут быть обжалованы в досудебном порядке.

“Досудебное обжалование акта проверки и предписания происходит по правилам регламента – жалоба подается в установленный трехмесячный срок. А при обжаловании постановления о привлечении виновных лиц к административной ответственности применяются исключительно положения КоАП.

Срок для подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении – 10 дней со дня вручения копии постановления (ст. 30.3 КоАП РФ)”, – подчеркнул Александр Турков.

Таким образом, несмотря на то что кардинального изменения порядка осуществления надзора в сфере труда не произошло, работодателям все же стоит внимательно изучить положения нового регламента, так как рассмотренные выше положения затрагивают в первую очередь их интересы.

Источник: http://www.garant.ru/article/1332453/

Источник: https://urist50.ru/proverka-rabotodateley/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.