+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Реформа лизинга 2018: понятие пропишут в ГК РФ и обяжут применять МСФО

Содержание

Реформа лизинга изменения в законодательстве

Реформа лизинга 2018: понятие пропишут в ГК РФ и обяжут применять МСФО

В 2016 году Центральный банк РФ (ЦБ) приступил к реформе лизинговой отрасли. Среди других аспектов реформы, таких как введение инструментов административного регулирования и надзора ЦБ, создание реестра сделок и переход к отчетности по МСФО, обсуждается изменение правового регулирования договорных отношений.

Сейчас эти вопросы урегулированы одним из параграфов части второй (ГК) и Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)».

Важную роль играет и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.03.2014 № 17

«Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга»

.

Но некоторые проблемы в практике сохраняются.

В рамках подготовки законопроектов ЦБ решил провести опрос лизинговых компаний, по каким из проблем, возникавших в практике, лизинговые компании считают нужным изменить законодательство и насколько такие изменения приоритетны. Объединенная лизинговая ассоциация (ОЛА), включающая в себя 82 компании, среди которых крупнейшие участники лизингового рынка, предложила скоординировать подходы отрасли по поставленным ЦБ вопросам.

ОЛА провела совещание членов ассоциации с участием представителей других лизинговых компаний.

На нем обозначенные в опросе Банка России темы были дополнены более подробным описанием проблем, которые требуют решения, в их понимании участниками обсуждения, а также подходами к их решению, и получены ответы на вопросы, поставленные в дополненной ОЛА анкете. Основные итоги опроса — в данном материале, подготовленном совместно с ОЛА.

Самые важные предложения Эти проблемы, по мнению участников опроса, нужно решить раньше всех остальных. 1. Бесспорное взыскание задолженности В о лизинге возможность бесспорного взыскания прямо предусмотрена.

Однако несколько лет назад до высшей судебной инстанции дошел спор об ошибке банка, взыскавшем денежные средства по несуществующему обязательству, и стандарт осмотрительности банков был повышен ( Президиума ВАС РФ от 19 июля 2011 года № 1930/11).

После этого банки стали отказывать в инкассовом списании по формальным мотивам (например, отсутствие акта сверки).

Чтобы решить эту проблему, нужно закрепить закрытый перечень документов для инкассового списания задолженности лизингополучателя, считают представители отрасли. 2.

Упрощенное изъятие имущества и взыскание долга на основании нотариальной надписи Как изъять предмет лизинга и списать задолженность лизингополучателя в принудительном внесудебном порядке? Сделать это можно было бы на основании исполнительной надписи.

Но в законодательстве такого механизма для лизинга пока нет.

Участники опроса предлагают его ввести. 3.

Расчет завершающего сальдо При расчете так называемого завершающего сальдо по нарушенному договору, которое предусмотрено постановлением Пленума ВАС РФ о выкупном лизинге, сравниваются суммы, подлежащие уплате и фактически уплаченные, как за истекшие периоды действия договора, так и на будущие периоды. Нарушившие договор лизингополучатели часто требуют считать «полученными» лизингодателем платежи, которые ранее были присуждены к взысканию в судебном порядке, но не были уплачены или фактически взысканы.

Реформа регулирования лизингового рынка: по новым правилам

До конца 2017 года ожидается принятие закона о регулировании лизинговых компаний. Достижение целей реформы с высокой вероятностью окажет позитивное влияние на объемы лизингового рынка и, как следствие, сделает лизинг одним из драйверов экономического роста в 2020-е годы.

Однако эффективность реформы во многом будет зависеть от синхронности нововведений, а также уровня взаимодействия регулятора с лизинговыми компаниями. Ключевым вызовом для лизинговых компаний в ближайшие годы станет введение регулятивного надзора в рамках реформирования отрасли.

Главные направления реформы будут связаны с повышением транспарентности рынка и введением требований по контролю рисков лизинговых компаний. В рамках реформы планируется решить проблему осуществления инкассовых поручений, снизить правовые и кредитные риски лизингодателей.

В ближайшие годы основными нововведениями будут появление СРО, получение компаниями статуса некредитной финансовой организации, создание государственного реестра лизинговых компаний, совершенствование нормативно-правовой базы, переход с 2020 года компаний на отчетность по МСФО.

Следующим этапом с 2020 года может стать введение Банком России пруденциальных нормативов для крупных игроков лизингового рынка.

Стоит отметить, что с подобными регулятивными новациями ранее столкнулись лизингодатели из Китая, занимающего второе место в мире по объему лизингового рынка по итогам 2016 года.

Лишь у 5% участников анкетирования капитал не удовлетворяет минимальным требованиям по величине собственных средств в 20 млн рублей.

Подготавливаемые изменения в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» должны разделить лизинговые компании на три класса в зависимости от их специализации с установлением дифференцированных требований по размеру собственных средств.

Для универсальных лизинговых компании минимальная величина капитала составит 70 млн рублей, для компаний, специализирующихся на сделках с МСБ, – 20 млн рублей, для специализированных (по сути SPV) – 1 млн рублей. Согласно бухгалтерской отчетности лизингодателей, подавляющее большинство компаний превышает минимальные требования.

Однако регулятивный капитал будет определяться по разрабатываемой методике Банка России, что затрудняет оценку влияния данного требования на лизинговый рынок в целом.

Реформа лизинговой отрасли окажет поддержку объемам нового бизнеса, а при достижении поставленных целей способна сделать лизинг одним из драйверов экономического роста. Решение традиционных проблем лизингового рынка, связанных с процедурами изъятия имущества и взаимодействия с ФНС, в рамках реформирования отрасли может оказать поддержку объемам нового бизнеса.

/ / [] Лизинг по-новому:что изменит реформа Грядущая реформа российского рынка лизинга полностью изменит его структуру и правила игры.

Этой весной Центробанк представил разработанные совместно с Минфином поправки в федеральное законодательствотекст: Виктория Загоровская / 15.06.2017Игроки рынка лизинга ожидают, что в результате реформы произойдет повышение прозрачности и инвестиционной привлекательности отрасли, стоимость кредитных ресурсов для фондирования контрактов снизится.

При введении регулирования отрасли Центробанком, будет выстроена эффективная система управления рисками, исключены мошеннические сделки, кроме того, с рынка уйдут небольшие игроки, усилится специализация остальных лизинговых компаний.

В итоге реформа позволит предложить клиентам более гибкие условия лизинга коммерческого транспорта, снизить стоимость сделок и повысить уровень сервиса.

Подготовка реформы лизинга началась весной 2016 года после проведения исследования, в ходе которого Центробанк проверил ситуацию на лизинговом рынке с точки зрения влияния на банковский сектор и в целом на экономику. Предпосылкой явилась череда дефолтов лизинговых компаний, которые не смогли отвечать по обязательствам перед банками, в особенно важных для государства отраслях, в частности, в авиации.

Как отмечает член правления компании Carcade Дмитрий Чернышев, повысившееся внимание государства к лизингу — в общем тренде возрастания роли регулятивной функции госорганов на финансовых рынках.

«Годовой объем нового лизингового бизнеса в России исчисляется сотнями миллиардов рублей, а на лизинговые инструменты в 2014–2017 гг. делается большая ставка в рамках программ поддержки целых отраслей промышленности.

Именно поэтому инициатива реформирования рынка со стороны государства — вполне ожидаемое событие», — считает он.

К весне 2017 года ЦБ согласовал разработанный совместно с Минфином план реформы рынка финансового лизинга.

Этот план предусматривает подготовку законопроекта по его регулированию, переход лизинговых компаний на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), работу над поправками в Гражданский и Налоговый кодекс.

Минфин и ЦБ подготовили первый законопроект, который скоро будет внесен в Госдуму.

Его основные положения включают создание реестра лизинговых компаний, размер минимального капитала, обязательное содержание в названии предприятия слова «лизинг» или его производных, введение саморегулирования, перечень полномочий ЦБ, включая установление формы, порядка и сроков представления отчетности, а также положения переходного периода.

Многие лизинговые компании уверены, что реформа в целом позитивно отразится на отрасли.

В числе ее основополагающих принципов, предложенных Минфином и ЦБ, — введение саморегулирования, предполагающего разработку и внедрение общих стандартов деятельности в части управления рисками и внутреннего контроля.

Отдельные пункты законопроекта закрепляют появление на рынке лизинга саморегулируемой организации (СРО), которая сможет взять на себя часть функций, возложенных до этого на ЦБ, и будет аккумулировать необходимую информацию о деятельности лизинговых компаний в соответствии с указаниями регулятора.

Для вступления в СРО необходимо обладать достаточным капиталом.

Самые спорные изменения в лизинге // Отзывы участников отрасли о поправках в ГК

В начале сентября Минфин опубликовал в (ГК) о лизинге.

Основное изменение — вместо параграфа 6 о финансовой аренде появляется новая глава 43.1 о финансовом лизинге.

Предполагается, что изменения вступят в силу уже в 2020 году. Основные итоги конференции — в материале, подготовленном совместно с ОЛА.

Реформа рынка лизинга: история развития В развитии реформы можно выделить несколько основных этапов. Октябрь 2016 года Национальный совет по обеспечению финансовой стабильности под председательством первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Игоря Шувалова принял решение о необходимости регулирования лизинга.

Февраль 2017 года Разработан федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Январь 2017 года Минфин предложил обсудить Концепцию внесения изменений в ГК, на который ОЛА предоставила свой отзыв. 27 марта — 21 апреля 2017 года Публичное обсуждение проекта ФЗ «О лизинге».

Май 2017 года План подготовки лизинговых компаний к реформе рынка лизинга, согласованный заместителем председателя Центрального банка России (ЦБ) Владимиром Чистюхиным. Июнь 2017 года ЦБ провел опрос для анализа проблем, требующих решения в лизинговом сообществе.

ОЛА отправляла свою позицию о том, насколько необходимо и критично решать данные проблемы путем внесения изменений в РФ (письмо ОЛА в ЦБ РФ 92/06 от 27 июня 2017 года). Подробнее об отзывах участников ассоциации см.

в обзоре . Сентябрь 2020 года Публичное обсуждение проекта федерального закона

«О внесении изменений в части первую, вторую и третью Российской Федерации (в части совершенствования гражданско-правового регулирования лизинговой деятельности)»

. Самые спорные поправки Наибольшую озабоченность у участников отрасли вызывают следующие поправки. 1. Исключение параграфа ГК о финансовой аренде и замена на новую главу.

С этим не согласна основная часть лизинговых компаний и Совет ОЛА. Законопроект в таком виде противоречит международным обязательствам России в рамках ЕврАзЭС (в части унификации законодательства) и Конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизинге». Международные нормы исходят из арендной концепции лизинга.

Отказ от такого подхода приведет к утрате самостоятельного значения права собственности лизингодателя, которое трансформируется в «обеспечительное» право собственности (ч.

2 ст. 833.1 новой главы 43.1 ГК). 2. Право собственности на предмет лизинга как обеспечение.

Речь об этом идет в проектируемой ст. 833.1 ГК: право собственности на предмет лизинга принадлежит лизингодателю в целях обеспечения исполнения обязательств лизингополучателя.

Реформа лизинга 2020 – 2020 понятие пропишут в гк рф и обяжут применять мсфо

Сегодня рассмотрим тему: «реформа лизинга 2020 — 2020 понятие пропишут в гк рф и обяжут применять мсфо» и разберем основываясь на примерах.

Источник: https://indsn.ru/reforma-lizinga-izmenenija-v-zakonodatelstve-96694/

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Реформа лизинга 2018: понятие пропишут в ГК РФ и обяжут применять МСФО

Советник первого заместителя председателя Центробанка Сергей Моисеев Глеб Щелкунов/Коммерсантъ

Игроки рынка лизинга с ужасом ждут грядущей реформы. Она включает изменения в Гражданский и Налоговый кодексы, а также регулирование лизинга по аналогии с банками и страховыми компаниями.

Как прогнозировали представители компаний, собравшиеся на прошлой неделе в Петербурге на 8–й съезд Объединенной лизинговой ассоциации (ОЛА), реформы приведут к уходу с рынка небольших игроков.

Взрывной рост нового бизнеса лизинговых компаний (на 36% в 2016 году и на 48% — в 2017–м) может быстро сойти на нет, опасаются они.

Регулятор хочет знать все

Старт реформе Минфин и ЦБ положили 2 года назад, дата финиша пока не установлена.

Целью реформы обозначили “формирование благоприятной операционной среды, поддержание надежности и обеспечение эффективности финансового лизинга, что в конечном счете будет способствовать инвестициям и экономическому росту в российской экономике”.

В частности, банки, по мнению регулятора, будут активнее кредитовать лизинговые компании, так как их бизнес станет прозрачнее после перехода на отчетность по международным стандартам и Единый план счетов. Этот аргумент привел участникам съезда ОЛА Сергей Моисеев, советник первого заместителя председателя Банка России.

Возражения представителей отрасли о том, что они и так прозрачны до предела, поскольку уведомляют о каждой сделке Федресурс и Росфинмониторинг, не произвели на сотрудника Банка России ни малейшего впечатления: по его словам, отчитываться о сделках и сдавать отчетность, удобную для анализа регулятора, — совсем разные вещи.

“Компаниям необходимо обеспечить максимальную прозрачность: отчетность, четкая методология, анализ, ведение отраслевой статистики. Банки должны иметь полное развернутое представление о финансовом положении компаний через эту документацию, за которую они несут юридическую ответственность. После преобразования отрасли это будет совершенно другой тип института”, — рассчитывает Сергей Моисеев.

Участники рынка понимают интерес регулятора, но с текущими положениями реформы не согласны и считают, что они могут дестабилизировать отрасль и замедлить ее развитие.

Имущество уплывает

Одно из положений концепции реформы лизинговой деятельности — внесение изменений в Гражданский кодекс (ГК). Они уводят регулирование лизинговых компаний из сферы аренды и приравнивают их к некредитным финансовым организациям (НФО).

Это может привести к тому, что лизинговые компании потеряют часть своих прав как собственников имущества. В этом случае регулирование приблизит трактовку лизинговых отношений к кредитным. Соответственно, изменится статус имущества, переданного в лизинг: оно может превратиться в предмет залога по кредиту.

Сейчас законодательство устроено таким образом, что упоминания о лизинге есть и в соответствующем отраслевом законе, и в ГК. Соответственно, корректировать эти законы необходимо только синхронно.

“Если все это будет проходить отдельно, мы в какой–то момент можем оказаться в противоречивом законодательном поле в отношении лизинга”, — предупреждает генеральный директор ГК “Интерлизинг” Виктор Малышев.

Расходы неизбежны

Новое регулирование обяжет лизинговые компании переходить на Единый план счетов (ЕПС). Этот аспект вызывает серьезные опасения участников рынка: такой переход связан с издержками на адаптацию документооборота и переобучение бухгалтеров, что в конечном счете приведет к росту стоимости лизинга и снижению его доступности, следует из резолюции съезда.

Переход на ЕПС в течение нескольких лет обойдется лизинговым компаниям в сумму от 3 млн до 150 млн рублей, в зависимости от величины компании. Такую оценку корреспонденту “ДП” привел Алексей Киркоров, вице–президент ОЛА, финансовый директор АО “Сбербанк Лизинг”.

Наиболее мелкие участники рынка, вероятно, его покинут: для них такие расходы окажутся непосильными.

Впрочем, по словам Сергея Моисеева, примерно четверть из 600 российских лизинговых компаний и так нежизнеспособны: за последние 1,5 года они не заключили ни одной новой сделки.

Еще несколько десятков компаний имеют собственный капитал менее 10 млн рублей — минимума, установленного Банком России для переходного этапа реформы отрасли.

Также в рамках реформы ЦБ собирается ограничить список активов, используемый для расчета капитала лизинговых компаний. При этом на первом этапе будет использована отчетность по РСБУ, однако с 2022 года капитал будет рассчитываться на основе МСФО.

Игроки рынка критикуют инициативы за то, что им придется сделать инвестиции в перестроение и автоматизацию данного учета. Но после есть риск, что компаниям придется работать в нескольких системах учета для разных целей.

“Мы не должны вести учет и по РСБУ, и по МСФО, и по ЕПС. Должен быть единый стандарт учета в компании и отрасли, по которому все будут понимать результаты и отчетность деятельности каждого участника”, — считает Виктор Малышев.

“В связи с нововведениями компании столкнутся с рядом сложностей: это и нестыковка условий действующих долгосрочных договоров с лизингополучателями, и наложение лишних налоговых обязательств на клиентов, которые могут начать отказываться от наших договоров”, — констатирует Алексей Киркоров.

Динамика пострадает

Все эти ограничения рискуют отразиться на динамике лизингового рынка, который в последние годы показывает серьезный прирост. Объем нового бизнеса в 2017 году вырос на 48% и достиг 1,1 трлн рублей, превысив исторический максимум, подсчитали аналитики агентства “Эксперт РА”.

“На данном этапе лизинговый рынок имеет большое значение для реализации задач обновления парка основных средств российских предприятий. При этом ни санкции, ни контрсанкции сильно на отрасль не повлияют. Действительно значимый фактор — общая динамика российской экономики.

В целом рынок лизинга сегодня — один из самых “счастливых”, — убежден президент АО “Эксперт РА” Дмитрий Гришанков. Наибольшие затраты понесут средние и небольшие игроки, которым придется больше, чем федеральным компаниям, дорабатывать бизнес–процессы.

Компании, которые не смогут оперативно адаптироваться к изменениям в регулировании и обеспечить должные инвестиции, скорее всего, какое–то время протянут до первых проверок и встреч с регулятором и налоговой инспекцией, но в ближайшей перспективе будут вынуждены уйти с рынка, подводит итог Виктор Малышев.

Наибольшие опасения вызывает, во–первых, введение контроля и надзора ЦБ РФ в отношении лизинговых компаний, их включение в число некредитных финансовых организаций.

Нововведения, которые планируются основным законопроектом, неизбежно повлекут рост издержек.

Введение публичного регулирования неспособно стимулировать какие–либо положительные изменения на рынке, предоставление услуг на котором естественным путем совершенствуется под влиянием здоровых рыночных механизмов.

Сергей Громов

руководитель юридической дирекции компании “Балтийский лизинг”

Мы 25 лет отстраивали понимание, что такое лизинг, аренда это или финансирование. Поэтому перевод лизинга в другую главу ГК РФ может привести к тому, что лизинговые компании не будут понимать процесс как таковой.

И есть некое противоречие в том, что новые правила учета “Бухгалтерский учет аренды” говорят именно про аренду. Получается, ЦБ идет своей дорогой, Минфин — своей.

На съезде прозвучало, что бенефициарами реформы будут лизинговые компании, но тогда как без нас можно разрабатывать тот или иной документ?

Ирина Романцева

управляющий директор компании “Металлоинвестлизинг”

С учетом большого промежутка времени до реформы можно сказать, что наверняка этот переход пройдет настолько гладко, насколько это возможно. Тяжелее было страховым компаниям, которые совершали этот переход раньше.

У большинства крупных страховщиков бюджет перехода на ЕПС не превысил 10 млн рублей. У небольших компаний затраты были меньше 1 млн рублей.

С другой стороны, наведение порядка в учете позволяет сэкономить значительные средства на коммуникациях внутри компании, а также с инвесторами и кредиторами.

Дмитрий Курдомонов

Гендиректор Ооо “Хомнет Лизинг”

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2018/06/03/Lizing_na_prozrachnom_ldu

Лизинговая реформа: что ждет отрасль

Реформа лизинга 2018: понятие пропишут в ГК РФ и обяжут применять МСФО

Сергей Моисеев, Советник Первого заместителя Председателя Банка России

Центробанк при поддержке Минфина готовит масштабную реформу лизинговой отрасли в России. Играть по новым правилам сектору придется научиться уже к 2021 году.

Каким в итоге станет лизинг? Что ждет крупные и малые компании, и почему реформа так важна для отечественной экономики? На эти вопросы порталу BankNN.

ruответил Советник Первого заместителя Председателя Банка России Сергей Моисеев.

 – К 2021 году планируется завершить реформу лизинга, запущенную Минфином и ЦБ РФ. Что в итоге получит отрасль? Какие фундаментальные цели ставятся перед реформой лизинга в России? 

 – Правительство России рассматривает лизинг как один из драйверов развития экономики.

Учитывая, что в этот сектор вливаются значительные объемы государственных денег, необходимо обеспечить его прозрачность, надежность и устойчивость.

Для этого необходимо вывести институт в отдельный сектор, сделать так, чтобы он стал самостоятельным, самодостаточным, необходимо определить его периметр.

Сейчас лизингодателем может стать любое юридическое или физическое лицо.

Поэтому Минфин РФ совместно с Банком России разработали поправки в федеральное законодательство, которые касаются главным образом тех игроков лизингового рынка, которые каким-либо образом претендуют на получение субсидий из федеральных и региональных бюджетов, получают государственные деньги себе в  капитал, либо пользуются другими государственными льготами. Все они в обязательном порядке получат статус «Лизинговая компания» – официальный юридический статус. Сведения о них будут внесены в специальный государственный реестр.  

Это позволит определить периметр рынка. Будет понятен его размер, потому что сейчас официальная статистика по нему отсутствует – компании публикуют данные о своей деятельности на добровольной основе. Сейчас мы не знаем характер лизингового рынка в России.

Только после того, как на рынке появится официальный перечень компаний, будет отчетность по международным стандартам (МСФО), будет статистика по отрасли, можно будет сказать, что на самом деле лизинг из себя представляет, куда надо двигаться в плане его развития для обеспечения экономического роста.

 – Не секрет, что некоторые компании опасаются реформы, потому что видели «зачистку» банковского сектора. Многие просто боятся не удержаться на плаву. Сколько компаний может уйти с рынка после завершения реформы? 

 – В ходе подготовки законопроекта мы поддерживали тесный контакт с рынком, были открыты для всех замечаний, предложений и ряд из них учли, поэтому сейчас законопроект стал более либеральным, чем во время начальной стадии его проработки.

Например, изначально мы планировали обязать абсолютно все лизинговые компании входить в реестр. Теперь же обязанность по вхождению в реестр и переходу на МСФО планируется возложить только на компании с госучастием или те организации, которые получают от государства субсидии.

Для остальных компаний это будет добровольное решение. Если они хотят, чтобы их контрагенты, клиенты и кредиторы думали о них, как о надежных партнерах, они будут заинтересованы в том, чтобы войти в государственный реестр. В этом смысле какого-то принуждения либо запрета нет. Эти опасения фактически сняты. Это раз.

Второй момент: для тех, кто будет зарегистрирован, появится требование о минимальном капитале. До этого можно было жить с отрицательным капиталом, фактически быть банкротом и продолжать наращивать свою деятельность. После принятия законопроекта это станет невозможно. Поэтому в реестр войдут только надежные компании.

 – Почему так важно содержать государственные лизинговые компании в реестре и следить за показателями их деятельности?

 – Прежде всего, так как все эти компании образуют госсектор, то фактически влияют на квазигосударственный долг, а это нагрузка на местный, региональный или федеральный бюджет.

Если мы не обеспечим устойчивость в положительный капитал, нормальное эффективное управление риском в дочерних компаниях, связанных с государством, то это отразится на устойчивости местных бюджетов. Потому что фактически обязательства таких компаний – это обязательства местных правительств.

В конечном счете это поможет более эффективно расходовать средства налогоплательщиков, то есть нас с вами.   

В этом смысле реформа призвана повысить фискальную устойчивость.

 – Почему лизинг для физических лиц не так популярен?

 – Лизинг для физлиц – это, как правило, лизинг автомобилей. Есть несколько причин, почему лизинг не так популярен.

Во-первых, клиенту нужно понять стоимость, сравнить его с автокредитом. Он должен быть уверен, что лизингодатель надежен, что он не исчезнет через неделю, а к нему не придут и не заберут автомобиль.

Во-вторых, должна быть решена проблема налогообложения. Автокредит сейчас действительно в некоторых случаях дешевле, чем лизинг, несмотря на то, что лизингодатель может иметь скидки от дилеров, дополнительное сопровождение в виде скидок на бензин, ремонт, обслуживание и так далее.

В-третьих, лизинг ориентирован на юрлиц, так как его использование позволяет им пользоваться налоговыми льготами и субсидиями, для физлиц это не актуально.

– Что сейчас из себя представляет лизинговый сектор в России?

 – Мы имеем самые приблизительные представления об этом рынке, потому что по нему отсутствует какая бы то ни было государственная статистика. Если считать по базе Росфинмониторинга, то мы имеем примерно три тысячи компаний, но это не означает, что лизинг для них основной вид деятельности, это могут быть и единичные договоры.

Профессиональных игроков, мы полагаем, порядка 300. Объемы рынка определяются на добровольных началах – анкетированием. Судя по анкетированию, лизинговый портфель сейчас примерно составляет 3,5 триллиона рублей. Это выводит лизинговый рынок по уровню кредитных требований на второе место после банковского сектора.

Несмотря на рост рынка, о котором говорит добровольное анкетирование, понять качество этого роста довольно сложно, потому что в секторе отсутствуют международные стандарты финансовой отчетности. Размеры и структуру рынка пока что еще предстоит выяснить.

 –  После банкротства «Трансаэро» многие лизинговые компании понесли значительные потери. Чему этот случай научил отрасль? Какие меры будут приняты, чтобы избежать повторения? 

 – Я думаю, что есть несколько уроков, они носят как общий, так и частный характер. Общий характер – это техническое состояние того имущества, которое было передано.

Поэтому первый вопрос – технический аудит, который был далеко не на высоком уровне у многих: компании не могли потом собрать по частям свои самолеты из-за перемешивания компонент разных лизингодателей.

Второй вопрос – финансовый. Были нарушены некоторые правила, которые являются основ риск-менеджмента. В том числе, концентрация на клиента, концентрация на виде деятельности.

Другие выявленные проблемы были связаны со структурой фондирования. Лизинг мог быть рублевый или валютный, а привлечение финансирования под эти сделки могло быть в другой валюте, отличной. Отсюда возникали валютные риски плюс процентные риски. Это все в комплексе говорит о качестве управления и риск-менеджмента.

– Каким образом можно было решить эту проблему?

 – Нужно своевременно видеть финансовое положение – для этого вводится отчётность.  Мы полагаем, что какие-то элементы разумного управления рисками могут быть введены через институт саморегулирования. Введение саморегулирования на этом рынке позволит в будущем избежать подобных дефолтов и потери денег налогоплательщиков.

– Валюта волатильна, и это отражается на компаниях. Как себя вести в таких непростых условиях небольшим лизинговым компаниям? 

 – Правила следующие: нужно, чтобы валюты в активе было столько же, сколько и валюты в пассиве. То есть, если у тебя валютный кредит в пассивах, чтобы сбалансировать риски, нужно иметь такой же валютный лизинг на такую же сумму. И желательно, чтобы сроки кредита и лизинга совпадали. Это первый способ. Еще один – не иметь валютных кредитов.

Валютой занимаются в основном крупные федеральные компании, как правило, это лизинг самолетов. Маленькие компании занимаются розницей, МСП, автомобилями разных типов. Поэтому маленьким компаниям лучше не иметь дело с валютными рисками.

Если компания имеет дело с импортными операциями, таким компаниям понадобится иметь валютный буфер. Это все правила финансового менеджмента. Разумное следование им позволит избежать вот таких нехороших историй.

– Строя прогнозы на 2018 год, лизинговые эксперты разошлись во мнении, решая, что станет драйвером роста лизинга. Одни говорили, что рынок вырастет за счет сегмента автотранспорта, другие делали ставку на операционный лизинг воздушных судов и железнодорожных вагонов. Кто окажется прав? 

 – Я думаю, что сам по себе рынок очень разный. Сделки операционного лизинга – удел крупных федеральных компаний, которые оперируют сотнями миллиардов рублей. И для них основные драйверы – вертолеты, самолеты и вагоны. И крупные сделки с самолетами создают большие темпы роста портфеля.

Малый и средний бизнес в лизинге живет по другим законам: они оперируют грузовыми и легковыми автомобилями, строительной техникой, иногда оборудованием. Для них основной источник дохода – МСП – малое и среднее предпринимательство. Говорить, что для рынка в целом есть один драйвер роста неправильно. Для крупных и малых компаний свои драйверы рынка, для крупных – другие

 – И что в перспективе?

Я полагаю, что в долгосрочной перспективе будет расти именно лизинг для малого и среднего бизнеса: лизинг автотранспорта, оборудования. Рынок лизинга воздушных судов и железнодорожных вагонов очень цикличен и в высокой степени насыщен.  

Источник: https://www.BankNN.ru/intervyu/lizingovaya-reforma-chto-zhdet-otrasl

Изменения по лизингу в 2020 году

Реформа лизинга 2018: понятие пропишут в ГК РФ и обяжут применять МСФО

+ 0 Время проведения: с 10.00 до 17.00 Семинар ориентирован на главных бухгалтеров, специалистов бухгалтерии. Семинар ведет: Климова М.А. – независимый консультант-практик по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения и трудового права.

Опыт консультирования более 14 лет.

Кандидат экономических наук. Автор более 80 книг и более 300 публикаций, включенных в правовую базу системы «КонсультантПлюс», более 60 публикаций, включенных в правовую базу системы «Гарант».

Программа семинара: 1. Аренда, лизинг, сублизинг – разбираемся в понятиях и особенностях. 2. Учимся читать договор аренды: не верь глазам своим!

Ответственность бухгалтера за принятие к учету договора, составленного с нарушениями. Что делать, если договор оказался недействительным? Рискованные виды аренды. 3. Условия договоров аренды и лизинга, имеющие существенное значение для учета и налогообложения.

• Как правильно определить дату начала действия договора?

• Срок договора и необходимость его госрегистрации, налоговые последствия злоупотребления правом при заключении краткосрочных договоров вместо долгосрочного, как найти выход? • Какую сделку признают притворной или мнимой, к каким последствиям это приведет по НДС и налогу на прибыль?

Ндс при лизинге в 2020 году

Лизинг – дело тонкое Облагается ли лизинг НДС Учет НДС при лизинге у лизингополучателя Учет НДС при лизинге у лизингодателя Возмещение НДС при лизинге Учет лизинга в 2020 после изменения ставки НДС Увеличение ставки НДС влечет за собой изменения условий в договорах лизинга, заключенных и до 1 января 2020 года. И без того непростые подсчеты, связанные в том числе с налоговым учетом у обоих участников лизинговой сделки и возмещением НДС лизингополучателем, теперь требуют от бухгалтера быть еще более внимательным и компетентным.

Когда срок договора лизинга оканчивается, собственность возвращают лизинговой компании или выкупают по остаточной стоимости, которая к финалу сделки значительно снижается за счет амортизации продукции.

Ежегодное списание стоимости рассчитывается по специальным формулам и не зависит от фактического износа актива.

Не зависят от реальных действий и некоторые другие учетные и налоговые особенности сделки, например, периодичность исчисления НДС с каждого лизингового платежа, о чем подробнее расскажем ниже.

Поправки в закон о лизинге 2020: к чему готовиться в ближайшие годы

Лизинговым компаниям придется перейти на новую финансовую отчетность, новый план счетов и зарегистрироваться в реестре ЦБ.

Поправки в закон о лизинге могут привести к тому, что с рынка уйдет большинство мелких компаний. Вы узнаете:

  1. Какие спорные поправки в закон о лизинге готовят Минфин и Центробанк.
  2. Что лизинговой компании нужно будет изменить в своей работе в 2020 -2021.

По мнению правительства, лизинговая деятельность в России практически не регулируется.

Теневой рынок, большое количество мелких компаний, работающих нестабильно, отсутствие возможности контроля над одной из самых прибыльных отраслей – вот основные поводы для пересмотра лизингового законодательства.

Масштабное реформирование лизинговой отрасли и поправки в ФЗ о лизинге включает в себя:

  • проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса РФ (в части совершенствования гражданско-правового регулирования лизинговой деятельности)»;
  • закон № 586986-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности». Данный законопроект Госдума приняла в первом чтении.

Поправки призваны обеспечить переход от арендной модели правового регулирования лизинга к модели обеспеченного финансирования. В ГК РФ признают утратившим силу § 6 главы 34 «Финансовая аренда (лизинг)».

Внесут новую главу 43.1 «Финансовый лизинг».

Как меняется учёт аренды: анализируем ФСБУ 25/2018

Реформа лизинга 2018: понятие пропишут в ГК РФ и обяжут применять МСФО

ФСБУ 25/2018 разработан на основе Международного стандарта финансовой отчетности, или МСФО  (IFRS) 16 «Аренда» и утвержден Приказом Минфина РФ от 16.10.2018 № 208н.

ФСБУ касается коммерческих организаций, которые заключают договоры о предоставлении/получении имущества во временное пользование за плату.

Исключение сделано для трёх объектов договора:

  • участки недр для геологоразведочных работ, добычи полезных ископаемых;
  • результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации и их материальные носители;
  • объекты концессионного соглашения.

Организации госсектора стандарт не применяют: для них еще в 2016 году разработан СГС «Аренда».

Какие новые понятия вводит стандарт

ФСБУ 25/2018 классифицирует договоры не по юридической форме, а по содержанию. Договоры со словами «аренда» или «лизинг» в названии или тексте не всегда регулируют арендные отношения. И наоборот, про аренду может быть договор с совершенно другим названием. Действующий стандарт такие договоры не регулирует, а новый будет.

Привычная гражданско-правовая классификация по Федеральному закону от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» или гл. 34 «Аренда» ГК РФ никак не влияет на учёт и отчётность по ФСБУ 25/2018.

ФСБУ исключил понятие «имущество» и ввёл новое — «объект учёта аренды». Оно распространяется на объекты, которые отвечают четырём условиям:

  • предмет аренды предоставляется на обозначенный в договоре срок;
  • предмет аренды идентифицируется и по условиям договора арендодатель не может заменить его до окончания срока аренды;
  • арендатор вправе использовать предмет аренды для получения прибыли;
  • арендатор имеет право сам определять, как использовать объект учёта в рамках его технических характеристик.

Объект учёта аренды отражается в бухучёте сторон независимо от того, что написано в договоре. При этом правила для арендодателя и арендатора разные (Информационное сообщение Минфина РФ № ИС-учёт-15).

Что меняется для арендатора

Арендатор при переходе на ФСБУ 25/2018 ведет учёт аренды всегда одинаково, не разделяя ее на операционную и финансовую. В дебете активного счёта организация отражает не само имущество: помещение, оборудование, автомобиль, — а право пользования активом, на которое будет начисляться амортизация. В кредите пассивного счета указывается обязательство по аренде, которое будет погашаться.

Поскольку Минфин не указал, куда относить право пользования активом, определите это самостоятельно. Выберите счёт, исходя из специфики предмета аренды: 01 «Основные средства», 08 «Вложения во внеоборотные активы» или иной балансовый счет.

Право пользования активом оценивается исходя из всех фактических затрат. Кроме стандартных транспортных расходов и стоимости установки к ним относятся оценочные обязательства по будущему демонтажу.

Если арендатор применяет упрощенные методы учета, то за основу оценки можно брать их первоначальную сумму, а затраты на будущий демонтаж будут признаваться по факту — в том периоде, когда демонтаж случится.

Предстоящие платежи по обязательствам нужно будет дисконтировать независимо от срока аренды. И в этом еще одна сложность: организация должна сама изучить рынок и определить ставку дисконта. Арендаторы на упрощённом учёте могут не дисконтировать платежи.

Если аренда длительная, аренды размер платежей и процентные ставки могут меняться, а значит, придётся корректировать сумму активов и обязательств.

Арендатор может отказаться от бухгалтерского учёта аренды по ФСБУ 25/2018 и следовать старому стандарту в трёх случаях (п. 11 Приказа Минфина РФ от 16.10.2018 № 208н):

  • срок аренды не больше 12 месяцев с даты передачи объекта аренды;
  • рыночная стоимость объекта аренды без учёта износа не больше 300 тысяч рублей;
  • организация имеет право применять упрощённые способы ведения бухгалтерского учёта (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

В этих ситуациях арендаторы не отражают в учёте право пользования активом и обязательства по аренде. Для них сохраняется система простых периодических арендных платежей, а не порядок, вводимый ФСБУ 25/2018.

Пример учёта краткосрочной аренды

ООО «Веселое детство» берет у АО «Аэромир» надувной батут в аренду сроком на 6 месяцев ежегодно. Право собственности остается у арендодателя, поэтому объекты на баланс арендатора не передаются. 

Арендатор — ООО «Веселое детство» — принимает объект по актам приемки-передачи на забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства».

В сроки, установленные договором, компания начисляет арендную плату проводкой дебет 25, 26 кредит 76.

Авансовые платежи отражаются в учете как расходы будущих периодов — дебет 97 кредит 76, а потом в соответствующие периоды списываются в издержки производства дебет 25, 26 кредит 97.

Арендодатель — АО «Аэромир» — перечисляет первоначальную стоимость объекта на субсчет счета 01 «Основные средства в аренде». Сумму амортизации компания относит на операционные расходы — дебет 91 кредит 02.

Причитающуюся арендную плату отражает как задолженность арендатора — дебет 76 кредит 91.

Регулярные платежи оформляются проводкой дебет 51 кредит 76, авансовые платежи учитываются как доходы будущих периодов — дебет 51 кредит 98, а затем по наступлению соответствующего периода списываются в прибыль текущего периода — дебет 98, кредит 99.

Если договор аренды предусматривает сдачу в субаренду или последующий выкуп, то никакие послабления нет действуют. Аренда всегда будет отражаться по общему правилу — как право пользования активом и обязательство по аренде.

Не стоит постоянно продлевать краткосрочный договор. Аудитор может расценить его как долгосрочный и обязать вас применить к нему требования стандарта. Придется делать ретроспективный пересчет за весь срок аренды.

Что меняется для арендодателя

ФСБУ 25/2018 предусматривает, что арендодатель должен разделять аренду на финансовую и операционную — от этого зависят проводки. 

К финансовой (неоперационной) аренде относятся несколько случаев, в том числе:  

  1. В договоре предусмотрено, что право собственности на предмет аренды переходит к арендатору.
  2. Срок аренды сопоставим с периодом, когда объект будет годен к использованию.
  3. На дату заключения договора приведенная стоимость будущих арендных платежей сопоставима со справедливой стоимостью предмета аренды.
  4. Без существенных изменений предмет аренды может использовать только арендатор.
  5. Иные случаи, когда арендатор берет на себя выгоды и риски, связанные с правом собственности.

Для учёта финансовой аренды вводится новый вид актива — «инвестиции в аренду». Доходы признают в виде процентных начислений по этой инвестиции. А для операционной аренды сохраняются прежние правила учёта периодических поступлений.

При упрощенном бухучёте можно любую аренду показывать как операционную и отражать только периодические платежи от арендатора. Исключение — договоры с правом выкупа предмета аренды или последующей субаренды. Это тоже обозначено в ФСБУ 25/2018.

Когда и как переходить на ФСБУ 25/2018

Организации обязаны переходить на учёт по ФСБУ начиная с отчётности за 2022 год. Те, кто ведут упрощённый учёт, могут применять стандарт только к договорам, заключенным после 1 января 2022 года.

Те, кто вел учёт аренды по международным стандартам финансовой отчетности (IFRS) 16 «Аренда» (п. 7.

1 ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации»), сохраняют прежний порядок и могут не применять переходные процедуры.

Чтобы перейти на бухучёт аренды по ФСБУ 25/2018, организация должна принять решение по каждому договору в отдельности. Арендатор определяет, в отношении каких договоров он вправе применять упрощённый порядок учёта. Арендодатель выделяет договоры, которые относятся к финансовой аренде.

Как мы уже сказали, стандарт исходит из экономического содержания договора. А значит, учесть придётся все договоры, которые отражают арендные отношения, даже если в них нет слов «аренда» или «лизинг» (Рекомендация Р-97/2018-КпР «Первое применение ФСБУ 25/2018»).

Переходя на ФСБУ 25/2018, нужно будет сделать ретроспективный пересчёт данных по договорам, которые истекают после 31 декабря 2022 года. Если же договор кончается в отт год, когда компания вводит ФСБУ 25/2018, требования нового стандарта  к нему можно не применять (п. 51 ФСБУ 25/02018). 

Организация вправе облегчить себе переходный период, если на 31 декабря признает право пользования активом и обязательство по аренде, как это и обозначено в ФСБУ 25/2018.

Пример учёта аренды по ФСБУ 25/2018 в переходный период: проводки

ООО «Эмма» в 2018 году взяла в аренду у объединения «Промторг» грузовой подъемник для склада. Договор заключен сроком на 7 лет и заканчивается в 2025 году.

На 31 декабря 2021 года компания «Эмма» сможет отразить в учёте право пользования активом, взяв за оценку справедливую стоимость погрузчика. Обязательство по аренде рассчитает по стоимости оставшихся дисконтированных платежей.

Возникшая разница будет отнесена на счёт 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Как отражать аренду по ФСБУ 25/2018 в обычном и упрощённом учёте

Кто ведёт учёт

Обычный бухучёт

Упрощённый бухучёт

АрендаторВ учёте отражает право пользования активом и обязательства по арендеВ учёте отражает периодические арендные платежи
В учёте отражает право пользования активом и обязательства по арендеНе дисконтирует будущие платежи, не пересматривает отчётность за прошлые годы
Делает ретроспективный пересчёт данных учёта по договорам, срок действия которых истекает после 31 декабря 2022 года
АрендодательДелит аренду на финансовую и операционнуюЛюбую аренду отражает как операционную и ведет учёт периодических поступлений
При финансовой аренде в активе отражает инвестиции в аренду, доход отражает как процент от инвестиций
При операционной аренде ведет учёт периодических поступлений

Начать применять ФСБУ можно и до 2022 года. Главное — зафиксировать решение в учетной политике.  Это целесообразно для компаний, которые подлежат обязательному аудиту (Федеральный закон  от 30.12.2008 № 307-ФЗ). Если сразу вести учёт по новому стандарту, заключенные в 2021 году договоры не надо будет пересматривать, а отчётность корректировать.

Применение ФСБУ 25/2018 «Аренда» требует внимательного прочтения нормативных актов. Если вы хотите более детально разобраться в различиях старого и нового порядка учёта аренды, обратитесь к другим документам:

  • Международному стандарту финансовой отчетности, или МСФО (IFRS) 16 «Аренда», на основе которого создавался ФСБУ 25/2018;
  • Рекомендации Р-97/2018-КпР «Первое применение ФСБУ 25/2018». Ее составил один из разработчиков стандарта.

Автор — Ольга Букина, преподаватель Контур.Школы, аудитор

Источник: https://kontur.ru/articles/5657

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.