+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Основание для штрафа по ст. 122 НК РФ – последняя «уточненка»

Содержание

Когда уточненная декларация позволит избежать штрафа?

Основание для штрафа по ст. 122 НК РФ – последняя «уточненка»

Если после подачи декларации налогоплательщик выяснит, что облагаемая база занижена, он обязан подать «уточненку». При соблюдении ряда условий уточненная декларация может избавить от штрафа за неуплату налога. В настоящей статье мы подробно расскажем, что это за условия, и в какой момент они считаются выполненными.

Вводная информация

Если налогоплательщик обнаружил, что указанная в декларации сумма налога к уплате оказалась заниженной, он должен подать «уточненку». Данная обязанность закреплена пунктом 1 статьи 81 НК РФ. Уточненная декларация освобождает от штрафа за неуплату налога, но только если соблюдены определенные условия, перечисленные в Кодексе.

Например, если «уточненка» подана до истечения срока уплаты налога, то санкция отменяется при выполнении следующего условия. Уточнения были представлены до момента, когда налогоплательщик узнал о том, что налоговики выявили занижение облагаемой базы. Либо до момента, когда налогоплательщик узнал о предстоящей выездной проверке (п. 3 ст. 81 НК РФ).

Помимо этого, избежать штрафа удастся в случае, если «уточненка» за тот или иной период подана после окончания срока уплаты налога и после выездной проверки за тот же период. Необходимым условием здесь является положительный для компании или предпринимателя исход проверки.

Иными словами, санкции не будет, если инспекторы в ходе выездной проверки не обнаружили занижение налога, которое впоследствии было исправлено путем подачи «уточненки» (подп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Заметим, что на практике подобные ситуации встречаются довольно редко и, как правило, не приводят к разногласиям с налоговиками.

Но закон предусматривает и другие случаи, когда уточнения могут освободить от штрафа. Это представление «уточненки» после истечения срока уплаты налога, но до выездной проверки, а также представление «уточненки» до окончания камеральной проверки первичной декларации. В этих ситуациях конфликты с инспекторами возникают довольно часто. Рассмотрим подробно оба случая.

«Уточненка» представлена после окончания срока уплаты налога, но до выездной проверки

В подпункте 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ сказано, что уточненная декларация, поданная после окончания срока уплаты налога, не влечет санкции, если соблюдены два условия.

Во-первых, уточнения были представлены до момента, когда налогоплательщик узнал о том, что налоговики выявили занижение облагаемой базы, или о том, что они назначили выездную проверку.

Во-вторых, еще до подачи «уточненки» налогоплательщик заплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

К сожалению, не вполне ясно, как следует трактовать приведенное выше правило. Означает ли оно, что при несоблюдении названных условий налоговики автоматически получают право оштрафовать налогоплательщика по статье 122 НК РФ?

Специалисты финансового ведомства дают отрицательный ответ. Так, в письме Минфина России от 12.08.13 № 03-02-07/1/32578 говорится, что даже если налог и пени не перечислены до подачи «уточненки», инспекторы не могут сразу оштрафовать организацию или предпринимателя.

Сначала налоговики должны разобраться, действительно ли совершено нарушение, и в чем оно заключается . Подобный вывод подтверждается арбитражной практикой. Судьи подчеркивают: несоблюдение условий при подаче «уточненки» не снимает с сотрудников ИФНС обязанности доказывать состав нарушения (см.

, например, постановление АС Уральского округа от 04.03.15 № Ф09-190/15).

Кроме того, возникает вопрос о том, можно ли избежать санкции, если соблюдены не оба названных условия, а только одно из них? Ответ зависит от того, какое именно условие не выполнено. Если налогоплательщик не заплатил недостающую сумму налога и пени, то штраф неизбежен, и суды всегда поддерживают налоговиков (см.

определение ВС РФ от 10.08.15 № 302-КГ15-8611 и постановление АС Московского округа от 30.01.15 № А40-81421/2014). И даже в случае, когда есть недоимка только по пеням, а налог перечислен, решение, скорее всего, будет в пользу инспекции (см., например, постановление АС Северо-Западного округа от 18.12.

14 № А56-15646/2014).

Иначе обстоит дело, если налог и пени уплачены, а невыполненным оказалось другое условие. То есть «уточненка» представлена после того, как налогоплательщик узнал, что налоговики выявили занижение облагаемой базы. Среди судей единства нет.

Иногда они встают на сторону налоговиков и подтверждают, что при данных обстоятельствах освобождение от штрафа невозможно (см. определение ВАС РФ от 11.04.14 № ВАС-3399/14). Но встречаются и другие примеры.

В частности, столичный Арбитражный суд пришел к выводу, что даже если уточнения представлены после обнаружения инспекторами нарушений, основания для штрафа могут отсутствовать. Главное, чтобы на момент подачи «уточненки» налог и пени были уплачены.

Данное решение оставлено без изменения постановлением АС Московского округа от 30.06.15 № А40-128481/14.

На наш взгляд, у налогоплательщиков, которые окажутся в похожей ситуации, есть шанс оспорить санкцию в суде. Но, учитывая противоречивый характер арбитражной практики, начинать тяжбу целесообразно, только если величина штрафа весьма существенна.

«Уточненка» представлена до окончания камеральной проверки первичной декларации

Пункт 9.1 статьи 88 НК РФ содержит следующее правило. Если «уточненка» представлена до окончания камеральной проверки ранее поданной декларации, то такая проверка прекращается. Вместо нее налоговики обязаны начать новую проверку в отношении уточненной декларации.

Налогоплательщики иногда пользуются этой нормой, чтобы избежать привлечения к ответственности по статье 122 НК РФ.

Как только бухгалтер, ознакомившись с актом, узнает, что в ходе проверки первичной декларации обнаружено занижение облагаемой базы, он подает «уточненку», где данное нарушение исправлено.

Рассчитывает он на то, что инспекторы, не успев назначить штраф, завершат проверку первичной декларации. Далее начнется проверка уточненной декларации, и эта проверка уже не выявит никаких недочетов.

Но на практике зачастую не все проходит гладко. Дело в том, что в Налоговом кодексе четко не обозначено, какая дата является днем окончания камеральной проверки. Соответственно, нет полной ясности, в каком случае «уточненка» считается поданной до окончания камеральной проверки первичной декларации.

Чиновники полагают, что проверка окончена после того, как подписан акт по ее итогам. Такая позиция изложена в письме ФНС России от 23.07.12 № СА-4-7/12100.

Это означает, что уточненная декларация, представленная после подписания акта, не может служить поводом для прекращения всех действий по первичной проверке.

Другими словами, ничего не мешает инспекторам вынести решение о штрафе в связи с искажениями, обнаруженными в первичной декларации.

Арбитражная практика по данной теме противоречива. Иногда судьи утверждают, что дата окончания «камералки» — это день подписания решения, а не акта проверки. И если уточнения представлены после подписания акта, но до вынесения решения, то первичную проверку следует прекратить. Как следствие, штраф по первичной декларации невозможен (см.

, например, постановления ФАС Поволжского округа от 08.07.14 № А57-15314/2013, ФАС ЗСО от 02.07.14 № А03-1691/2013). Но есть и противоположные решения. Например, АС Дальневосточного округа признал, что уточнения, поданные после подписания акта, не обязывают сотрудников ИФНС прекращать первичную проверку и отменять штраф (постановление от 07.11.

14 № Ф03-4545/2014).

Трудно предсказать, какой вердикт вынесет суд в аналогичном споре. И все же, по нашему мнению, при существенной величине штрафа налогоплательщику имеет смысл подать «уточненку» с исправлениями.

К каким еще последствиям приведет подача «уточненки»

Уточненная декларация может избавить не только от налоговой санкции, но и от административного штрафа за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Согласно статье 15.

11 КоАП РФ таким нарушением является искажение данных бухучета, повлекшее занижение налогов не менее чем на 10 процентов, либо искажение любой строки формы бухотчетности не менее чем на 10 процентов.

За подобные деяния предусмотрен штраф в размере от двух до трех тысяч рублей.

Наказания удастся избежать, если представить уточненную декларацию с соблюдением всех условий, предусмотренных для случая, когда «уточненка» подана после срока уплаты налога. Плюс к этому нужно исправить бухгалтерскую отчетность и представить ее до того, как она будет утверждена

http://www.buhonline.ru/

Источник: http://lawedication.com/blog/2015/08/24/kogda-utochnennaya-deklaraciya-pozvolit-izbezhat-shtrafa/

Когда не могут оштрафовать по статье 122 нк рф – Просто о технологиях

Основание для штрафа по ст. 122 НК РФ – последняя «уточненка»

В письме от 14 ноября 2016 года № ЕД-4-5/21472 налоговая служба России рассмотрела ситуацию, когда имеет место неуплата или неполная уплата суммы налога и инспекция должна принять решение о штрафе по статье 122 Налогового кодекса. В то же время, за проверяемый период ИФНС получила от плательщика сразу несколько уточненных налоговых деклараций.

По мнению ФНС, вопрос о расчете штрафа по статье 122 НК РФ за неуплату или недоплату налога (а именно – не исчисленной ранее суммы по изначальной декларации) должен быть решен на основании данных последней уточненной декларации. При этом брать во внимание предыдущие налоговые отчеты инспекция не должна. Судя по всему, потому что нарушит принцип объективности налоговой ответственности.

Обратите внимание

Заметим, что данная ситуация напрямую Налоговым кодексом не урегулирована. Вместе с тем, налогоплательщики могут отправлять в налоговые органы неограниченное количество уточняющих деклараций по одному налогу и за один и тот же период отчета.

Как только что было сказано, в отношении штрафов по ст. 122 НК РФ в кодексе нет указания, что очередная уточненная декларация перекрывает предыдущую. Однако в отношении камеральной проверки в целом такая норма есть. Это пункт 9.1 статьи 88. До окончания этой ревизии можно подать утоненный документ, и проверка начнется заново только в разрезе последнего по времени уточненного отчета.

Нежелательная статья

На практике налоговики очень активно штрафуют по ст. 122 НК РФ. Она предусматривает ответственность за:

  • неуплату какого-либо налога, сбора, страховых взносов;
  • их недоплату.
  • Обязательное условие в том, что причиной этому послужиди:

    • занижение налоговой базы;
    • иной неверный расчет;
    • другие незаконные действия либо бездействие.

    В общем случае в казну придется отдать штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога, взносов. Если же плательщик действовал намеренно (что на практике довольно сложно доказать), штраф составит уже 40%.

    Обратите внимание: с 1 января 2017 года статья 122 НК РФ также охватывает неуплату страховых взносов во внебюджетные фонды. Это связано с передачей администрирования страховых взносов в основной своей массе налоговой службе России.

    Подробнее об этом см. «Органы контроля за уплатой страховых взносов с 2017 года».

    Особенности применения ст. 122 НК РФ

    Несмотря на простоту формулировок рассматриваемой статьи, судебная практика не всегда складывается по ней ровно. Прежде всего потому, что штрафы по ней – это не фиксированные суммы, а процентные доли. Поэтому были выработаны определенные принципы ее применения, которым налоговые инспекции обязаны следовать.

    Бездействие

    Например, что есть бездействие плательщика, если он только не перечислил налог в казну, хотя привел его верную сумму в декларации (налоговом уведомлении)? По мнению высших судей, в этой ситуации состава нарушения по ст.

    122 НК РФ нет. Поэтому вместо штрафа придется поплатиться только пенями. На это обращает внимание пункт 19 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57. Он посвящен работе судов с первой частью Налогового кодекса в целом.

    Занижение налога

    Пункт 20 это же постановления говорит о том, когда возникает состав в виде занижения налоговой базы, иного неправильного расчета налога или других незаконных действий (бездействия) плательщика. Он имеет место только тогда, когда сформировалась задолженность по налогу перед казной.

    Проще говоря, налог, который вы рассчитали, но не перечислили ранее в казну, на определение размера штрафа по ст. 122 НК РФ не влияет. При условии, что вы подали декларацию, по которой доплачиваете соответствующий налог.

    Таким образом, для инспекции должен иметь значение только не исчисленный ранее налог по декларации. И последняя «уточненка» будет определяющим фактором. Это доказывает хотя бы то, что в своем письме от 22 августа 2014 года № СА-4-7/16692 ФНС напрямую сослалась на позицию Пленума ВАС РФ.

    Когда «уточненка» освобождает от штрафа

    Напомним, что ст. 81 НК РФ обязывает внести правки и сдать уточненный отчет, когда в сданной декларации плательщик выявил:

  • что не отразил вообще либо не целиком некоторые сведения;
  • ошибки, из-за которых налог поступит в бюджет в меньшей сумме.
  • В двух случаях штрафа по ст. 122 НК РФ не будет, даже если уточненный документ подан в ИФНС после срока отправки декларации и перечисления в бюджет налога:

  • плательщик опередил налоговиков (сдал уточненный вариант до того, как узнал о выявлении инспекцией «косяков» в декларации или назначении выездной ревизии, а также доплатил налог и пени);
  • после выездной проверки, которая серьезных нарушений не выявила.
  • Также см. «Период выездной проверки: что придут смотреть».

    Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)

    1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса,

    влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

    2. Утратил силу с 1 января 2004 г.

    3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,

    влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

    4.

    Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со статьей 122.1 настоящего Кодекса.

    Источник: https://freshgeek.ru/kogda-ne-mogyt-oshtrafovat-po-state-122-nk-rf/

    Основание для штрафа по ст. 122 НК РФ – последняя «уточненка»

    Основание для штрафа по ст. 122 НК РФ – последняя «уточненка»

    Налоговое законодательство об ответственности за неуплату страховых взносов.

    В соответствии с п. 1 ст.

    122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

    Задать вопрос эксперту

    Услуга предоставляется без дополнительной платы и доступна только для наших клиентов!

    У Вас есть непростой бухгалтерский, юридический или кадровый вопрос?

    Проработка Вашего вопроса требует детального изучения информации и ее анализа, а также наличие у эксперта специально образования и практического опыта работы?

    Кто может проверить путевые листы

    Чаще всего путевой лист могут проверить на дороге сотрудники ГИБДД.

    Налоговая инспекция в рамках камеральной или выездной проверки может запросить путевые листы, чтобы проверить правильно ли ГСМ списаны в расходы.

    Трудовая инспекция, у которой с прошлого года появилось больше оснований для проверки водителей. Труд инспекция может запросить путевые листы, чтобы проверить, как организация соблюдает режим труда и отдыха водителей.

    Срок хранения путевых листов составляет 5 лет. Если компания при проверке не найдет путевой лист, у которого еще не истек срок хранения, это будет расцениваться, как отсутствие путевого листа. За это предусмотрен штраф, правда, пока небольшой – 500 рублей по статье 12.3 КоАП РФ.

    Выводы судебного акта

    Верховный суд РФ встал на сторону организации, указав, что суды должным образом не разграничили между собой составы правонарушений, предусмотренных п. 2 ст. 116, ст. 122 и ст. 126 НК РФ. Это привело к неправильному выводу о законности решения налогового органа. В своих выводах Верховный суд РФ опирался на следующие обстоятельства:

    В рассмотренном споре судами было установлено, что задолженность по уплате налогов у организации отсутствовала. Поэтому она могла быть привлечена к ответственности только на основании ст. 126 НК РФ за то, что не представила сообщение о создании обособленного подразделения.

    Отметим также, что размер ответственности на основании указанной статьи значительно меньше, чем было фактически доначислено организации — 200 рублей за непредставленный документ (т. е. в случае непредставления сведений о двух обособленных подразделениях — 400 руб.).

    Законодательные нормы

    В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации, ОП — это любая территориально независимая структурная единица, в которой имеются стационарные рабочие места.

    Такими рабочими местами признаются лишь те, которые созданы на срок не менее чем один месяц.

    Законодательство признает факт существования подразделения вне зависимости от того, отражено его создание в учредительных и других документах организации или нет, и полномочий, которыми оно наделено.

    Пошаговая инструкция регистрации обособленного подразделения 2019

    Существующее законодательство регламентирует лишь порядок организации филиалов и представительств. Процесс создания других ОП практически не отличается от предписанного в законе.

    Рассмотрим пошагово, как зарегистрировать обособленное подразделение в 2019 году.

    Шаг 1. Принять решение о создании ОП.

    В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, общество вправе создавать ОП на основании решения участников общества. Решение принимается путем ания. Для этого «за» должны проать не менее чем две трети участников, если иное не предусмотрено уставом организации. Принятое решение оформляется соответствующим протоколом и приказом.

    Шаг 2. Подготовить приказ о создании обособленного подразделения (образец 2019).

    Шаг 3. Внести изменения в учредительные документы.

    При организации филиала или представительства вносятся изменения в устав и другие учредительные документы организации. Если планируется открытие ОП, то изменения в эти документы вносить не нужно.

    Шаг 4. Регистрация обособленного подразделения. В течение трех рабочих дней со дня принятия решения об открытии филиала или представительства необходимо подать в Налоговую службу заявление по форме Р13001. Если сведения о структурной единице не вносились в устав, подается заявление по форме Р14001.

    Шаг 5. Заполнить сообщение об открытии обособленного подразделения 2019 по форме №С-09-3-1. Этот документ необходимо предоставить в Налоговую службу в течение одного месяца со дня создания ОП. В течение пяти рабочих дней осуществляется постановка на учет, и предприятие получает соответствующее уведомление.

    Датой создания ОП признается дата создания стационарных рабочих мест. Для филиалов и представительств такой датой считают день принятия решения об их создании.

    Стоит помнить, что, помимо указанных выше документов, налоговая служба может попросить предоставить и другие бумаги.

    Сервис Госуслуг

    Среди прочих услуг, портал предоставляет возможность получить данные о задолженности по налогам. Чтобы стать пользователем, нужно следующее:

    • зарегистрироваться на ресурсе с помощью номера мобильного телефона или СНИЛС;
    • заполнить данные своего профиля.

    Когда гражданин активировал свой профиль, ему нужно нажать на вкладку «мои долги по налогам физических лиц» и узнать о недоимках. Сервис предоставляет возможность погасить долги с помощью электронной платежной системы.

    Оставшиеся вопросы

    Не станем подробно рассматривать соотношение объективной стороны предусмотренного ст. 122 НК РФ налогового правонарушения и действий налогоплательщика по излишнему возмещению налога. Отметим лишь, что вину в необоснованном возмещении можно обнаружить, когда налогоплательщик:

    • либо вступил в преступный сговор с должностными лицами налогового органа;

    • либо умышленно представил сфальсифицированные документы.

    Иными словами, когда имеют место мнимые или притворные сделки.

    Только в этих случаях могут быть обнаружены основания для привлечения к ответственности за излишнее возмещение налога, если все же допустить принципиальную возможность применения установленной ст. 122 НК РФ санкции.

    Однако, на наш взгляд, необоснованное возмещение налога не может быть квалифицировано как неуплата или неполная уплата налога, а потому такие действия не образуют состава правонарушения, закрепленного ст. 122 НК РФ.

    При этом дополнение законодательства нормой абз. 4 п. 8 ст.

    101 НК РФ, где сумма излишне возмещенного налога названа недоимкой, не создало предпосылок для вывода, что необоснованное возмещение приобрело черты налогового правонарушения, санкция за совершение которого предусмотрена ст. 122 Кодекса.

    Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ недоимка – это сумма налога, сбора или страховых взносов, не уплаченная в установленный налоговым законодательством срок. Между тем по смыслу абз. 4 п. 8 ст.

    101 НК РФ недоимка в виде излишне возмещенной суммы налога образуется со дня фактического получения налогоплательщиком возмещенных средств, что нивелирует возможность ее самостоятельной уплаты, не позволяет квалифицировать необоснованное возмещение налога как его не уплату или неполную уплату и с учетом толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей законодательства в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ) свидетельствует о невозможности его привлечения к ответственности по ст. 122 НК РФ.

    О чем статья

    Дорогие читатели!

    Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,

    как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:

    8 (495) 997-38-00 — Москва
    8 (812) 309-50-34 — Санкт-Петербург

    или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

    Все консультации у юристов бесплатны.

    Статья отвечает за ситуацию, при которой определенный налогоплательщик не выплатил полностью или частично налог государству.

    Сюда же относятся любые положенные в бюджет выплаты.

    Примите к сведению: вина плательщика может заключаться как в действии, так и в бездействии.

    Стоит отметить, что статья отвечает только за ситуацию, когда деньги не поступили в казну. Если плательщик в прошлый налоговый период выплатил большую сумму, которая полностью или частично перекрывает его долг, статья не применяется.

    Также стоит отличать статью 122 от статьи 120. Последняя относится к ситуациям, когда налогоплательщик грубо нарушил правила учета доходов и расходов, допустил ошибку в вычислении объектов налогообложения.

    К таким нарушениям относятся:

    1. Отсутствие первичных документов, счет-фактур, регистров налогового или бухгалтерского учета.
    2. Неправильное или запоздалое внесение изменений в бухгалтерские счета, отчетности или налоговые регистры.

    Источник: https://assetural.ru/avtomobilnoe-pravo/5800-osnovanie-dlya-shtrafa-po-st-122-nk-rf-poslednyaya-utochnenka.html

    Штраф и пени по нк рф

    Основание для штрафа по ст. 122 НК РФ – последняя «уточненка»

    ФНС России в ответ на запрос разъяснила, что в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога при представлении налогоплательщиком в налоговый орган нескольких уточненных налоговых деклараций за проверяемый период, расчет суммы штрафа необходимо производить на основании последней уточненной налоговой декларации, без учета предыдущих (письмо ФНС России от 14 ноября 2016 г. № ЕД-4-5/[email protected] «О порядке применения статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации»).

    Как отметили налоговики, в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, то камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (п. 9.

    1 ст. 88 НК РФ). При этом, бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состава правонарушения, установленного ст. 122 НК РФ. В этом случае с него подлежат взысканию пени (п.19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г.

    № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). При представлении новой налоговой декларации с суммой налога к доплате, исчисленная, но не уплаченная ранее сумма налога, указанная в предыдущей декларации, не влияет на базу для расчета налоговой санкции, предусмотренной п. 1 ст.

    122 НК РФ (п. 20 Постановления Пленума от 30 июля 2013 г. № 57). При таких обстоятельствах вопрос о привлечении к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ рассматривается только в отношении неисчисленной ранее суммы налога по налоговой декларации, которая указывается в последней уточненной налоговой декларации (письмо ФНС России от 22 августа 2014 г.

    № СА-4-7/16692).

    Напомним, что неуплата или неполная уплата налога (сбора) в результате занижения налоговой базы либо иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) в большинстве случаев влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (п. 1 ст. 122 НК РФ).

    При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (ст. 81 НК РФ). Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в следующих случаях:

    • при представлении уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
    • при представлении уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

    www.garant.ru

    Ст. 122 НК РФ: вопросы и ответы

    Ст. 122 НК РФ зачастую применяется фискальным органом для начисления штрафа при любом обнаружении суммы недоимки перед бюджетом. Однако, налагая такой штраф, ИФНС не всегда бывает права, поэтому стоит разобраться с часто возникающими ситуациями подробнее.

    О чем п. 1 ст. 122 нк рф?

    Ст. 122 НК РФ посвящена ответственности за допущенное налогоплательщиком правонарушение, связанное с недоплатой в бюджет налога, сбора, а с 2017 года – и страховых взносов, предназначенных для внебюджетных фондов.

    В п.

    1 указанной статьи НК РФ говорится о том, какая ответственность предусмотрена за допущенное по неосторожности правонарушение в виде неуплаты/недоплаты любого налога, сбора или страхового взноса в бюджет (федеральный/местный). При этом делается акцент на том, что ответственность по этой статье наступает только в случае занижения облагаемой налогом базы или ошибки, допущенной при расчете суммы платежа к уплате в бюджет.

    Это значит, что штраф в размере 20% от суммы недоплаты налога (сбора, страхового взноса) в бюджет может быть наложен в случае обнаружения проверяющими факта недоимки при проведении проверки.

    Можно ли избежать штрафа при самостоятельном обнаружении ошибки?

    В случае если налогоплательщик самостоятельно обнаружил в своих расчетах ошибку, которая привела к занижению налога (страхового взноса), и подал уточненку до того момента, как об этой ошибке стало известно налоговой, можно избежать штрафных санкций.

    Для этого налогоплательщику следует уплатить суммы недоимки и пени до момента сдачи уточненной декларации по налогу или расчета по страховым взносам (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).

    Возможно избежать ответственности при уплате суммы недоимки и после сдачи уточненки. Для этого стоит подыскать смягчающие обстоятельства и указать на них налоговому органу или суду (если дело о наложении штрафа рассматривается в судебном порядке) в соответствии со ст. 112 НК РФ.

    Применима ли статья 122 НК РФ при неуплате верно начисленного налога?

    Ст. 122 НК РФ не может применяться проверяющими для наложения штрафа в случае, если налогоплательщиком была верно определена сумма налога к перечислению (значение отражено в сданной декларации), но он пропустил предельный срок платежа.

    Дело в том, что ответственность за правонарушение по ст. 122 НК РФ может наступить только в случаях образования недоимки из-за уменьшения базы налогообложения или неправильного расчета налогового платежа. В п. 1 указанной статьи идет речь о непредумышленном деянии, а в п. 3 — о деянии, совершенном с умыслом, т.е. об осознанном уклонении от уплаты налогов.

    В п.

    4 данной статьи говорится о том, что не признается правонарушением недоимка, допущенная членом консолидированной группы из-за получения им недостоверных сведений от другого члена такой группы, который уже был привлечен к ответственности в соответствии с п. 1 рассматриваемой статьи.

    У налоговой есть иные рычаги влияния на налогоплательщика для истребования суммы не оплаченного в срок налога (сбора, страхового взноса). Так, фискалы могут начислить пени в соответствии со ст.

    75 НК РФ, арестовать банковские счета по ст. 76 НК РФ, наложить арест на иные активы должника согласно ст.

    77 НК РФ либо предпринять шаги по принудительному взысканию суммы задолженности перед бюджетом при помощи ст. 46 и 47 НК РФ.

    О процедуре ареста счетов читайте в статье «Ст. 76 НК РФ (2016): вопросы и ответы».

    Источник: https://niitek.ru/post/shtraf-i-peni-po-nk-rf/

    122 нк рф штраф

    Основание для штрафа по ст. 122 НК РФ – последняя «уточненка»

    122 НК РФ был решен Президиумом ВАС РФ в упомянутом постановлении. Ранее возникал вопрос: если переплата меньше заниженного налога, то может ли применяться штраф с разницы между этими суммами или такая переплата не должна рассматриваться как основание для освобождения от ответственности?

    Суд пришел к выводу, что, если размер переплаты меньше суммы заниженного налога, налогоплательщик подлежит освобождению от ответственности в соответствующей части.

    Таким образом, при применении ответственности по ст.

    122 НК РФ подлежат исследованию не только сам факт наличия переплаты, но и ее размер, период возникновения и факт проведения или непроведения ее зачета в счет иных задолженностей.

    Основание для штрафа по ст.

    122 НК РФ – последняя «уточненка»

    122 НК РФ. Она предусматривает ответственность за:

    • их недоплату.
    • неуплату какого-либо налога, сбора, страховых взносов;

    Обязательное условие в том, что причиной этому послужиди:

    1. иной неверный расчет;
    2. занижение налоговой базы;
    3. другие незаконные действия либо бездействие.

    В общем случае в казну придется отдать штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога, взносов.

    Подробнее об этом см. «». Несмотря на простоту формулировок рассматриваемой статьи, судебная практика не всегда складывается по ней ровно.

    Статья 122 НК РФ. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) (действующая редакция)

    Суды апелляционной инстанции и округа при рассмотрении данного дела не разграничили должным образом между собой составы правонарушений предусмотренных пунктом 2 статьи 116, статьями 122 и 126 Налогового кодекса, что привело к неправильному выводу о законности решения инспекции в оспариваемой части. Данный вывод соответствуют правовой позиции, сформулированной ранее в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2017 № 303-КГ17-2377.

    При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали законные основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса. По эпизоду доначисления предприятию 764 199 рублей налога на прибыль, соответствующих сумм пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса, суд кассационной инстанции, действуя в пределах

    Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ)

    Таким образом, необходимым условием для привлечения налогоплательщика к ответственности по является наличие недоимки по налогу (постановление ФАС Московского округа от 25.12.2012 N Ф05-14892/12).

    Субъективная сторона налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.

    122 НК РФ, может выражаться как в форме неосторожности, так и в форме умысла. В зависимости от формы вины устанавливается размер санкции, который составляет:

    1. 40% от неуплаченной суммы налога (сбора) в случае совершения правонарушения умышленно ().
    2. 20% от неуплаченной суммы налога (сбора) в случае совершения правонарушения по неосторожности ();

    Исчисление срока давности привлечения к ответственности по ст.

    122 НК РФ производится со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога (). Таким

    Статья 122 НК РФ.

    Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)

    Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

    Из изложенного следует, что авансовые платежи могут быть учтены при исчислении суммы уплаченного налога за конкретный налоговый период. Авансовые платежи приобретают статус уплаченного налога в момент, установленный НК РФ, как день уплаты налога за налоговый период и могут быть учтены при определении переплаты за налоговый период.

    Статья 122 НК РФ. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)

    Иначе говоря, виновный игнорирует обязанность, возложенную на него ст.

    57 Конституции РФ и ст. 3 НК РФ (о том, что

    «каждый обязан платить законно установленные налоги»

    ). При этом виновный не только нарушает правила п. 1 ст. 45 НК РФ (о том, что он обязан самостоятельно и своевременно исполнить обязанность по уплате налога), но и не намерен (даже впоследствии) исполнить эту обязанность; Неполная уплата налога (сбора) отличается от неуплаты налога тем, что виновный: — все же частично исполняет свою обязанность по уплате налога (сбора).

    Не имеет при этом значения, в какой части он исполнил указанную обязанность (например, уплатил 20% суммы налога, половину этой суммы и т.п.).

    Однако полностью уплатить сумму налога (сбора) виновный и не собирается (не для этого он занижал налогооблагаемую базу): наоборот, он стремится представить дело таким образом, что, осуществив неполную уплату налога, он тем самым в полном объеме «исполнил» обязанность по уплате налога; — не нарушает формально срок исполнения обязанности по уплате налога, сбора.

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.