+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Новые разъяснения ФНС России в письме о земельном налоге

Статус и юридическая сила разъяснений и писем налоговых органов – Федеральной налоговой службы (ФНС) и региональных инспекций

Новые разъяснения ФНС России в письме о земельном налоге

Со вступлением в силу Закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ изменен порядок проведения разъяснительной работы. Налогоплательщики вправе получать от налоговых органов информацию (в том числе в письменном виде):

  • о действующих налогах и сборах;
  • о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
  • о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
  • о порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.

Информирование – доведение до сведения налогоплательщика (воспроизведение) информации, содержащейся в законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

Минфин России в письме от 26.01.

2005 N ШС-6-01/58@ “О полномочиях налоговых и финансовых органов” высказал следующую позицию: “Финансовые органы разъясняют любые вопросы налогоплательщиков, относящиеся к применению норм налогового законодательства, а налоговые органы предоставляют информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также разъясняют порядок заполнения налоговой отчетности”.

Таким образом, в налоговый орган следует отправлять вопросы, не требующие правовой оценки и толкования норм законодательства о налогах и сборах, а в Минфин России – вопросы, требующие анализа норм законодательства о налогах и сборах и правовой оценки.

Важно (!): В своем Письме ФНС России от 12.08.2019 № ЕД-4-2/15891 “О рассмотрении обращений и представлении заключений по поручениям ФНС России” сообщила о недопустимости формальных отписок по обращениям граждан в налоговые органы, отметив при этом, что анализируя ответы налоговых инспекций в адрес заявителей, ФНС России отмечает однотипность большинства писем с перечислением статей НК РФ, с акцентированием внимания на необходимости соблюдения налоговой тайны и просьбой предоставить документы, подтверждающие нарушения, допущенные в отношении налогоплательщика. Заявители, получившие “формальный” ответ, обращаются в центральный аппарат ФНС России в целях его обжалования и рассмотрения по существу поставленных вопросов.В целях исключения таких ситуаций ФНС России поручает, в частности:

  • организовать работу по объективному и всестороннему рассмотрению обращений граждан и направлению ответов по существу поставленных вопросов, направлению обращений в иные госорганы, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов, изложенных заявителями;
  • осуществлять последующий контроль за организованными проверочными мероприятиями и их результатами;
  • представлять по запросам ФНС России компетентные заключения по всем перечисленным заявителями доводам и обстоятельствам, отвечающие требованиям законодательства.

Мнение Федеральной налоговой службы РФ

ФНС исходит из того, что по общему правилу (Постановление Правительства РФ N 1009) издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается, поэтому акты, изданные в ином виде, чем определено и в законодательстве (к примеру, методические указания, информационные письма, официальные разъяснения и др.), не должны носить нормативно-правовой характер.

Однако, как свидетельствует судебная практика, форма и наименование подзаконного правового акта могут только в самом общем виде свидетельствовать о его нормативном (либо ненормативном) характере. Поэтому актуальным является вывод Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 9 октября 2007 г.

N 7526/07) о том, что, “рассматривая дела об оспаривании нормативных правовых актов в области налогов и сборов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд не вправе ограничиваться формальным установлением соблюдения порядка и формы принятия обжалуемого акта, а должен выяснить, рассчитан ли оспариваемый акт на многократное применение налоговыми органами при осуществлении функций налогового контроля, затрагивает ли он права налогоплательщиков, соответствует ли актам законодательства о налогах и сборах. При этом вопрос о том, носит ли тот или иной акт органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица нормативный характер, надлежит разрешать независимо от его формы, содержания и других условий”

По мнению Минфина России, его письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, которые в силу ст. 34.

2 НК РФ дают Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, не подлежат подготовке, регистрации и обязательной публикации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009.

Мнение налоговых консультантов

На наш взгляд, письменные разъяснения Минфина России следует разделить на две группы:

  • письма по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций – представляют собой акты казуального толкования налогово-правовых норм – официальные консультации в форме ответа на запрос налогоплательщика, не обязательные для участников налоговых правоотношений и судов; их неисполнение не является основанием для привлечения частного лица к налоговой ответственности; следовательно, эти акты не должны и не могут носить нормативный характер.
  • Такие письма, как правило, используются формулировки: “Минфин России просит довести настоящие разъяснения до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе”; “доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов”.

  • письма, адресованные налоговым органам, по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах –  являются обязательными для публичных субъектов налогового права, поэтому фактически воспринимаются в качестве обязательных налогоплательщиками. Каждое такое письмо может быть признано нормативным либо ненормативным лишь путем тщательного анализа предписаний, которые в нем содержатся. Несмотря на свой внутриведомственный характер, будучи обязательными для налоговых органов, они автоматически воспринимаются таковыми и налогоплательщиками, приобретая (пусть не де-юре, но де-факто) силу своеобразных административных прецедентов. Ни о каком информационно-разъяснительном характере правового акта здесь речи быть не может. >>>

Таким образом, при оценке правовой природы подзаконных актов в сфере налогов и сборов следует руководствоваться принципом “существо над формой”, который в данном случае означает, что не формальные признаки (наименование, обязательные реквизиты, государственная регистрация, официальное опубликование и проч.), а смысловое содержание акта должно приниматься за основу при установлении его нормативного либо ненормативного характера.

Данный вывод подтверждает Минфин и ФНС – Письмами Минфина РФ от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571 и ФНС России от 26 ноября 2013 г.

№ ГД-4-3/21097 “О формировании единой правоприменительной практики” разъяснено, что в случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда РФ, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда РФ, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети “Интернет” либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.

Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами

Своим Письмом от 23 сентября 2011 года N ЕД-4-3/15678@ ФНС проинформировала о размещении на сайте ФНС России www.nalog.ru раздела “Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами” (формирование и правила его организации регламентированы Приказом ФНС от 14.11.

2012 N ММВ-7-3/845@), содержащего информационные письма ФНС России о порядке заполнения налоговых деклараций, исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, адресованные налоговым органам, а также налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 НК.

Согласно этому разъяснению в Базе данных разъяснений ФНС России подлежат размещению разъяснительные письма ФНС России, согласованные с Минфином России, либо содержащие правовую позицию, аналогичную изложенной в изданных Минфином России, адресованных налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

ФНС России обращает внимание на необходимость неукоснительного применения налоговыми органами при реализации возложенных на них полномочий положений писем ФНС России, размещенных в указанном разделе сайта ФНС России, и информирует, что в отношении изложенной в данных письмах правовой позиции положения абзацев 9, 10 письма ФНС России от 14.09.2007 N ШС-6-18/716 не применяются.

С помощью этого сервиса налогоплательщики могут сообщить о несогласии с действиями налоговых органов, противоречащими содержащимся там разъяснениям.

Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/nalogi/status_pisem_i_razyasnenii_fns.html

Россиянам стали приходить новые «письма счастья» от ФНС

Новые разъяснения ФНС России в письме о земельном налоге

Налоговики начали рассылать гражданам уведомления для уплаты налогов за 2017 год. Что в них нового?

Уведомления об уплате налогов получат владельцы земли, квартир, домов, гаражей, автомобилей. Рассказываем о новых изменениях в системе расчета платежей и льготах для некоторых категорий граждан.

Как уточняют в ФНС, уведомления граждане будут получать по почте и онлайн в “Личном кабинете налогоплательщика” на сайте nalog.ru. Комплект документов содержит само налоговое уведомление, а также квитанцию на уплату налогов. Заплатить их нужно не позднее 3 декабря 2018 года.

>> Ждущих пенсии россиян назвали “тупыми лузерами”

Новые условия по налогу на имущество

В 28 регионах, включая Москву, Московскую область, Башкортостан и Татарстан (полный перечень можно посмотреть на сайте Росреестра), где при расчете налога на имущество физлиц третий год применяется кадастровая стоимость, коэффициент при расчете налога за 2017 год составляет 0,6.

В 21 субъекте, в числе которых Санкт-Петербург, Ставропольский край, Воронежская и Челябинская области, кадастровая стоимость применяется второй год. Коэффициент там равен 0,4.

В 14 регионах, включая Республику Саха, Краснодарский, Хабаровский края, Оренбургскую область, налог впервые будет начислен исходя из кадастровой стоимости. Коэффициент к налоговому периоду составляет 0,2. Для оставшихся субъектов, кроме Крыма и Севастополя, где налог взимается исходя из инвентаризационной стоимости, коэффициент-дефлятор повышается с 1,329 до 1,425.

Кроме того, в ряде регионов с 2017 года применяются новые результаты определения кадастровой стоимости. Обновленную информацию можно получить на сайте Росреестра или обратившись в МФЦ за предоставлением сведений из Единого государственного реестра недвижимости по конкретному объекту.

Вычет на “шесть соток”

С 2017 года пенсионеры, ветераны, инвалиды и некоторые другие категории граждан (полный перечень указан в п. 5 статьи 391 НК РФ) получили право на вычет при расчете земельного налога. В их случае сумма налога уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров по одному земельному участку независимо от категории земли.

Если участок 6 соток и меньше, платить налог не нужно, если превышает 6 соток, его рассчитают за оставшуюся площадь. Человек, имеющий два или больше участков, может выбрать тот, в отношении которого будет действовать вычет, и направить уведомление об этом в любую налоговую до 1 ноября.

По умолчанию вычет будет применен автоматически для одного участка с наибольшей суммой налога.

Чтобы получить вычет, нужно представить в налоговую заявление о том, что вы имеете право на льготу. Форма заявления размещена на сайте nalog.ru. Если вы ранее сообщали о своем праве на льготу по другим имущественным налогам, писать заявление не нужно.

Расширился перечень дорогих автомобилей

Для расчета транспортного налога за 2017 год был расширен перечень дорогих автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей (полный перечень можно посмотреть на сайте минпромторга). Владельцам таких машин налог рассчитывается с повышающими коэффициентами от 1,1 до 3 (см. схему).

Новый порядок уплаты налога на доходы физлиц

В уведомления, которые получат граждане в этом году, добавлен еще один налог — на доходы физлиц, исчисленный, но не удержанный налоговыми агентами. Ранее такая категория налогоплательщиков была обязана подавать декларацию по форме 3-НДФЛ и уплачивать налог не позднее 15 июля.

Теперь, если налоговый агент (организация или индивидуальный предприниматель) сообщил о невозможности удержать налог, представив в инспекцию сведения по форме 2-НДФЛ на конкретное физлицо, налог на доходы физических лиц для оплаты рассчитывают налоговые органы и указывают его в уведомлении.

В помощь налогоплательщикам

Быстро разобраться в налоговых уведомлениях образца 2018 года гражданам поможет новая промостраница “Налоговое уведомление 2018” на сайте ФНС по адресу: snu.nalog.ru. Она описывает содержание разделов налоговых уведомлений и разъясняет их, а также содержит ответы по типовым жизненным ситуациям, связанным с уплатой имущественных налогов.

Важно знать

Налоговое уведомление не направляется, если сумма начислений составляет менее 100 рублей. Налогоплательщик получит уведомление либо в следующем году (если начисления будут более 100 рублей), либо сразу за три года.

История вопроса

С 2015 года начался переход на расчет налога, исходя из кадастровой, а не инвентаризационной стоимости недвижимости. Кадастровая стоимость ближе к рыночной цене недвижимости и кратно превышает инвентаризационную.

Чтобы резкий рост платежей не стал слишком серьезным бременем, в формулу расчета налога решено было заложить понижающие коэффициенты.

Они используются в течение первых четырех лет после перехода на новые правила: 0,2 — в первый год, 0,4 — во второй, 0,6 — в третий и 0,8 — в четвертый год.

Источник: https://finance.rambler.ru/money/40316693-rossiyanam-stali-prihodit-novye-pisma-schastya-ot-fns/

Земельный налог в 2018 году новые разъяснения ФНС России

Новые разъяснения ФНС России в письме о земельном налоге

Земельный кодекс РФ отмечает, что пользование земельными участками в России платное. Согласно этому для вас, как гражданина РФ, налог является обязательным условием владения землей, если:

  • вы являетесь владельцем участка земли (документально подтвержденное право собственности);
  • вы имеете право бессрочно пользоваться землей (конкретным участком);
  • определенная территория земли находится в вашем пожизненном владении.

Другие формы владения землей, например, аренда или временное владение участком, не подлежат налогообложению. В этих случаях уплачивают налоги непосредственные владельцы участков земли.

Все аспекты, касающиеся установления, расчета, льгот и сроков уплаты земельного налога утверждаются органами местных властей, поэтому его еще называют «местным налогом». Выплаты осуществляются также в местные бюджеты.

Еще важно уяснить, что начисление и уплата налогов на земельные участки проводится отдельно от других налогов и взысканий, установленных законами РФ.

Изменения в расчете земельного налога в 2018 году

Любые государственные изменения нечасто радуют граждан, особенно если они касаются повышения цен, налогов, коммунальных платежей и т. д. Еще до 2016 года величина уплаты налога на землю начислялась в зависимости от

. Она была сравнительно низкой, как следствие – итоговая сумма также не была тягостной для собственников.

В связи со вступившими в силу изменениями, земельный налог в 2018 году начисляется, учитывая кадастровую стоимость участка земли, что предусматривает его возможное увеличение для определенных граждан на солидную сумму.

Но чтобы избежать резкого подъема увеличения налога на землю для населения, было принято решение постепенно повышать фискальную базу – каждый год в течение 5 лет на 20%. То есть при начислении уплаты за 2018 год учитывается стоимость земельного объекта в размере 80% от реальной.

Кадастровая стоимость чаще всего выше рыночной приблизительно на 25%, но бывает и еще больше. Более того, расчеты, проведенные разными экспертами, могут отличаться. Все это приводит к тому, что владельцы земельных наделов обращаются в суд с оспариванием оценки кадастровой стоимости, потому как величина налогов на землю получается завышенной.

Если иск был удовлетворен, то проводился перерасчет налогов и налогоплательщик платил меньшую сумму от начисленной ранее за текущий период. Так было до 2018 года включительно, но в 2019 году предусмотрены изменения в этом пункте, смотрите ниже

Источник: https://dolche-vitakrs.ru/zemelnyy-nalog-2018-godu-novye-razyasneniya-rossii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.