+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Какие меры поддержки социальных предприятий предусмотрены законом

Содержание

Социальные предприниматели назвали необходимые меры господдержки

Какие меры поддержки социальных предприятий предусмотрены законом

МОСКВА, 19 сентября. /ТАСС/. Закон о социальном предпринимательстве был принят Госдумой в июле текущего года.

Таким образом, бизнес в социальной сфере был выделен в отдельную категорию, также были обозначены меры господдержки, необходимые для его развития.

ТАСС поговорил с соцпредпринимателями и экспертами отрасли и выяснил, чего не хватает социальному бизнесу для его финансовой устойчивости и каких форм поддержки ждут больше всего.

Прибыль – не главное

По новому закону социальным предпринимательством считается деятельность, “направленная на достижение общественно полезных целей” и призванная решить социальные проблемы отдельных категорий граждан и общества. Чаще всего этот вид бизнеса не приносит большого дохода, его трудно как запустить, так и развивать.

По мнению директора по фандрайзингу (привлечение сторонних ресурсов для реализации социально значимых задач, культурных проектов или поддержания существования организации – прим.

ТАСС) благотворительного фонда “Добрый город Петербург” Дарьи Буяновой, социальный бизнес нуждается в особом внимании со стороны общества и государства, так как “получение прибыли – далеко не первая задача, которая стоит перед предпринимателями”.

“Социальное предпринимательство – сложное явление, – говорит Буянова.

– Ты заведомо не можешь снизить издержки, потому что трудоустраиваешь людей с ограниченными возможностями, ты больше вкладываешь в их обучение, они меньше работают. Но ты осознаешь некую социальную миссию.

Поэтому соцпредпринимательство – это не совсем история про традиционный бизнес, в равных с ним условиях ты не выживешь. Поэтому так важно иметь стимулирование извне”.

По мнению Буяновой, в общественном сознании, в первую очередь, необходимо закрепить понятие товара с добавленной социальной стоимостью, что помогло бы повысить его продаваемость, а льготные рекламные компании позволили бы увеличить производительность и оборот этого вида бизнеса.

Большой вклад в важное дело

Развитие соцпредпринимательства основатель компании корпоративных подарков от социальных мастерских (объединений людей с инвалидностью, пенсионеров, незащищенных слоев населения, детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах – прим. ТАСС) Любовь Ермолаева видит в партнерстве с крупным компаниями.

“Наша финансовая устойчивость в большей степени зависит от крупных компаний. Они обладают колоссальным бюджетом, который готовы тратить, например, на корпоративные подарки со смыслом, при этом осознавая свой социальный вклад. Такую тенденцию мы наблюдаем последние три года, ведя свое дело”, – объясняет она.

Как утверждает предприниматель, один заказ от крупного бизнеса способен обеспечить работой на несколько месяцев небольшое социальное предприятие.

Сооснователь и директор международной образовательной площадки для социальных предпринимателей Impact Hub Moscow Екатерина Халецкая соглашается с Ермолаевой и подчеркивает, что схема B2B для социальных предприятий особенно актуальна, но отмечает, что между малым и крупным бизнесом существует коммуникационный барьер.

“Мы анализировали проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются соцпредприниматели, и выяснили, что самая серьезная – поиск рынков сбыта и крупных клиентов, которые своими заказами смогли бы обеспечить им значительную часть выручки”, – сказала Халецкая.

По ее мнению, наладить бизнес-коммуникации между крупными компаниями и социальными предпринимателями “помогут площадки-посредники, которые возьмут на себя поиск клиентов для малых компаний, а также образовательные проекты, вовлекающие сотрудников корпораций для экспертной поддержки социальных предпринимателей, благодаря которым представители крупного бизнеса смогут узнать о малых поставщиках и социальных микрокомпаниях”.

Работает со всех сторон

Обучить не только бизнес, но и госсектор считает важным независимый эксперт по вопросам социального предпринимательства, в прошлом член Координационного совета Торгово-промышленной палаты РФ по вопросам развития социального бизнеса Ольга Рябова. По ее словам, это позволит сделать принятый в июле закон о социальном предпринимательстве действующим, а меры господдержки – востребованными.

“Для социальных предпринимателей существуют меры господдержки, но не хватает должной коммуникации [между государством и малым бизнесом] и механизмов, которые бы позволяли сделать их используемыми и востребованными.

Поэтому, в рамках принятого закона, а также налогового кодекса и остальных законодательных актов, относящихся к малому предпринимательству, стоит провести образовательные кейсы как для предпринимателей, так и для чиновников.

На уровне принятого закона о соцпредпринимательстве достаточно много шагов отнесено именно на региональный уровень, и необходимо, чтобы региональные власти поспособствовали его претворению в жизнь”, – отметила Рябова.

Дополнительные шаги по стимулированию социального бизнеса от федеральных властей ждут и предприниматели. Основательница компании по производству слуховых аппаратов, лидер делового клуба “Социальный предприниматель” в Мурманске Ольга Буч обращает внимание, что чаще всего государством поддерживаются социальные стартапы, и не так много уделяется внимания уже работающему бизнесу.

“Хорошо если в твоем регионе находятся добывающие или энергетические компании. Тогда у тебя есть шанс получить грант или беспроцентный заем от крупного бизнеса.

Но что делать, если в твоем регионе их нет? Здесь нужны федеральные и региональные программы льготного кредитования по сниженной процентной ставке именно для социального бизнеса.

Нам не потянуть тяжелых банковских кредитов, а собственных оборотных средств не хватает на развитие и реализацию новых проектов”, – делится Буч.

Особенно ожидаемой предприниматели называют и поддержку от региональной власти. “Для большинства предпринимателей региональная поддержка очень актуальна, малые компании ждут помощи в аренде, особенно те, кто занимаются социальным производством.

В любом случае, государство сфокусировало внимание на социальном бизнес-сегменте, и это обязательно сформирует дополнительный интерес и общества, и крупного бизнеса вокруг соцпредпринимателей, что даст сегменту новый импульс в развитии,” – добавляет Любовь Ермолаева.

Наравне с получением преференций социальный бизнес готов, в свою очередь, брать и на себя часть ответственности. Недавно группа “Циркон” в сотрудничестве с компанией Social Business Group представила результаты исследования, опубликованного на сайте Агентства стратегических инициатив.

Предметом изучения стала мотивация современных соцпредпринимателей. В аналитическом отчете говорится, что большинство опрошенных респондентов считают, что должны вместе с властью решать острые социальные проблемы.

Кроме того, по их мнению, социальный бизнес должен играть важную роль в развитии регионов, в связи с чем они согласились с необходимостью передавать часть прибыли на решение социальных проблем.

Источник: https://tass.ru/msp/6902652

Закон о социальном предпринимательстве – 245-ФЗ

Какие меры поддержки социальных предприятий предусмотрены законом

Такой вид экономической деятельности как социальное предпринимательство широко распространён во всём мире. Однако в России до последнего времени он не был регламентирован законодательно.

В июле 2019 года вступил в силу Федеральный закон 245-ФЗ, который внёс изменения в Закон о предпринимательстве 209-ФЗ, сформулировал понятие социального предпринимательства и определил условия для такой деятельности.

Закон о социальном предпринимательстве — 245-ФЗ

Скачать закон можно по ссылке

Какие новшества ввёл Закон

На самом деле, социальным предпринимательством в РФ многие коммерческие и некоммерческие организации занимаются уже давно. Основным отличием этого вида деятельности от обычного бизнеса является получение дохода при одновременном решении различных социальных задач.

Понятие некоммерческих социально ориентированных организаций было введено ещё в 2010 году, а вот предприниматели в этой сфере правового статуса до сих пор не имели. Это серьёзно сдерживало развитие таких организаций, поскольку порождало ряд проблем.

В первую очередь, это недостаточность финансовых средств на  начальном этапе, отсутствие кредитных программ со специальными условиями и льготного налогообложения и т.д.

Закон 245-ФЗ выделил социальное предпринимательство в отдельную категорию субъектов малого и среднего бизнеса. Это позволит лицам, которые решили освоить этот вид деятельности, получать поддержку от федеральной и региональной власти в различных формах, что позволит установить расценки на работы и услуги, которые будут доступны социально незащищенным слоям населения.

Какие предприятия считаются социальными

Для того чтобы получить такой статус и возможность государственной поддержки, деятельность предприятия должна отвечать установленным условиям. Его сотрудниками, в обязательном порядке, должны быть определённые категории граждан, а сами работы, услуги или товары направлены на решение различных социальных проблем общества.

Чем занимаются социальные предприниматели

Закон определяет виды деятельности, которой могут заниматься организации, для признания их социально ориентированными. Это производство товаров или работ, оказание услуг гражданам из социально незащищенных категорий, которое помогает им компенсировать ограниченные возможности и полноценно участвовать в общественной жизни.

К ним относятся инвалиды, пенсионеры, малоимущие, выпускники детдомов, осуждённые за различные преступления и освободившиеся условно — досрочно, а также прочие нуждающиеся в социальном обслуживании лица. Размер доходов от этой деятельности должен составлять не меньше 50% от общего объёма. К ним относятся следующие виды работ и услуг.

  1. Уход за нуждающимися в социальном обслуживании гражданами, организация оздоровительных мероприятий, контроль за состоянием здоровья, медицинское обслуживание.
  2. Помощь в корректировке психологического состояния для полноценной адаптации к общественной жизни.
  3. Социально — педагогическое консультирование для профилактики отклонений в поведении.
  4. Помощь в трудоустройстве и адаптации к профессиональной деятельности.
  5. Изготовление и реализация медицинских и технических изделий для инвалидов, которые предназначены для их реабилитации.
  6. Организация отдыха для пенсионеров, инвалидов, многодетных родителей.
  7. Создание инвалидам условий для свободного пользования транспортом, связью, доступа к общественным и социальным объектам.

Также социальным предпринимательством считается деятельность, которая направлена на решение различных общественных проблем, например, в сфере семьи, материнства и детства. В этой области Законом 245-ФЗ установлены следующие виды услуг.

  1. Психологическое и педагогическое консультирование, которое поможет укреплять семьи, обеспечит грамотное воспитание детей, даст родителям необходимые знания в этой области.
  2. Организация детского оздоровительного отдыха.
  3. Психологическая, педагогическая, медицинская помощь учащимся, у которых есть проблемы в освоении школьной программы.
  4. Дополнительное образование детей: дошкольное и общее.
  5. Повышение квалификации сотрудников и волонтёров, которые работают в некоммерческих социально ориентированных организациях.
  6. Деятельность в области культуры и просвещения в виде организации частных музеев, домов культуры, театров, библиотек и т.д.
  7. Издание периодической или книжной продукции, которая связана с наукой, культурой и образованием и включена в утвержденный Правительством перечень.

Кроме того, местным властям дано право включать в этот список дополнительные виды деятельности для признания организации социальным предприятием.

Важно! К социальным предпринимательством не может считаться производство и продажа подакцизных товаров и полезных ископаемых.

Кто работает на социальном предприятии

Закон определил категории граждан, которых социальное предприятие обязано трудоустроить. Причём таких работников должно быть не меньше 50% от среднесписочной численности. Это лица из социально уязвимых слоев общества, а именно:

  • граждане, которые ограничены в своих возможностях по состоянию здоровья, инвалиды;
  • родители, имеющие несовершеннолетних детей или детей — инвалидов, многодетные либо одинокие;
  • пенсионеры и предпенсионеры;
  • воспитанники детских домов не старше 23 лет;
  • граждане с непогашенной судимостью, но уже освободившиеся из заключения;
  • беженцы и вынужденные переселенцы;
  • лица, не имеющие определённого места жительства;
  • малоимущие граждане;
  • прочие лица, которым необходимо социальное обслуживание.

Зарплата этих сотрудников должна составлять не меньше 25% от общей суммы расходы на оплату труда.

Источник: https://mosad.online/zakon-o-sotsialnom-predprinimatelstve-245-fz/

Для социальных предприятий предусмотрят налоговые льготы

Какие меры поддержки социальных предприятий предусмотрены законом

Налоговые льготы для социальных предприятий помогут в трудоустройстве инвалидов, многодетных родителей и выпускников детдомов.

Депутаты Госдумы настаивают на налоговых льготах, при которых социальное предприятие должно получить статус социального, если на нём трудятся общественно уязвимые граждане.

Налоговые послабления предлагаются в том случае, если количество таких работников составляет не менее 50 процентов от общего числа работающих на нём, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов.

По замыслу авторов законопроекта, на преференции от государства могут также рассчитывать компании, которые выводят на рынок товары, произведённые социально уязвимыми гражданами, или которые сами производят, к примеру, товары для реабилитации инвалидов.

Напомним, что законопроект, выделяющий социальный бизнес в отдельную группу предпринимательства, Госдума приняла в первом чтении 5 марта.

Кого будут считать социально уязвимыми работниками

Сразу после пленарного заседания, буквально по горячим следам, депутаты приступили к доработке правительственной инициативы. По мнению участников парламентских слушаний, документ пока носит обтекаемый характер. Если его не доработать, то долгожданный закон превратится в декларацию о добрых намерениях, а социальные предприятия не получат необходимой поддержки.

Кроме того, законодатели и экспертное сообщество настаивают: подзаконные акты должны быть представлены авторами до окончательного, третьего чтения документа.

Заметим, что принятый в первом чтении законопроект – далеко не первая попытка выделить социальные предприятия в отдельную категорию и утвердить меры господдержки таких компаний.

Работодатели получат налоговые льготы за софинансирование ИПК работника

Если две предыдущие версии документа Госдума отклонила, то у третьей, как считают в Минэкономразвития, большие шансы пройти все чтения и стать законом.

«В основе проекта – концепция социально уязвимой категории граждан», – пояснил замглавы ведомства Вадим Живулин. Однако кто именно будет считаться социально уязвимыми: инвалиды, многодетные, социально незащищённые или все эти категории сразу – Минэкономразвития обещает уточнить позднее.

Законопроект устанавливает два основных критерия для социальных предприятий: занятость социально уязвимых групп граждан или выпуск и продвижение на рынке произведённых ими товаров.

Предприятия, отвечающие социальным критериям, занесут в отдельный реестр, а регионы предоставят им преференции.

В Минэкономразвития считают, что больше социальный бизнес нуждается в создании специальной инфраструктуры – свободных площадях, бесплатном участии в выставках, возможности для сотрудников проходить обучающие курсы и так далее.

Специальные льготы хотят прописать позднее

Депутаты, анализировавшие данный законопроект, считают, что формулировки закона достаточно обтекаемы. «Важнейший момент – меры стимулирования социальных предприятий», – считает депутат Госдумы Сергей Неверов.

В данный момент эти меры отданы на откуп муниципалитетам. Как следствие, в случае принятия законопроекта без изменений многие местные власти даже при желании не смогут помочь социально ориентированному бизнесу.

А у муниципалитетов нет ни лишних площадей, ни средств. «Надо говорить о закреплении федеральной нормы, о конкретных видах поддержки», – уверен Неверов. Но вопрос о специальных налоговых льготах пока остается открытым.

Занятость инвалидов в 2019 году: что положено по новому закону

Специальные льготы хотят прописать позднее, отдельным актом. С этим не согласны в Госдуме и настаивают, чтобы в документе было как можно больше норм прямого действия. «Важно, чтобы не получился пустой закон», – убеждён вице-спикер.

Заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев предложил сузить критерии отнесения предприятий к социальным. Из-за размытых формулировок весь общепит может получить статус социально ответственного бизнеса, выразил обеспокоенность депутат.

Как считает Терентьев,  в первую очередь следует отнести к социально уязвимым категориям граждан инвалидов. А при необходимости – распространить действие закона на другие категории.

Какие поправки внесут ко второму чтению

Многие депутаты поддерживают законопроект и хотят сделать акцент на устранении барьеров для социальных предпринимателей, ведь государство несёт перед ними повышенную социальную ответственность.

«Сообщайте нам, кто мешает по линии исполнительной власти. Давайте препоны все вместе будем убирать», – обратился депутат Владимир Жириновский к коллегам.

Парламентарии настаивают на преференции социальным предприятия именно в налоговой и финансовой сфере.

«Без поддержки государства в налоговой и финансовой сфере такие предприятия не могут быть конкурентными», – считает член Комитета палаты по экономполитике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Олег Николаев.

Большинство экспертов склоняются к тому, что закон принимать надо, ведь малый и средний бизнес ждёт его без малого десять лет. И, как рассчитывают депутаты, высказанные во время парламентских слушаний замечания позволят скорректировать инициативу и сделать её действительно полезной для социально ответственного бизнеса.

Какие законы заработают в России в марте 2019 года?

В том случае, если в законе норма о поддержке социальных предприятий на уровне муниципалитетов и регионов будет подтверждена финансированием, местные власти не смогут спустить её на тормозах, как это было раньше.

«Необходимо ко второму чтению проработать вопрос о закреплении федеральной нормы о конкретных видах поддержки и стимуляции социального предпринимательства.

Это могут быть льготные условия по уплате страховых взносов за сотрудников из категории социально незащищённых граждан, могут быть налоговые льготы, а могут быть и особые условия льготного кредитования в рамках программ развития малого и среднего бизнеса», –  уточнил вице-спикер Госдумы Сергей Неверов.

К третьему чтению законопроекта  в палате ждут от Минэкономразвития подзаконные акты, чтобы не повторилась история, когда закон принят, а все необходимые документы выходят только через год.

Источник: https://informatio.ru/news/society/job/dlya_sotsialnykh_predpriyatiy_predusmotryat_nalogovye_lgoty/

Новый закон о социальном предпринимательстве: профессиональный разбор

Какие меры поддержки социальных предприятий предусмотрены законом

26 июля 2019 года официально опубликован и вступил в силу федеральный закон № 245-ФЗ, который ввел в законодательство Российской Федерации понятия социального предпринимательства и социального предприятия.

О главных изменениях и о том, как устроен социальный бизнес в других странах, – юрист филиала благотворительного фонда «Чаритиз Эйд Фаундейшн» в России Константин Воробьев.

Что поменялось после принятия закона?

Наконец компании малого и среднего бизнеса смогут претендовать на статус социального предприятия. Для этого есть несколько условий – чтобы бизнес компании был направлен на достижение общественно полезных целей и способствовал решению социальных проблем. 

Что дает государство?

По закону государство обязано предоставить социальному предприятию имущественную (в частности, субсидии), информационную и иную поддержку. 

В чем преимущества ведения деятельности в форме коммерческой организации? 

Это, прежде всего, упрощенная регистрация компании, отсутствие отчетностей об использовании имущества, расходовании средств, реализации программ, понятный бухгалтерский учет и налоговый режим.

Особенности деятельности организаций в сфере социального предпринимательства

Предпринимательская деятельность в социальных сферахСоциальное предпринимательство (с 26 июля 2019 года)Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций
Коммерческая организацияКоммерческая организация — субъект малого и среднего предпринимательстваНекоммерческая организация
1. Извлечение прибыли2. Достижение общественно-полезных целей1. Достижение общественно-полезных целей2. Извлечение прибыли1. Достижение общественно-полезных целей2. Извлечение прибыли
Предпринимательская деятельностьПредпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно-полезных целей, в качестве основной деятельности организации в соответствии с условиями законаПредпринимательская деятельность, соответствующая уставным целям организации и необходимая для достижения общественно полезных целей в качестве дополнительной деятельности организации
Гранты, льготные кредиты от частных фондовФинансовая, имущественная, информация поддержка от государстваПожертвования, гранты от НКО и физических лиц, государственная поддержка, налоговые льготы

Почему тогда всё чаще выбирают форму некоммерческой организации? 

Ответ несложен – широкие источники формирования имущества – пожертвования и гранты, которые доступны преимущественно некоммерческим организациям. Хозяйственная деятельность социальных предприятий не отличается высокой доходностью, в связи с чем учредители вынуждены искать дополнительные источники финансирования, которые сильно ограничены у коммерческих юридических лиц. 

На преодоление описанного дисбаланса направлены законодательные изменения.

«Я каждый вечер думаю: все ли успела?»: правила жизни социального предпринимателя Гузель Санжаповой

Вернемся к началу: что такое социальное предпринимательство?

Единого и точного ответа не существует, но если исследовать правовое положение социальных предприятий от Бельгии до Южной Кореи, в подавляющем большинстве их будут объединять следующие черты:

1) коммерческая деятельность.

Непрерывная предпринимательская деятельность, связанная с производством товаров, оказанием услуг и выполнением работ отличает социальное предприятие от традиционной некоммерческой организации: социальное предприятие на постоянной основе вовлечено в производство продукции, предоставление услуг населению, поэтому именно хозяйственная деятельность представляет главный признак социальных предприятий, способ их существования.

2) основная цель деятельности — некоммерческая. Социальное предприятие может быть нацелено на извлечение прибыли, но это должно быть второстепенно, хозяйственная деятельность лишь выступает способом решения социальных проблем, служению общественным интересам.

3) запрет или ограничение распределения прибыли.

Указанный критерий направлен на обеспечение приверженности организации некоммерческим целям деятельности и применительно к некоторым странам обусловлен возможностью как коммерческих, так и некоммерческих организаций претендовать на ведение деятельности в статусе социального предприятия.

Так как цели должны быть связаны с осуществлением деятельности в общественно-полезных целях, прибыль (полностью или частично) должна быть реинвестирована в деятельность организации – повышение условий труда, найм высококвалифицированных работников, расширение производства.

Применительно к европейским социальным предприятиям возможность распределения дивидендов от предпринимательской деятельности между учредителями колеблется от 30 до 40 процентов. В России ограничение в 50 процентов предусмотрено частично – для определенных видов деятельности.

Заметно часто встречаются особенности, которые присущи не обязательно каждому социальному предприятию: использование как оплачиваемого, так и волонтерского труда, выражение общественного интереса определенной социальной группы, демократическое (общественное) управление, когда право принятия решений не основано на взносах в уставной капитал, — но они отражают социальную и правовую сущность, вектор развития социального предпринимательства.

Частные дома престарелых, школы и санатории для инвалидов, экологические компании по переработке мусора, социальные супермаркеты и столовые для малоимущих граждан, charity shops, производства одежды для инвалидов, спортивные школы, службы поддержки, предоставляющие занятость людям с ограниченными возможностями – продают товары, оказывают платные услуги, то есть осуществляют коммерческую деятельность, однако главная цель их существования не извлечение прибыли, а улучшение жизни определенных социальных групп.

Таким образом, организации, учрежденные изначально в правовых формах коммерческих организаций, принимая некоммерческие цели деятельности и запрет/ограничение распределения прибыли, по своей сущности приближаются к некоммерческим, получая взамен благоприятный режим деятельности, индивидуальный для каждого государства – это могут быть налоговые льготы, доступ к дополнительным источникам финансирования (специальные гранты, государственные субсидии, пожертвования), иная государственная поддержка. В связи с парадоксальным сочетанием коммерческого и некоммерческого социальные предприятия именуют гибридными организациями.

Секрет на миллион: как НКО делать успешные проекты с бизнесом

Кто по закону может стать социальным предприятием? 

По закону на статус социального предприятия и государственную поддержку могут рассчитывать компании малого и среднего бизнеса, которые соответствуют следующим критериям: 

  •  трудовая интеграция (обеспечение занятости инвалидов, одиноких или многодетных родителей, пенсионеров, беженцев, малоимущих граждан или других категорий при условии, что их доля составляет не менее 50% от общего числа работников, а расходы на оплату труда – не менее 25%);
  • реализация товаров, производимых лицами из приведенных выше категорий (доля доходов от деятельности – не менее 50% от общего дохода, а реинвестирование прибыли – не менее 50% от общего размера прибыли;
  • производство товаров для лиц из приведенных выше категорий с целью компенсации ограничений их жизнедеятельности (доля доходов от деятельности – не менее 50% от общего дохода, а реинвестирование прибыли – не менее 50% от общего размера прибыли) по направлениям: оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-трудовых и иных услуг;
  • деятельность, направленная на достижение общественно-полезных целей, по оказанию педагогическо-социальных услуг, организации отдыха и оздоровления детей, в сфере дошкольного образования, по обучению работников и добровольцев социально ориентированных НКО, культурно-просветительская и иная деятельность (доля доходов от деятельности – не менее 50% от общего дохода, реинвестирование прибыли – не менее 50% от общего размера прибыли).

«Всему приходится учиться в процессе и иногда на ошибках»: Дарья Алексеева о фонде «Второе дыхание» и бизнесе CharityShop

Как это устроено в других странах? 

 Статус социального предприятия, на который могут претендовать только субъекты малого и среднего предпринимательства, закреплен в России, однако есть и иные способы правового регулирования положения субъектов социального предпринимательства: в таблице ниже приведены основные модели.

I модельСтатус социального предприятия(Бельгия, Россия, Италия, Южная Корея, Словения, Финляндия, Вьетнам, и др.)— система признания/сертификации организаций;— определенный круг субъектов (только коммерческие организации; коммерческие и некоммерческие организации);— критерии соответствия для получения статуса;— специальный орган исполнительной власти, ответственный за назначение и отзыв статуса социального предприятия— перечень организаций, имеющих статус;— система государственной поддержки.
II модельСпециальная организационно-правовая форма (Германия, Италия, Испания, США, Великобритания и др.)— разновидность юридического лица;— правовой режим деятельности, учитывающий признаки социального предприятия;— система государственной поддержки;— прочная связь между деятельностью юридического лица и интересами государства в части реализации политики, направленной на решение социальных проблем, повышения качества жизни населения.

В Германии, Соединенных Штатах Америки, Великобритании в законодательстве существуют специальные организационно-правовые формы юридических лиц для деятельности в сфере социального предпринимательства.

Закрепив в учредительных документах некоммерческие цели деятельности организации, учредители могут основать или преобразовать организацию, к примеру, в благотворительное общество с ограниченной ответственностью (в Германии), низко доходное общество с ограниченной ответственностью (в США), компанию общественных интересов (в Великобритании). 

Примечателен для рассмотрения пример правового положения низко доходного общества с ограниченной ответственностью в США, выделяющийся отсутствием требований по ограничению распределения прибыли.

Именно направленность целей деятельности отличает низко доходное общество с ограниченной ответственностью (low-profit limited liability company, далее – L3C) от общества с ограниченной ответственностью (limited liability company).

Преимущества же общества с ограниченной ответственностью в виде упрощенной регистрации, прав и обязанностей участников (учредителей), условий перехода долей уставного капитала, управления обществом, распределения прибыли etc.

сохраняются.

Использование организационно-правовой формы L3C предоставляет юридическому лицу возможность привлекать целевое финансирование от частных фондов по программам инвестирования, созданных специально для коммерческих организаций, имеющих общественно полезные цели деятельности (Program Related Investments, PRI’s).

Так, фонд Bill & Melinda Gates Foundation выделил 1,5 миллиарда долларов США на Program Related Investments, 1 миллиард из которых уже распределен между 47 компаниями.

Вместе с тем, денежные средства, полученные по PRI’s или в качестве пожертвований от граждан, подлежат налогообложению на общих основаниях, никаких исключений не предусмотрено.

Компании, учрежденные в организационно-правовой форме L3C, крайне разнообразны: от компании SEEDR, занимающейся решением проблем глобального здравоохранения, инфраструктуры и финансовых инноваций, которая в 2009 году получила грант на сумму более полумиллиона долларов на разработку новой линии изолированных контейнеров для транспортировки и хранения вакцин и других лекарств в развивающихся странах, до кофейни “Overflow Coffee Bar” в Чикаго, деятельность которой направлена на развитие местного сообщества и интеграцию жителей района посредством проведения в заведении культурных и просветительских мероприятий.

Когда и как можно будет стать социальным предприятием?

Первое внесение сведений в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства о том, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является социальным предприятием, намечено на 10 апреля 2020 года.

На данный момент порядок признания организации социальным предприятием разрабатывает Министерство экономического развития Российской Федерации.

В итоге, в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства появится графа с информацией о том, что организация является социальным предприятием, это даст возможность компании претендовать на имущественную и финансовую поддержку от государства. 

Источник: https://philanthropy.ru/analysis/2019/08/23/79136/

На какие льготы могут рассчитывать социальные предприниматели в СЗФО

Какие меры поддержки социальных предприятий предусмотрены законом

Федеральный закон о социальном предпринимательстве (СП), принятия которого представители этого сегмента бизнеса ждали несколько лет, заработал.

Сейчас компании, желающие войти в федеральный реестр субъектов СП, направляют свои заявки региональным властям. Параллельно на федеральном и региональном уровнях разрабатывают новые льготы.

Как проходит заявочная кампания, на какие меры поддержки сможет рассчитывать социально ориентированный бизнес в субъектах СЗФО, выясняла корреспондент “Российской газеты”.

До недавнего времени в российском законодательстве вообще отсутствовало понятие “социальное предпринимательство”. Закон, принятый летом прошлого года, пробел устранил. К субъектам СП отнесли предприятия, соответствующие одному из четырех условий.

Жители заповедных территорий Поморья получат гранты на свое дело

Первое: не менее половины сотрудников компании являются представителями социально уязвимых категорий граждан. Это, в частности, инвалиды, многодетные родители, недавние выпускники детских домов, пенсионеры и “предпенсионеры”. Второе и третье условия – обслуживание социально уязвимых категорий граждан, продажа или производство товаров или услуг, необходимых именно таким клиентам.

Четвертое условие – работа в рамках конкретных направлений деятельности, которые закон признал социальными.

В федеральный список вошли организация детского отдыха, оказание услуг в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования, развитие межнационального сотрудничества и ряд других сфер.

Что важно, власти регионов могут расширить этот перечень, как и список социально уязвимых категорий граждан, с учетом местной специфики.

– Мы обратились к калининградским предпринимателям с просьбой рассказать о социальных направлениях деятельности, не описанных в федеральном законе, но распространенных в нашем регионе, – сообщил министр экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Дмитрий Кусков. – Предложения принимают наше министерство и Центр “Мой бизнес” региона.

Без учета НКО

По оценкам фонда региональных социальных программ “Наше будущее”, в Калининградской области социальным бизнесом занимаются 344 хозяйствующих субъекта. Среди них, например, сеть благотворительных магазинов подержанных вещей Danke-Shop, открывшаяся в 2015 году.

Компания собирает у калининградцев ненужную одежду с помощью специальных контейнеров, часть раздает нуждающимся, часть распределяет по благотворительным организациям, часть продает. Непригодная одежда идет на переработку. Прибыль, оставшуюся после покрытия всех расходов, магазин также перечисляет на благотворительность.

При этом проект, принесший региону много пользы, не соответствует условиям нового федерального закона.

В текущем году реестр субъектов социального предпринимательства будет формироваться в два захода

– Danke-Shop функционирует как некоммерческая организация, а действие закона о социальном предпринимательстве на НКО не распространяется, – поясняет руководитель проекта Андрей Громнюк. – В 2020 году мы разделим свою деятельность, в структуре проекта появится ИП, но это вопроса не решит.

Благотворительная деятельность по выдаче и продаже вещей не входит в число утвержденных социальных направлений. Среди наших сотрудников есть и многодетные мамы, и пенсионеры, и выпускники детских домов, но они не формируют более половины штата.

Поэтому, с одной стороны, надеюсь, что новый федеральный закон в перспективе все-таки будет каким-то образом распространяться на социально ориентированные НКО. С другой стороны, будем общаться с региональным минэкпромом.

Вопрос расширения регионального списка социальных направлений деятельности непрост, поскольку в нашем случае речь идет о торговле, но попробуем его проработать.

Брендинг и маркетинг

В текущем году реестр субъектов СП в стране будет формироваться в два захода – по состоянию на начало апреля и на начало июля. Чтобы попасть в первую волну, заявку на региональном уровне следует подать до конца февраля. В Калининградской области уполномоченным органом власти, принимающим документы, является минэкпром. Бумаги поможет оформить региональный Центр “Мой бизнес”.

Какие изменения ждут петербургских предпринимателей в 2020 году

– По состоянию на конец января за консультациями обратились порядка 30 предпринимателей, – продолжает Дмитрий Кусков. – Запланированы и специальные обучающие семинары.

Что касается региональных мер поддержки, в Калининградской области с лета прошлого года работает Центр инноваций социальной сферы (ЦИСС). Субъекты СП могут получить там бесплатные консультации по вопросам финансового планирования, подбора персонала и другим. Кроме того, ЦИСС проводит обучающие мероприятия, занимается брендированием и маркетинговым сопровождением социальных проектов.

Пока услуги ЦИСС доступны всем, кто реализует общественно полезные бизнес-идеи. Когда реестр субъектов СП начнет функционировать, центр сможет работать только с предпринимателями, которые в него попали.

Тогда же для калининградских предприятий, официально подтвердивших свой социальный статус, разработают специальные льготные кредитные программы.

Сейчас субъекты СП наравне с остальными малыми и средними компаниями вправе претендовать на кредиты по ставке, равной ключевой ставке Центробанка. По состоянию на конец января она составляла 6,25 процента.

В перспективе стоимость заемных средств для представителей социального бизнеса снизят.

Скидки для арендаторов

В Архангельской области тоже существуют местные меры поддержки субъектов СП. Их включили в список заемщиков, которые вправе претендовать на поручительство регионального гарантийного фонда по минимальной ставке – один процент в год.

Кроме того, хозяйствующие субъекты, занимающиеся социально значимыми видами деятельности, получают льготы при аренде государственного имущества.

В первый год стоимость арендной платы составляет 40 процентов от рыночной цены, во второй год – 60 процентов.

– У субъекта МСП, получившего статус “социальный предприниматель”, появляется возможность пользоваться региональными льготами и преференциями. Далее планируется дальнейшая разработка льготных мер для данного вида бизнеса, – отмечает министр экономического развития Поморья Иван Кулявцев.

Прием заявок на включение в новый реестр в Поморье стартовал 27 января, документы следует направлять в Агентство регионального развития.

Дешевые длинные деньги

Сами социальные предприниматели надеются, что механизмы льготного кредитования заработают не только на региональном, но и на федеральном уровне.

Субъекты СЗФО подвели первые итоги исполнения областных бюджетов

– Фонд “Наше будущее”, который первым в РФ начал системно заниматься вопросами развития СП, давно выдает беспроцентные займы социально ориентированному бизнесу, – рассуждает глава калининградской фабрики по производству инвалидных колясок и ступенькоходов Роман Аранин. – Цех по выпуску шагающих ступенькоходов мы запустили именно благодаря такому займу в несколько миллионов рублей, выданному на пять лет. На средства второго займа фонда мы открыли семь мастерских по ремонту инвалидных колясок по всей России. Оба займа уже вернули. Если регионы при поддержке федерального бюджета запустят схожие кредитные программы, это повлечет за собой запуск огромного количества важных социальных проектов. Главное, чтобы деньги действительно были длинными и дешевыми.

Другой важной мерой поддержки могут стать преференции при участии в государственных и муниципальных закупках, полагает Аранин. Речь идет, к примеру, о фиксированном проценте форы на торгах или преимущественном выборе субъекта СП при наличии равных предложений нескольких подрядчиков.

Источник: https://rg.ru/2020/02/11/reg-szfo/na-kakie-lgoty-mogut-rasschityvat-socialnye-predprinimateli-v-szfo.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.