+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Как точно определить свою налоговую обязанность с 2017 года

Содержание

Сверка с налоговой: как разобраться в выписке ٩(͡๏̯͡๏)۶ — Эльба

Как точно определить свою налоговую обязанность с 2017 года

Для сверки с налоговой понадобятся два документа:

  • Справка о состоянии расчётов показывает только долг или переплату по налогам и взносам на конкретную дату. Но чтобы разобраться, откуда они появились, понадобится другой документ — выписка операций по расчётам с бюджетом.
  • Выписка операций по расчётам с бюджетом показывает историю платежей и начисленные налоги и взносы за выбранный период. По выписке вы поймёте, когда возникли долг или переплата, и выясните причину расхождений.

Вы можете заказать их через Эльбу — ходить в налоговую не нужно.

Справка о состоянии расчётов

По справке о состоянии расчётов вы проверите, есть ли вообще долг или переплата. 

В первом столбце указано название налога, по которому вы сверяетесь. Информация о долгах и переплатах содержится в столбцах 4 — по налогу, 6 —по пеням, 8 — по штрафам:

  • 0 — никто никому не должен, можно вздохнуть спокойно.
  • Положительная сумма — у вас переплата.
  • Сумма с минусом — вы должны налоговой.

Почему в справке возникает переплата?

  1. Вы действительно переплатили и теперь можете вернуть эти деньги из налоговой или зачесть как будущие платежи.
  2. Вы заказали справку до подачи годового отчёта по УСН. В этот момент налоговая ещё не знает, сколько вы должны заплатить. Она поймёт это из декларации за год. До сдачи декларации ежеквартальные авансы по УСН числятся как переплата, а потом налоговая начисляет налог и переплата пропадает. Поэтому переплата в размере авансов по УСН в течение года — ещё не повод бежать в налоговую за возвратом денег.

Если вы увидели в справке непонятные долги или переплаты, понадобится выписка операций по расчётам с бюджетом, чтобы выяснить причину их возникновения.

Выписка операций по расчётам с бюджетом

В отличие от справки выписка показывает не ситуацию на конкретную дату, а историю ваших отношений с налоговой за период. Например, с начала года до сегодняшнего дня.

Как увеличивались или уменьшались долги/переплаты видно в 13 столбце. Положительное число — это переплата, отрицательное — задолженность.

В 13 столбце вы видите долг или переплату по конкретному платежу — только налогу, пене или штрафу. В 14 — общий итог по всем платежам. Ориентироваться лучше именно на 13. 

Теперь разберёмся, как эти переплаты и долги формируются.

Данные в 10 столбце идут вам «в минус» — это начисления налоговой. А в 11 наоборот «в плюс» — это ваши оплаты. Строчка за строчкой они формируют итоговую сумму в 13 столбце.

! Если у вас есть долг, первым делом, проверьте, все ли ваши платежи содержатся в выписке. Обнаружили, что платежей не хватает, хотя всё платили вовремя, — берите платёжки об уплате налога и несите в налоговую, чтобы разобраться. Если ошибок нет, но вы остаётесь должны государству, придётся доплатить налог.

Пример выписки по налогу УСН

Это выписка по налогу УСН. На начало года у предпринимателя была переплата, потом:

  • В апреле он платит 6 996₽, итого переплата — 71 805₽. 
  • 3 мая подаёт декларацию и в выписке появляются начисления, которые уменьшают переплату: 71 805 – 4 017 – 28 062 – 8 190 = 31 536₽. 
  • Появляется операция с описанием «уменьшено по декларации». Это значит, что основные расходы предприниматель понёс в конце года, поэтому в течение года ему начислили слишком много налога. Теперь его нужно уменьшить, поэтому в выписке появляется «обратное» начисление на 10 995₽. Тот нечастый случай, когда декларация не добавляет обязательств, а наоборот.
  • В июле он платит авансовый платёж за полугодие 2018 года и переплата на момент запроса выписки у него — 52 603₽.

Пример выписки по страховым взносам за сотрудников

Это выписка по страховым взносам за сотрудников на обязательное пенсионное страхование. На начало года у предпринимателя переплата на 3 497,14 ₽. Это взносы, которые он заплатил в 2017 году с зарплаты октября и ноября. Сумма стоит и в 11, и в 13 колонках. Потом:

  • 9 января он платит 1 697,15 ₽ с декабрьской зарплаты, переплата увеличивается до  5 194,29 ₽ (3 497,14 + 1 697,15). Эту цифру мы видим в 13 столбце.
  • 10 января он подаёт расчёт по страховым взносам (РСВ) и в выписке появляются начисления, которые уменьшают переплату до нуля: 5 194, 29 — 1 800 — 1 697,14 — 1 697,15 = 0. В 13 столбце вы тоже увидите ноль. 
  • Предприниматель заплатил за 4 квартал 2017 года ровно столько, сколько отразил в декларации. На 15 января у него нет ни долгов, ни переплат. В идеале так и должно быть. 

Статья актуальна на 20.01.2020

Источник: https://e-kontur.ru/enquiry/231

Как налоговая служба проверяет доходы физических лиц

Как точно определить свою налоговую обязанность с 2017 года

27.11.2017

Считаете, что налоговая проверяет только организации и индивидуальных предпринимателей? Совершенно напрасно. ФНС контролирует и доходы обычных граждан. Если вы уклоняетесь от уплаты налогов или пытаетесь хитрить со справками о заработной плате, инспекторы это выяснят. Рассказываем, как это работает.

Проверка декларации 3-НДФЛ

Декларация по форме 3-НДФЛ подается в том случае, если вы получаете дополнительный доход, занимаетесь частной практикой или хотите получить налоговый вычет.

Последний положен при приобретении недвижимости, оплате обучения и лечения.

После подачи декларации проводится ее камеральная проверка — инспектор сверяет полученную информацию с данными общей налоговой базы, чтобы выявить случаи мошенничества.

Например, некоторые граждане подают липовые справки 2-НДФЛ с завышенной заработной платой, чтобы увеличить сумму вычета. Мало кто задумывается, что эта информация также подается работодателем и вносится в федеральную базу ФНС. При обнаружении несоответствий в вычете откажут, а от организации, выдавшей справку, потребуют объяснений. А еще могут назначить выездную налоговую проверку.

Еще одна «хитрая» схема, которую пытаются использовать для получения имущественного вычета, заключается в оформлении фиктивной сделки купли-продажи недвижимости между родственниками. В таких случаях налоговых льгот не положено, но предприимчивые граждане рассчитывают на разные фамилии. Родство проверяется на раз — инспектору достаточно отправить запрос в отделение ЗАГС.

Борьба с незаконным предпринимательством

Не секрет, что многие физические лица подрабатывают частным образом. Кто-то сдает квартиру, кто-то дает уроки английского, кто-то выпекает и продает кексы. Это законно, если открыть ИП или декларировать свои доходы.

Но многие «бизнесмены» забывают о такой мелочи или думают, что налоговая интересуется только большими торговыми оборотами.

Но в УК РФ не указан минимальный размер дохода — достаточно два раза провести однотипные сделки, чтобы стать незаконным предпринимателем.

При рассмотрении спорных ситуаций инспекторы учитывают несколько факторов:

  • наличие клиентов, оплативших товары или услуги;
  • проведение рекламных акций и выставление образцов;
  • регулярные оптовые закупки сырья или товаров;
  • заключение договоров аренды в коммерческих зданиях;
  • большие обороты по счетам в банках;
  • ведение учета по сделкам.

Но чаще всего внимание к нарушителю привлекают недовольные клиенты, неравнодушные соседи или конкуренты. Если проверка подтвердит, что вы ведете нелегальный бизнес, вам грозит доначисление налогов и серьезный штраф. За незаконный доход свыше 1,5 млн рублей предусмотрена уголовная ответственность.

Выездная проверка

В Налоговом кодексе РФ нет запрета на проверку «физиков». Есть только небольшая особенность: согласно Конституции, жилище является неприкосновенным, поэтому вы можете отказаться от проверки на дому. В таком случае инспекторы будут работать по месту нахождения органа ФНС, но вам придется отвезти им все запрошенные документы.

Если вы вели деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и уплатили не все налоги, то закрытие ИП не спасет от санкций. ФНС проверит бывшего бизнесмена и начислит штрафы уже физическому лицу.

Осторожно мошенники!

Налоговые инспекторы могут позвонить любому гражданину по телефону, указанному в поданной декларации или заявлении. Такое случается, если вы указали неверные данные, допустили ошибку в реквизитах, не уплатили налоги вовремя или сдали не все документы.

Этим пользуются мошенники: они обзванивают людей, требуя сдать декларацию или оплатить накопившиеся пени. Звонок проходит в автоматическом режиме, а в конце сообщения указывается телефонный номер для обратной связи.

Человек слышит о немыслимой задолженности, перезванивает, и значительная сумма денег списывается с мобильного баланса.

Как отличить реальный звонок из налоговой от требований мошенников:

  • Не верьте автоответчикам. В соответствии с действующим законодательством, ФНС сообщает о штрафах, недоимках и просрочках в личном кабинете на сайте или по почте.
  • Уточняйте полученную информацию. Зайдите на сайт ФНС и проверьте данные. Если вы на самом деле просрочили сдачу декларации или пропустили срок уплаты налога, это будет отражено в личном кабинете.
  • Не перезванивайте и не отправляйте сообщения на сомнительные номера. У налоговой есть единый телефон 8-800-222-22-22, по которому можно уточнить информацию.
  • Не рассказывайте лишнего. У ФНС есть все ваши данные. Если у вас интересуются размерами дохода, местом работы или другой личной информацией, попросите отправить письменный запрос по вашему текущему адресу. Адрес тоже не называйте.

Самое важное правило — не игнорировать происходящее и разбираться в ситуации до конца. Возможно, у вас действительно есть задолженность по налогам. Или произошла ошибка, и на вас записали чужую просрочку.

Уточните фамилию и должность сотрудника, запишите телефон, по которому с ним можно связаться. Проверьте информацию в личном кабинете налогоплательщика и действуйте по ситуации.

Главное — не дожидаться, пока дело передадут в суд и обратиться за помощью к опытному юристу.

Наши дела по теме

Трудовые споры

Источник: https://la-advokat.ru/blog/kak-spat-spokojno-nalogovye-proverki-dlya-fizicheskih-lic/

Проверки бизнеса в 2017 году: что нужно знать

Как точно определить свою налоговую обязанность с 2017 года

В 2017 году налоговые органы будут обращать внимание в первую очередь на малый и средний бизнес с оборотами более 100 млн руб. в год. Все эти компании будут находиться в зоне риска.

На сегодняшний день по каждой проверке заранее установлена сумма доначислений: сколько нужно взять с компании по итогам выездной налоговой проверки.

Со стороны Управлений ФНС в каждом регионе контроль за территориальными инспекциями, выездными проверками и проверяющими инспекторами в 2016 году усилился в разы, поэтому если предприниматель знает о своих нарушениях, ему не стоит сидеть расслабленно в надежде «решить» вопрос на месте с проверяющими. Это связано с тем, что за проверяющими ведется пристальный контроль, у инспекторов неплохие премии не только за взысканные, но и за доначисленные (нарисованные) суммы, налоговики должны выполнять план по сбору налогов в бюджет, и этот план постоянно увеличивается.

Не надейтесь, что проверяющие могут «пожалеть» компанию и начислить суммы к уплате, которые компания «потянет». Проверяющим все равно, что компания обанкротится и сотрудники останутся без работы

Особое внимание в 2017 году стоит обратить на оптимизацию с помощью контрагентов. Если компания пользуется таким способом, то очень опасно доводить ситуацию до налоговой проверки: выйти сухим из воды не удастся, даже если вам обещают, что контрагент «белый», а директор «адекватный», придет в налоговую и все подтвердит.

С 1 января 2017 года действуют новые правила проведения выездных налоговых проверок. Главное изменение относится к уплате страховых взносов. Теперь проверять уплату взносов будут не фонды, а непосредственно налоговики. На мой взгляд, они будут проводить проверки с большим пристрастием и более профессионально, чем фонды.

Штрафы по налоговым правонарушениям в 2017 году не изменятся, они установлены Налоговым кодексом РФ. Налоговики продолжат совершенствовать администрирование налогов, поэтому суммы доначислений будут расти, а значит и штрафы, которые зависят от суммы доначислений, увеличатся.

В отношении налоговых проверок мораторий до 2018 года на проверки малых предприятий не распространяется. Налоговых проверок нет в Едином реестре проверок, и узнать заранее о них никак нельзя.

Это сделано специально, чтобы компания не смогла предпринять действия по уклонению от налоговой проверки.

Однако по действиям налоговиков можно заранее понять, что идет преданализ, и сделать вывод, что проверка не за горами.

Андрей Бажанов, партнер юридической компании «Приоритет»

Сейчас в России деятельность бизнеса контролируют 37 госорганов, на сайте proverki.gov.ru вы можете легко узнать, когда и каких проверяющих ждать вашей компании.

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года, но в некоторых видах деятельности компании проверяют чаще.

Это здравоохранение, образование, социальная сфера, теплоснабжение, электроэнергетика, энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Возможны и внеплановые проверки, которые осуществляются по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случая, когда проверка осуществляется на основании прямого распоряжения прокурора. По ряду видов государственного контроля и надзора имеются свои особенности проведения внеплановых проверок.

Роспотребнадзор вправе проводить без предупреждения внеплановые проверки компаний, связанных с общественным питанием и продажей лекарств. Результаты проверки должны быть направлены в прокуратуру в течение трех рабочих дней с даты окончания проверки.

https://www.youtube.com/watch?v=oWHtDj3HHvI

В остальных случаях о плановых проверках компания должна быть уведомлена в срок не позже, чем за три рабочих дня до начала проверки. О проведении внеплановой проверки — за 24 часа до ее начала. Исключение составляют случаи проведения проверок по заявлениям граждан или организаций о причинении вреда им, окружающей среде или объектам культурного наследия.

С 1 января 2017 года у компаний государственные органы не вправе запрашивать документы до начала проверки (пп. 8, 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Более того, с 1 июля 2016 года проверяющие не вправе требовать документы, которые есть в распоряжении надзорного органа.

Например, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 19.04.

2016 № 724-Р проверяющие не вправе требовать: разрешение на строительство, выписки из ЕГРП, ЕГРИП, ЕГРЮЛ и из реестра федерального имущества, сведения из реестра аккредитованных лиц, сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности, сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Указанные сведения могут быть запрошены проверяющими у соответствующих органов государственной власти в порядке межведомственного взаимодействия.

  • Государственная противопожарная служба МЧС России

С 16 апреля 2016 года на эвакуационных путях и аварийных выходах запрещается устанавливать устройства, препятствующие эвакуации людей. Это раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии. Кроме того, это вращающиеся двери и турникеты (Постановление Правительства РФ от 06.04.2016 № 275).

За нарушение этого требования директор будет оштрафован на 15 000 — 20 000 руб., а компания — на 150 000 — 200 000 руб. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).

Проверьте главные и запасные выходы из офисов, торговых залов, производственных помещений, складов. Эвакуационными являются выходы на улицу, выходы из кабинетов в коридор, на лестницу, переходы в смежную секцию здания.

Федеральный закон от 3.07.2016 № 277-ФЗ внес изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», дополнив его новой статьей 16.1 «Контрольная закупка».

Подготовьтесь к предстоящей проверке, чтобы избежать штрафов

С 1 января 2017 года Роспотребнадзор будет проводить контрольные закупки, о которых не будут предупреждать компанию.

Сделка по приобретению товара или услуги будет сделана в присутствии двух свидетелей или снята на фото и видео. По окончании мероприятия составят акт, а информацию о закупке занесут в Единый реестр проверок.

За выявленные нарушения компанию и директора оштрафуют на сумму до 50 000 руб. (ст. 14.4-14.8 КоАП РФ).

Чтобы успешно пройти контрольную закупку, проверьте, соответствует ли ваша продукция санитарным нормам, в порядке ли разрешительные документы. Обратите внимание, что в описании товара должны быть сведения об изготовителе: фирменное наименование, адрес, режим работы.

Олег Кириллов, партнер компании «Холдсвей»

Для внеплановых проверок в 2017 году появятся новые основания. Так законодатели вводят «индикаторы риска нарушения обязательных требований». Отклонение индикаторов от нормативов может являться основанием для проведения внеплановой проверки или иных мероприятий по контролю. Индикаторами будут служить такие показатели, как, например, частота жалоб на деятельность компании.

В 2017 году предпринимателей ждут как положительные изменения, так и не очень.

С 1 января надзорные органы могут проводить проверки без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Например, к таким мероприятиям относятся: наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы и при размещении информации в сети и средствах массовой информации.  

Другие примеры таких мероприятий:

  • плановые (рейдовые) осмотры территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ;
  • административные обследования объектов земельных отношений;
  • исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр);
  • измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;
  • другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

По итогам подобных проверок компании может получить предупреждение, однако госорган может назначить и внеплановую выездную проверку.

Малый бизнес освободили от неналоговых проверок до 31 декабря 2018 года. Мораторий не действует, если в течение последних трех лет у компании были штрафы за грубое нарушение законодательства, приостанавливали ее деятельность, дисквалифицировали ее руководство или аннулировали действие лицензии.

Чтобы подготовиться к проверкам, надо знать основания, согласно которым любой контрольно-надзорный орган может назначить внеплановую проверку. Это может быть жалоба клиента, потребителя, работника или контрагента, неисполнение ранее выданного предписания, угроза жизни или здоровью людей и окружающей среды, нарушение законодательства.

Если при получении предупреждения от надзорного органа вы исправляетесь, исполняете все предписания и оплачиваете штрафы, то вы сможете избежать проверки.

Важно знать свои права и обязанности, а также права и обязанности проверяющих. Необходимо проводить обучение коллектива правильному поведению во время плановых и внеплановых проверок любых контрольных органов.

Мы регулярно проводим тренинги для сотрудников некоторых заводов и компаний, а также составляем должностные инструкции и памятки, как должен вести себя каждый сотрудник во время проверки.

После такой подготовки проверка не тормозит работу предприятия и сотрудники по незнанию не препятствуют проведению проверки. 

Источник: https://kontur.ru/articles/4564

Если получили информационное письмо из налоговой | Гордон и Партнеры

Как точно определить свою налоговую обязанность с 2017 года

В 2017 нашим клиентам стали систематически поступать письма из их налоговых инспекций с предложением проверить налоговую отчетность и изменить ее, конечно,  в сторону уменьшения вычетов по НДС и расходов. По нашим сведениям у других предприятий аналогичная ситуация.

Как реагировать на подобные письма из налоговой ?

Если в ваш адрес поступило какое-то письмо из налоговой, первый шаг – определить в рамках каких мероприятий это письмо направлено, поскольку именно «статус» документа определит ваши обязанности.

Так же при выборе линии поведения, необходимо учесть имеющиеся в распоряжении налоговой рычаги воздействия на налогоплательщиков,  по этому, рекомендуется игнорировать даже незаконные требования налоговой осознано.

При переписке с налоговыми инспекциями для налогоплательщиков действуют два простых  правила  статьи 23 НК РФ: Налогоплательщик обязан:  

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;

По этому, любая переписка с налоговыми органами ведется  «формально» в соответствии с кодексом.

Инспекциям  ФНС России предоставлены права, в  частности, согласно статье 31 Налогового  кодекса РФ инспекции вправе:

— требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов (п. 1 ч. 1 ст. 31 НК РФ);

— требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований (п. 8  ч. 1 ст. 31 НК РФ);

— проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым Кодексом РФ  (п. 1 ч. 1 ст. 31 НК РФ).

При этом  реализация прав налоговых органов неразрывно связана с выполнением ими обязанностей. Так, согласно статье 32 НК РФ налоговые органы обязаны:

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

А тот же контроль за соблюдением налогового законодательства, налоговые органы осуществляют в порядке, установленном в кодексе.

Изложенные положения Налогового кодекса РФ, в их взаимосвязи, приводят к выводу:

Согласно кодексу, налогоплательщики обязаны исполнять требования налоговых органов если они законные – то есть, если требования  направлены в установленных в кодексе случаях, в установленном порядке, и по форме,  предусмотренной  налоговым законодательством.

Так, налоговый орган вправе направить налогоплательщику требования о представлении пояснений или внесении соответствующих исправлений в  налоговые декларации, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля (ч.3 ст.88 НК РФ).

Соответственно, получив требования в рамках мероприятий налогового контроля, налогоплательщик обязан их исполнять.

Случаи, по которым нам  задают вопросы наши клиенты – иного рода.

Если из налоговой поступило информационное письмо с требованиями изменить отчетность

В 2016 и 2017 годах из налоговых по электронным каналам связи с налогоплательщиками поступают информационные письма, в которых говорится о выявленных конкретных признаках получения этим конкретным налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в результате взаимодействия с конкретными налогоплательщиками.

Как правило, нарушения якобы относятся к предыдущим налоговым периодам (в 2017 – за 2016 и т.д.).

Налогоплательщику предлагается проверить свои документы, и, при необходимости,  внести исправления в учет.

В подобных  письмах отсутствуют ссылки  на конкретные мероприятия налогового контроля, проводимые в отношении получателя письма, или иных лиц, и не упоминаются его права и обязанности.

Как реагировать на такие информационные письма  из налоговой ?

По нашему мнению – внимательно, а с лета 2017 и осторожно.

Не стоит оставлять без внимания сообщение налоговой о признаках получения вами необоснованной налоговой выгоды.

Такое утверждение  означает, что ваш контрагент- поставщик (прямой или в цепочке) не исполнил  свои налоговые обязательства.

Причины могут быть разные: случайно или умышленно, ошибка в отчетности, использование поставщиком налоговых схем и т.д.  Для вас это не важно, важно то, что вы попали в зону повышенного внимания налогового органа.

Кроме того, летом 2017 появились инструкции ФНС и Следственного комитета по оценке умышленности действий налогоплательщиков по занижению налогов для целей более широкого применения части 3 статьи 122 НК РФ – штраф за неуплату налога 40%, а не 20.

Кроме того, налоговым инспекциям вменили в обязанность выявлять, документировать и оценивать действия конкретных должностных лиц организаций, которые привели к необоснованному уменьшению уплаты налогов.

Не стоит забывать и о новой статье Налогового кодекса — 54.1, согласно которой налогоплательщики, фактически, должны доказывать право на применение налоговых вычетов, расходов, льгот.

В целях применения ст.54.1 НК РФ уведомление  даже о предположении  получения вами  необоснованной налоговой выгоды сигнализирует, что вы находитесь под контролем и очередная налоговая декларация будет проверяться с удвоенным вниманием. Ваши налоговые риски возросли.

Что делать, если поступило  информационное письмо из налоговой

Реакция на информационные письма описанного характера у предприятий бывает разной. Одни лихорадочно бегут в налоговую, другие молчат.

Полагаем правильные действия – посредине.

  • Необходимо не откладывая выявить сомнительные операции.
  • Проверить наличие у вас и правильность оформления соответствующих первичных учетных документов и их достоверность.
  • Проверить правильность учета у вас соответствующих хозяйственных операций.
  • Проверить правильность формирования и оформления отчетности по сомнительным операциям.
  • Проверить направление в налоговую именно правильно оформленной отчетности и приложенных документов.

Если ваша сторона сомнений не вызывает, вопросы нужно задать «сомнительному» поставщику.

Первый вопрос: В рамках каких мероприятий налогового контроля ему поступали запросы, касающиеся вашей организации или «сомнительных» операций.

Далее, «действуете по обстановке». Можно и отмолчаться.

Некоторые организации, получив такие письма, начинают заменять документацию по «сомнительным» налогоплательщикам на другую, и т.д. Это возможно, если вычеты могут быть обоснованы иными операциями.

Вместе с тем, упомянутые  выше  совместные разъяснения  ФНС и Следственного комитета РФ такую замену считают признаком вашего участия в налоговых схемах, а значит недобросовестное поведение и умысел на незаконное снижение налогов. По этому, необходимо не просто менять документы по вычетам и расходам, но и одновременно обосновать перед налоговой неумышленный с вашей стороны характер самой ситуации.

Полагаем, это возможно, если в вашем распоряжении заблаговременно подготовленные соответствующие документы.

Кроме того, на ваши вопросы, «сомнительный» поставщик должен предоставить вразумительные разъяснения для пояснений в налоговую.

Во всяком случае вам нужно направить вопросы тем же способом, как вы переписывались при подготовке и исполнении договора с этим поставщиком.

Получение таких ответов не обязывает вас немедленно направлять ответы в налоговую, возможно, их можно будет использовать и при выездной.

Но вопросов у налоговой может возникнуть еще больше, если, например, вы ведете переписку с поставщиком, а он по месту регистрации отсутствует и его ищут и налоговая и полиция. При таких обстоятельствах ваши документы, направленные и полученные «официальным» путем сослужат вам хорошую службу.

На усиление налогового контроля и ужесточение законодательства вы можете противопоставить точное его исполнение, прежде всего, документальное обеспечение своей деятельности.

Адвокат Гордон А.Э

Источник: http://gordon-adv.ru/articles/esli-poluchili-informacionnoe-pismo/

За какой период налоговая может провести проверку

Как точно определить свою налоговую обязанность с 2017 года

Сроки налоговых проверок зависят от их типа. При выездной инспекции проверяемый период ограничивается тремя календарными годами, не считая года проверки. Однако в этом правиле есть исключения.

О том, сколько раз может проводиться ВНП в отношении компании смотрите так же видео налогового адвоката Тылика П.Ю. «Миф о том, что выездная налоговая проверка проводится раз в три года»

По данным юридической статистики, абсолютное большинство налоговых проверок заканчивается доначислением налогов или штрафами.

Но если бизнесмен хорошо знает законы, он может в значительной мере облегчить себе жизнь. В частности, важно владеть информацией о том, какой срок деятельности компании может проверить налоговая. Эти знанию дадут возможность собрать аргументы и в случае необходимости применять их, чтобы защитить свой бизнес.

Как правило, узнав о проверке, предприниматели впопыхах начинают собирать документы, поднимать все архивы. Стоит ли это делать? Попробуем разобраться.

Период налоговой проверки зависит от ее типа. В глобальном смысле инспекция налоговиков бывает двух типов:

  • камеральная (инспектор проверяет документы бизнесмена без выезда в его офис);
  • выездная (налоговик приезжает прямо на фирму к бизнесмену и совершает все контролирующие процедуры там).

Как период охватывает камеральная поверка? Только тот, за который предприниматель подал отчетные документы. Иными словами, если декларацию бизнесмен подал за 2 квартал 2018 года, то налоговый инспектор вправе проверить правильность расчётов только за этот промежуток работы. Любые попытки отступить от этого срока нарушают права предпринимателя.

Но тут есть один нюанс. Налоговик имеет право затребовать у организации данные других отчетных периодов, если они понадобилось ему для точности контрольных мероприятий.

Но опасаться этого не стоит: выписать нарушение, выявленное в отчетах, которые сейчас он не проверяет, инспектор не имеет права. Если такое недоразумение возникло, организация должна уверенно оспаривать это решение. Арбитраж в этой ситуации будет на стороне бизнесмена.

При выездной проверке срок ограничивается тремя календарными годами. Ключевое слово здесь – календарный. То есть, если сейчас 2018 год, то проверить могут отчетность только за период с начала 2015 по конец 2017 года.

Текущий год проверке не подлежит. При этом в пределах трех лет может быть проверен абсолютно любой период. Условно говоря, инспектор вправе запросить отчетные документы хоть за одни сутки работы организации.

Как поступить, если в ходе проверки выявлено нарушение, которое было допущено ранее? Волноваться по этому поводу не стоит. Налоговик не имеет на это права, так что доначисления налогов и штрафы в этом случае организации точно не грозят. Инспектор не согласен с этим доводом? Бизнесмен может смело обращаться в суд.

Тут есть один подвох. Инспектор может запросить у бизнесмена «уточненку» за этот период.

Если предприниматель повелся на эту провокацию и подал уточненную декларацию, налоговик имеет полное право провести по ней дополнительную проверку и в случае обнаружения нарушений — применить санкции.

Возможны ли выездные проверки, охватывающие период более трех лет?

Итак, законом установлена максимальная временная планка проверяемого периода деятельности компании при выездной проверке – это 36 календарных месяцев. Однако в исключительных случаях этот срок может быть увеличен. А значит, и санкции за нарушения, которые были совершены более чем три года назад, налоговик имеет право применить.

Какие есть исключения?

  1. Срок проверки может превышать трехлетний период для компаний, к которым применяется специальный режим налогообложения и индивидуальный расчет налогов.
  2. Если выездная налоговая проверка уже проводится, и предприниматель решил подать уточненную декларацию.
  3. Если проверка проводится в связи с тем, что бизнесмен подал «уточненку», в которой указан меньший размер налогового платежа, чем заявленный ранее.

Общие положения о налоговых проверках

В чем главная опасность проведения налоговых проверок? В эффекте неожиданности. Инспекция не обязана предупреждать компанию ни о самом факте грядущих контролирующих мероприятий, ни о сроках их проведения. Однако при определенных обстоятельствах к визиту инспектора все же можно заблаговременно подготовиться, обратив внимание на ряд деталей.

  1. Инспекция нагрянула к кому-то из партнеров компании. Значит, высока вероятность, что проверка настигнет и вас.
  2. Насторожить должны и запросы от налоговиков или правоохранителей относительно деятельности вашего партнера по бизнесу и ваших совместных экономических операций.
  3. Запрос на получение информации о вашей организации поступил в банк, с которым вы сотрудничаете (естественно, узнать об этом запросе можно только в том случае, если у вас сложились доверительные отношения с кем-то из сотрудников банка).
  4. Если вы знаете, что у вас есть недобросовестные конкуренты (в юридической практике случаи, когда информация «сливается» налоговикам от конкурентов компаний, весьма часты).

Сколько лет нужно хранить бухгалтерские и налоговые документы

В зависимости от вида документов разнятся сроки их хранения. Если бизнесмен по какой-то причине удалил из архива данные раньше установленного законом срока, ему могут грозить санкции. Вскрыться это может, например, при проведении проверки.

  • По нормам налогового кодекса на организациях лежит обязанность хранить документы о налоговом учете не менее 4 лет.
  • Срок для сохранения в архивах первичных учетных документов дольше – не менее 60 месяцев.

Совсем избежать налоговых проверок не может ни одна организация или компания. Даже если предприниматель работает максимально добросовестно.

Но в отсутствии «серых схем» при ведении бизнеса есть очевидный плюс: бизнесмену не придется беспокоиться о результатах инспекции налоговика и возможных финансовых убытках из-за штрафов.

Важно и то, знает ли предприниматель свои законные права, поскольку нередко даже стабильно работающие компании могут попасть под санкции из-за действий инспекторов, которые нацелены на то, чтобы любым возможным способом найти нарушение.

Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/za-kakoj-period-nalogovaya-mozhet-provesti-proverku/

Налоговые органы будут истребовать пояснения в 2017 | Отчётсдан

Как точно определить свою налоговую обязанность с 2017 года

С.В. Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

Получение налоговым органом объяснений налогоплательщиков является одной из форм налогового контроля.

С 2017 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, изменившие порядок исполнения налогоплательщиками требований налогового органа о представлении пояснений.

Процедуре получения пояснений, способам представления пояснений и ответственности, применяемой к налогоплательщику за неисполнение требований, посвящено интервью с экспертом.

— В рамках каких процедур налоговый орган может истребовать пояснения?

Налоговый кодекс предусматривает несколько форм истребования пояснений.
Требование о представлении пояснений, повестка о вызове на допрос свидетеля, уведомление о вызове в налоговый орган, требование о представлении документов (информации) — это разные документы, имеющие самостоятельное основание для направления и, соответственно, последствия неисполнения их налогоплательщиком.

— Когда применяется процедура истребования пояснений в рамках камеральной проверки?

Налоговый орган в некоторых случаях обязан истребовать пояснения, а в некоторых случаях вправе это сделать.

Налоговый орган обязан требовать у налогоплательщика необходимые пояснения или внесения в декларацию исправлений, если им выявлены:

  • ошибки в налоговой декларации;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученных им в ходе налогового контроля. К этой ситуации относится, например, представление уточненной декларации после проведения камеральной проверки первоначальной декларации.

Форма требования о представлении пояснений приведена в приложении № 1 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. В требовании должно быть указано, в чем состоят ошибки и противоречия.

Кроме того, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика пояснения, обосновывающие:

  • размер полученного в отчетном (налоговом) периоде убытка;
  • изменение соответствующих показателей налоговой декларации в случае представления уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной декларацией.

Указанные основания для истребования пояснений приведены в пункте 3 статьи 88 НК РФ.

— Есть еще основания у налогового органа истребовать пояснения?

Со 2 июня 2016 года в рамках камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ).

Можно истребовать пояснения о применении не любых налоговых льгот, а только льгот по налогам, объектом налогообложения по которым являются операции или имущество. Пункт 1 статьи 56 НК РФ признает льготами по налогам предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка — это самостоятельные элементы налогообложения (статья 17 НК РФ).

Строго говоря, для целей камерального контроля только главы 28, 30, 31 НК РФ содержат статьи, посвященные налоговым льготам.

Таким образом, пояснения об имуществе могут быть истребованы в рамках камеральной проверки заявленных в декларации (расчете) налоговых льгот по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу. На практике большинство требований касаются пояснений о льготе в отношении движимого имущества по пункту 25 статьи 381 НК РФ.

— Какие операции могут быть признаны льготируемыми для целей истребования пояснений?

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса и с учетом положений статьи 38 НК РФ.

Операции по реализации являются объектом обложения НДС, акцизами, и соответственно, в главах 21 и 22 НК РФ имеется перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 относит к налоговым льготам некоторые из оснований освобождения от налогообложения, перечисленные в статье 149 НК РФ, когда такое освобождение предоставляет определенной категории лиц преимущества по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции.

Пунктом 14 указанного Постановления названы примеры льгот: в отношении столовых образовательных и медицинских организаций (подпункт 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ), в отношении религиозных организаций (подпункт 1 пункта 3 статьи 149 НК РФ), в отношении общественных организаций инвалидов (подпункт 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ), в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат (подпункт 14 пункта 3 статьи 149 НК РФ).

Следовательно, при проверке декларации по НДС, в которой отражены указанные «налоговые льготы», пояснения могут быть истребованы.

Единообразный подход относительно применения освобождения по статье 149 НК РФ отсутствует. Суды признают освобождение операций займа не налоговой льготой, а специальным правилом налогообложения операций. Это означает запрет на истребование пояснений и документов об этих операциях по пункту 6 статьи 88 НК РФ.

Вопрос признания налоговыми льготами освобождений, установленных для операций, которыми изначально занимаются только определенные категории лиц, является неурегулированным.

— Какие последствия наступают, если налоговый орган не запросил у налогоплательщика пояснения, хотя основания для этого у налогового органа были?

Истребование пояснений — по общему правилу, обязательная стадия камеральной проверки. Минуя ее, иные мероприятия налогового контроля проводиться не должны (раздел 2 письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Источник: http://otchetsdan.ru/stati/kak-nalogovye-organy-budut-istrebovat-poyasneniya-v-2017-godu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.