+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Как с 18.03.2019 уточнили обязанности бухгалтеров по Закону об отмывании преступных доходов

Содержание

Какие финансовые операции подлежат обязательному контролю по 115‑ФЗ

Как с 18.03.2019 уточнили обязанности бухгалтеров по Закону об отмывании преступных доходов

Определение обязательного контроля приведено в ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем»:

«Обязательный контроль — совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством РФ».

В законе есть перечень операций, которые необходимо в обязательном порядке проверять, даже если они не вызывают подозрений. Выполнять контроль должны субъекты 115-ФЗ — банки, страховые, микрокредитные организации, ломбарды и другие финансовые организации. Они обязаны передавать информацию о таких операциях регулятору — в Росфинмониторинг.

1.Операции с деньгами и другим имуществом

Обязательному контролю подлежат операции с деньгами и другим имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 тыс. рублей и по своему характеру операции относятся к одному из перечисленных ниже видов.

Операции с наличными

  • Снятие со счета юрлица и зачисление на него наличных, если это не обусловлено характером хозяйственной деятельности
  • Покупка или продажа валюты физлицом
  • Обмен банкнот
  • Покупка ценных бумаг
  • Вложение в уставный капитал организации

Операции с участием компании, зарегистрированной в государстве, не являющемся членом ФАТФ

Зачисление, перевод средств на счет, предоставление или получение кредита, операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является компания или физлицо, имеющее регистрацию в государстве, которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Также контроль обязателен для операций, которые проводятся по счету в банке, зарегистрированном в государстве, не являющемся членом ФАТФ.

Операции по банковским счетам и вкладам

  • Открытие вклада в пользу третьих лиц
  • Поступления денежных средств из-за границы и переводы за рубеж, если на той стороне аноним
  • Деньги пришли или ушли со счета юридического лица, которое работает меньше трех месяцев или для которого это первая операция

Иные сделки с движимым имуществом

  • Помещение ювелирных изделий, камней и монет из драгоценных металлов в ломбард
  • Физлицо платит или получает деньги при страховании жизни или другом виде накопительного страхования
  • Получение или предоставление имущества по договору лизинга
  • Переводы денег через некредитные организации
  • Купля-продажа ювелирных изделий, камней и монет из драгоценных металлов
  • Плата за участие и выигрыш в лотерее, тотализаторе и других азартных играх
  • Предоставление и получение некредитными организациями беспроцентных займов

2.Сделки с недвижимым имуществом

Под контроль подпадает переход права собственности, если сумма сделки равна или превышает 3 млн рублей.

3.Операции с поступлениями от иностранных государств

Получение некоммерческой организацией денег и другого имущества от иностранных государств, организаций, граждан и лиц без гражданства, а также расход этих средств подлежат обязательному контролю, если сумма операции равна или превышает 100 тыс. рублей.

4.Операции по счетам организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК

Переводы и поступления со счета хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, если сумма операции равна или превышает 10 млн рублей.

5.Операции по счетам, открытым исполнителю оборонного заказа

Зачисление средств на счета, открытые исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, и списание средств с этих счетов, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600 тыс. рублей.

6.Операции с эмитированных карт

Получение физлицом наличных с платежной карты, если указанная карта эмитирована иностранным банком.

В дополнение к перечню из ст. 6 Закона № 115-ФЗ обязательному контролю подлежат любые операции с денежными средствами или другим имуществом, которые совершает организация или физлицо, в отношении которых есть сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо аффилированное лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций.

В случае если операция осуществляется в иностранной валюте, ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу Центробанка РФ, действующему на дату совершения такой операции.

Источник: https://kontur.ru/press/news/otchet-115fz/2019/12/6942

ФЗ-115 о противодействии легализации (отмыванию) доходов в 2019 году — блокировка счета в Сбербанке, какие причины и что делать?

Как с 18.03.2019 уточнили обязанности бухгалтеров по Закону об отмывании преступных доходов

«Антиотмывочный» закон был принят еще в 2001 году, но активно применяться стал в последнее десятилетие после значительных изменений. Цель закона простыми словами — создать препятствия для отмывания средств, полученных незаконным путем, использования денег для финансирования терроризма и иной преступной деятельности.

Для этого значительными полномочиями наделяются кредитные организации — банки и другие учреждения, работающие с денежными средствами, а также государственные контролирующие органы, в частности, Росфинмониторинг.

Закон 115-ФЗ о противодействии легализации (отмыванию) доходов в 2019 году также подвергся изменениям. Законодатель идет по пути последовательного ужесточения требований этого нормативного акта.

Обзор закона и его основных положений приведен в статье.

Реквизиты и содержание

Дата вступления Федерального закона — 7 августа 2001 года, номер — 115-ФЗ. Хотя обычно документ именуется просто «антиотмывочный», на самом деле его название достаточно длинное и включает термин — противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Этим мерам и посвящен федеральный закон.

  1. Меры перечислены в главе второй, которая является наиболее значимой для практического применения данного нормативного акта.
  2. Большое значение для понимания сути закона имеет первая глава, где устанавливаются цели и сфера применения, а также приводится перечень употребляемых терминов.
  3. В главе третьей указывается уполномоченный орган, который осуществляет контрольные и надзорные функции по закону (Росфинмониторинг), и перечисляются его конкретные задачи. Именно эта инстанция уполномочена на издание приказов о приостановлении операций с денежными средствами.
  4. Глава четвертая посвящена международному сотрудничеству в сфере противодействия терроризму.
  5. Глава пятая содержит общие нормы об ответственности за неисполнение закона (отзыв лицензии для кредитных организаций и им подобных, осуществляющим операции с денежными средствами), прокурорском надзоре, обжаловании действий уполномоченного органа.

Понятия, применяемые в ФЗ

Антиотмывочный закон ФЗ-115 создал целую систему правоотношений и ввел новые юридические термины.

Так, появилась новая категория хозяйствующих субъектов: организации и ИП, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом (далее — Организации).

Ими являются те предприятия, которые могут быть использованы в целях отмывания средств, в первую очередь банки, а также страховщики, ломбарды и т. д. Эти Организации должны:

  • взаимодействовать с Росфинмониторингом по поводу выявления сделок по отмыванию;
  • организовывать систему внутреннего контроля;
  • проводить идентификацию клиентов и проверку осуществляемых сделок, вплоть до уточнения реальных целей заключения договоров и осуществления транзакций.

Установлены признаки операций, подлежащих обязательному контролю (сумма свыше 600 000 рублей и характер операции), по ним сведения о бенефициарах (выгодоприобретателях) сделки и иная необходимая информация должны быть собраны в обязательном порядке. Также, если есть основания для сомнений при проведении сделки, Организации вправе осуществить приостановку конкретной операции, отказать в ее совершении или вовсе закрыть расчетный счет (при повторном отказе в совершении операции).

Автоплатеж ДСЖ КК – что это за услуга Сбербанка и как ее отключить?

Блокировка счета и приостановление операций по нему

Причины блокировки счета по ФЗ-115 о противодействии легализации (отмыванию) доходов в 2019 году не поменялись, собственно, в самом законе они не перечислены. У кредитной организации есть определенная свобода, да и весь перечень сомнительных транзакций предусмотреть достаточно трудно. Причиной «заморозки» средств может стать:

  • запутанный характер сделки;
  • несоответствие платежей виду деятельности;
  • резкое увеличение оборотов и т. д.

Следует, к тому же, применять термины, указанные в законе.

Блокировка счета кредитной организацией как такового, то есть вообще всех возможных операций по нему, возможна только в том случае, если владелец внесен в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Данный перечень формируется Росфинмониторингом и опубликован на его официальном сайте. Также Росфинмониторинг может заморозить счет согласно ст. 7.4. Закона на срок до 30 дней. Эти термины можно подвести под понятие «блокировка», но в самом законе его нет.

Банк вправе осуществлять только приостановление операции или отказ в ее совершении. Согласно п. 14 ст. 7 ФЗ-115 о противодействии легализации (отмыванию) доходов, клиент обязан предоставлять банку информацию, необходимую им для исполнения требований закона.

Последние изменения

Они внесены законом от 18.03.2019 г. №33-ФЗ. Установлен порядок обращения с остатками денежных средств лица, использующего электронное средство платежа.

Теперь остатки могут быть как перечислены на счета других лиц, в том числе в целях исполнения ранее возникших обязательств, так и переведены на другой счет этого лица или выданы ему в кассе (в случае использования в отношении него упрощенной процедуры идентификации).

У лиц, оказывающих бухгалтерские и юридические услуги, а также нотариусов и адвокатов, появились новые обязанности: идентификация клиентов, а также замораживание средств при указанных в законе обстоятельствах и т. д. При этом отдельно установлено, что принятие подобных мер не является основанием для привлечения к гражданско-правовой ответственности.

Актуальные вопросы

Чем грозит отказ в предоставлении данных?

Банк получит основание отказать в проведении операции  в соответствии с п. 11 ст. 7. На время, предоставляемое банком клиенту на сбор документов, операция приостанавливается. ЦБ РФ рекомендует банкам устанавливать сроки приостановки от 3 до 7 дней. Банки могут запрашивать любые документы, которые предусмотрены в их Правилах внутреннего контроля, как правило, перечень является открытым.

Как избежать отказа банка?

Необходимо представить все документы, которые запрашиваются, взаимодействовать с банком, стараться устранить все сомнения в характере и целях сделки.

Если уже произведена блокировка счета по 115-ФЗ, что делать?

Блокировка возможна только при включении в перечень, чтобы ее снять, потребуется исключение из него.

У клиентов возникают многочисленные жалобы на конкретные банки, например, Сбербанк. При этом считается, что оспаривание их решений к положительному результату не приведет.

Однако блокировка карты Сбербанка по инициативе банка по 115-ФЗ на срок более 7 дней может быть обжалована в суд.

Судебная практика показывает, что суды могут встать на сторону клиента банка, но только при предоставлении достаточной доказательственной базы.

«Период охлаждения» – 14 дней: закон о возврате страховки по кредиту в 2019 году

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

Источник: https://takovzakon.ru/protivodejstvie-legalizacii-dohodov-kak-proishodit-blokirovka-scheta-po-115-fz-v-2019-godu/

Информационное сообщение Минфина России от 12 апреля 2019 г. N ИС-учет-17 Об определении роли лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения

Как с 18.03.2019 уточнили обязанности бухгалтеров по Закону об отмывании преступных доходов

Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Федеральный закон N 115-ФЗ), среди прочего, определяет роль лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, (далее – бухгалтеры) в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ)1.

Федеральным законом от 18 марта 2019 г. N 33-ФЗ уточнены и конкретизированы обязанности указанных лиц в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. С этой целью данным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон N 115-ФЗ.

Изменения в Федеральный закон N 115-ФЗ вступили в силу 18 марта 2019 г.

Обязанности бухгалтеров по ПОД/ФТ/ФРОМУ

Согласно пункту 1 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ ряд требований в отношении ПОД/ФТ/ФРОМУ распространяются на бухгалтеров в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента определенные операции (далее – контролируемые операции). Данные лица при осуществлении контролируемых операций обязаны в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ:

1) идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, устанавливать иную информацию о клиенте;

2) применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

3) организовывать внутренний контроль;

4) фиксировать и хранить информацию;

5) исполнять требования, установленные подпунктами 1, 3, 5 пункта 1, пунктами 3 и 4 статьи 7.3 Федерального закона N 115-ФЗ в отношении приема на обслуживание и обслуживание публичных должностных лиц;

6) уведомлять Росфинмониторинг о наличии любых оснований полагать, что контролируемые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ.

При изучении Федерального закона от 18 марта 2019 г. N 33-ФЗ бухгалтеры особое внимание должны обратить на нормы, посвященные применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также приему на обслуживание и обслуживанию публичных должностных лиц.

Применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества

Меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества применяются бухгалтером при осуществлении контролируемых операций незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень. Исключение составляют случаи, установленные пунктами 2.4 и 2.5 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ.

О применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества бухгалтер обязан незамедлительно проинформировать Росфинмониторинг.

Порядок такого информирования установлен Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 N 209.

Применение бухгалтером мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1, подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и пунктом 5 статьи 7.3 Федерального закона N 115-ФЗ не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности бухгалтера.

Прием на обслуживание и обслуживание публичных должностных лиц

Бухгалтер при осуществлении контролируемых операций обязан принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, публичных должностных лиц. Под публичными должностными лицами понимаются:

лица, замещающие (занимающие):

государственные должности Российской Федерации,

должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации,

должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации,

должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации;

иностранные публичные должностные лица,

должностные лица публичных международных организаций.

Принадлежность лица к категории иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.

В случае, если финансовым операциям клиента – публичного должностного лица Российской Федерации бухгалтер присваивает высокую степень (уровень) риска совершения в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, бухгалтер обязан:

а) принять на обслуживание такое лицо только на основании письменного решения руководителя либо его заместителя или руководителя обособленного подразделения, которому руководителем либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия;

б) принять обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества такого публичного должностного лица;

в) на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении информацию о таких публичных должностных лицах, находящихся на обслуживании у бухгалтера;

г) уделить повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым такими публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц.

В отношении иностранного публичного должностного лица бухгалтер обязан:

а) принять обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения его денежных средств или иного имущества;

б) уделить повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым такими лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц.

В случае, если финансовым операциям клиента – должностного лица публичной международной организации бухгалтер присваивает высокую степень (уровень) риска совершения в целях ОД/ФТ, бухгалтер обязан принять меры, установленные для публичных должностных лиц Российской Федерации.

Департамент регулированиябухгалтерского учета,финансовой отчетности иаудиторской деятельностиМинфина России

——————————————-

1 О требованиях к аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам в отношении ПОД/ФТ/ФРОМУ см. Информационные сообщения N ИС-аудит-29, ИС-аудит-25, ИС-аудит-22.

18 марта 2019 г. вступили в силу поправки в “антиотмывочный” закон (ПОД/ФТ), которые уточняют обязанности бухгалтеров, когда они готовят или осуществляют для клиента контролируемые операции. В целях ПОД/ФТ бухгалтера должны:

– устанавливать информацию о клиенте, его представителе, выгодоприобретателе, бенефициарных владельцах;

– организовывать внутренний контроль;

– уведомлять Росфинмониторинг об основаниях полагать, что контролируемые операции осуществляются в целях ОД/ФТ.

Кроме того, при наличии подозрений бухгалтер замораживает денежные средства или иное имущество клиента не позднее рабочего дня после размещения на сайте Росфинмониторинга соответствующей информации.

Также Минфин разъяснил, что должен делать бухгалтер при принятии на обслуживание публичного должностного лица.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72119752/

Суть 115 фз О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Как с 18.03.2019 уточнили обязанности бухгалтеров по Закону об отмывании преступных доходов

Последнее обновление: 09.02.2020

К сожалению, российскому бизнесу не чуждо такое понятие, как «отмывание денежных средств». Зачастую это происходит для того чтобы уйти от налогов. Но, государство должно и обязано с этим бороться. Поэтому в августе 2001 года был принят соответствующий закон.

Федеральный закон № 115-ФЗ: главные положения

В России существует чёткий список организаций, которые имеют право осуществлять работу с денежными средствами, вне зависимости от того, от кого они поступают. В первую очередь, это банки. Они работают как с наличными денежными средствами, так и с безналичными. В законе прописаны 2 основные обязанности банка:

  • фиксация всех сделок, которые подлежат контролю со стороны государства. Если стоимость сделки равна или превышает отметку в 600 тысяч рублей, она должна быть зафиксирована банком, а сведения о ней направлены в уполномоченные органы. Это касается не только переводов, но и выдачи займов, кредитов, сделок купли-продажи и прочего;
  • фиксация сделок, которые, по мнению банка, имеют сомнительный характер. Здесь возникают проблемы для бизнеса, потому что понятия «сомнительная сделка» в законодательстве не прописано. Здесь полномочия по определению признаков остаются у кредитного учреждения.

Теперь нужно разобраться, где собирается информация обо всех транзакциях. Это:

  • Федеральная служба по финансовому мониторингу. Бизнесмены с этим органом исполнительной власти сталкиваются довольно редко, но его деятельность напрямую связана с ведением честного российского бизнеса;
  • Департамент банковского надзора. Он находится в ведении ЦБ РФ. Область деятельности – банки, осуществляющие деятельность на территории России. Говоря простым языком – это надзор за банками;
  • Управление по соблюдению банковского законодательства или Служба Она есть в каждом банке, именно она занимается определением «сомнительности сделки», именно с ней напрямую работают бизнесмены при возникновении проблем по сделкам.

Банкиры самостоятельно решают, какая сделка имеет признаки сомнительности, а какая нет. Может быть так, что 10 однородных сделок проведено, а 11 заблокировали.

Если при совершении перевода или платежа с помощью Клиент – банка, последний перестаёт работать, то нужно сразу же обращаться в банк.

Ответ будет довольно «предсказуем» – отказано по нормам  Закона № 115-ФЗ. Выход – менять кредитное учреждение!

Обзор самых важных его статей и частей

Закон № ФЗ 115 о противодействии легализации отмыванию доходов был принят 07. 08. 2001 года. В него постоянно вносятся изменения, соответствующие реалиям современной жизни. Состоит он из 5 глав, в каждой говорится о конкретных вещах. В частности:

  • Глава 1. Здесь даны общие положения данного закона. Своё действие закон распространяет на граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, а также на организации, которые в ходе своей деятельности имеют отношения с денежными средствами;
  • В главе 2 говорится о мерах, которые предпринимает государство для того чтобы сократить оборот легализации тех доходов, которые были получены преступным путём.

В законе ФЗ 115 ст. 5 «О легализации» приведен исчерпывающий перечень организаций, которые имеют право, на территории России, осуществлять операции с денежными средствами.

В ст. 6 115 – ФЗ сказано, что в России существует операции, проводимые с денежными средствами, подлежащие обязательному контролю со стороны государства. Главное условие для применения контролирующих мер, это превышение суммы по одной сделки отметки в 600 тысяч рублей. В этой статье подробно расписан перечень операций, контролируемых государством при таких условиях.

В ст. 7 115-ФЗ говорится о правах и обязанностях юридических лиц, осуществляющих в ходе своей деятельности операции с денежными средствами, как наличным, так и безналичным способом. В пункт 3 ч. 1 ст.

7 115 ФЗ, и в других пунктах данной статьи говорится о том, что прежде чем осуществить работу с денежным средствами, организация, осуществляющая такие операции, должна идентифицировать клиента.

Далее приводятся различные методы идентификации, в зависимости от юридического статуса клиента.

  • В главе 3 этого федерального закона говорится об организации деятельности по борьбе с легализацией преступных доходов;
  • Глава 4 содержит в себе нормы международного сотрудничества в сфере действия данного закона;
  • Глава 5 – это заключительные положения. В п. 4 ст. 13 ФЗ 115 говорится об ответственности, к которой будет привлекаться те, кто нарушает действия данного закона.

Даже при тщательном изучении данного закона, могу возникнуть проблемы с кредитными учреждениями. Если счёт будет заблокирован из-за сомнительности сделки, то ожидать скорых денежных операций не стоит.

История редакций и изменений закона

Изменения в Закон № 115-ФЗ «О противодействии» вносились много раз. Сам он был принят Государственной Думой 13. 07. 2001 года, одобрен Советом Федераций 20. 07. 2001 года, а 07. 08. 2001 года вступил в свою юридическую силу.

Первое изменение было внесено уже в 2002 году Законом 131-ФЗ. Оно включало в себя несколько дополнительных определений. В частности, было введено понятие «финансового терроризма». Была несколько откорректирована ст. 6, также были внесены изменения в ст. 7.

Последующие редакции закона вносились из-за изменяющейся ситуации в стране. Добавлялись новые понятия, термины, банкам давались новые инструкции. Последние изменения были внесены 18. 03. 2019 года Законами № 32-ФЗ и 33-ФЗ.

Изменения 2018-2020 года

В прошлом и текущем году, Закон редактировался несколько раз. В 2018 году кратко:

  • в список организаций, которые могут, на законных основаниях, проводить операции с денежными средствами, были внесены негосударственные пенсионные фонды. Но, делать это они могут только в рамках своей основной деятельности;
  • было введено новое понятие «финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения»;
  • была введена новая ст. 7. 5, в которой прописаны меры, применяемые для противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения;
  • была введена ст. 10. 2, в которой говорится о международном сотрудничестве в данной сфере;
  • в ст. 7 была внесена обязанность банков заключать договоры банковского вклада только при предъявлении документов, подтверждающих открытие вклада на предъявителя;
  • в иные статьи также были внесены изменения, соответствующие сложившейся ситуации в стране.

В марте текущего года вступила в силу 57 последняя редакция закона.

Внесённые изменения затрагивают организации, входящие в банковскую группу или в банковский холдинг, а также адвокатов, нотариусов и других, которые оказывают услуги юридического и бухгалтерского характера.

Все они, имея соответствующее распоряжение от своего клиента, совершают операции с денежными средствами, порой довольно крупными суммами.

Для организаций, которые входят в банковские объединения или холдинги, данные изменения носят исключительно положительный характер. В отношении остальных есть несколько негативных моментов.

В частности, они теперь также могут применять меры по блокировке счёта своего клиента. Данные поправки вступили в силу уже через 18 дней после того, как были вынесены на обсуждение.

Адвокаты, нотариусы и прочие, не успели к ним подготовиться, что привело к неудобствам именно для них.

То есть, для этих субъектов до сих пор нет ясности, как им исполнять новые обязанности, а также фиксировать факт их выполнения. Поэтому всем вновь описанным субъектам необходимо:

  • пройти обучение в разумные сроки, либо провести внеплановый инструктаж в трёхдневный срок. То есть, до 21 марта пройти обучение по новым правилам должны были уполномоченные сотрудники организаций, входящих в банковские объединения и холдинги;
  • все адвокаты, нотариусы и прочие, должны обновить свои правила внутреннего распорядка. Сделать это нужно было до 18. 04. Текущего года. То есть, им был дан всего месяц.

Если субъект участвует в программе «Добровольное сотрудничество с Росфинмониторингом», то ему рекомендуется:

  • обновить свой личный кабинет в соответствии с полученными изменениями;
  • пройти дополнительное обучение;
  • полученные знания нужно будет использовать при заполнении отчета о результатах внутреннего контроля. Соответствующий раздел есть в Личном кабинете.

По мнению многих, кто по роду деятельности связаны с Законом № 115-ФЗ и имеет соответствующую практику, принятые изменения являются лишними и избыточными.

Что делать если заблокировали банковский счет по 115-ФЗ: инструкция

Согласно нормам Закона № 115-ФЗ бане имеет право заблокировать счета своего клиента.

Причин может быть несколько. В частности:

  • есть подозрения, что один из клиентов является террористом;
  • сумма операции составляет 600 тысяч рулей и более;
  • сделка проводится по поручению лиц, которые находятся в розыске;
  • у российского банка появились подозрения в том, что документы, которые переданы в кредитное учреждение для подтверждения, не являются подлинными;
  • счётом клиента заинтересовались налоговики, и по их просьбе произошла блокировка;
  • большое количество операций осуществляется предприятием в пользу некоего физического лица.

Блокировка расчётного счёта для большинства является неприятным сюрпризом. Клиент узнаёт об этом сразу же, как только деньги замораживаются. Невозможно провести никакие операции, даже вывести деньги со счёта на свою личную банковскую карту. Необходимо сразу же обращаться в банк.

Потом нужно составить заявление с просьбой указать причину блокировки. Устно её сообщать никто не будет. Максимум, что скажут, то, что счёт заморожен на основании Закона № 115-ФЗ. В письменном виде дадут более полный ответ.

Проверка будет осуществлять уполномоченными органами примерно 1,5 месяца. В течение этого периода никакие операции с деньгами проводить не получится. Чем быстрее клиент представит подтверждающие документы, тем быстрее счёт будет разблокирован.

Нередко клиенты поступают следующим образом. Они не дожидаются окончания проверки, а закрывают счёт. Потом открывают другой счёт, в другом банке, и сразу же проводят все свои операции. Как только договор с банком расторгается, клиент получает на руки всю заблокированную ранее сумму денежных средств.

В данном контексте хотелось бы сказать о некоторых банках, которые при закрытии счета по инициативе клиента могут удерживать неустойку в размере до 10% от суммы хранящейся на счете. Обычно такие условия прописываются в первичном договоре. В качестве примера можно привести МодульБанк и Тинькофф Банк.

Но необходимо понимать, что нужно делать, если счёт заблокирован, а операции проводить необходимо. Как только счёт блокируется, эта информация поступает во все банки. Поэтому быстро открыть счёт в другом кредитном учреждении может не получиться. Чтобы получить доступ к своим средствам в кратчайшие сроки, необходимо предпринять следующие действия:

  • обратиться в банк с письменным заявлением об уточнении причины блокировки счёта;
  • пока клиент ждёт ответа, он может подготовить все документы, которые могут подтвердить, что совершаемая операция является «чистой»» и не попадает под действия Закона № 115-ФЗ;
  • если причиной блокировки является судебное решение, то необходимо подготовить апелляцию и подать её в вышестоящий суд. Возможно, произошла ошибка, суд это увидит, и счёт будет разморожен в кратчайшие сроки;
  • если никаких поводов для блокировки, по мнению клиента не было, а банк на контакт не идёт, рекомендуется обратиться в юридическую фирму, которая оказывает услуги в данной области. Консультация опытного специалиста поможет быстрее разобраться в проблеме;
  • если нет надежды на разблокировку, то можно закрыть счёт, забрать все деньги, обратиться в другой банк. Как только счёт будет закрыт, а договор с кредитным учреждением расторгнут, можно спокойно обращаться в другой банк. Они не откажут в открытии счёта.

Но чтобы избежать заморозки счёта, необходимо следовать некоторым простым правилам. В частности, банки «не любят»:

  • когда у одной организации есть несколько счётов, и разные операции совершаются при помощи разных счетов. Лучше иметь один счёт и пользоваться им постоянно;
  • у клиента «массовый» юридический адрес;
  • директор находится в возрастной группе до 22 лет или он старше 60 лет;
  • один из учредителей входит в состав учредителей других фирм;
  • неясно и нечётко сформулировано назначение платежа;
  • руководитель не общается с представителями банка, не выходит на связь;
  • низкий налог к оплате по конкретному виду деятельности;
  • штат предприятия состоит только из генерального директора.

Чтобы избежать блокировки, необходимо, чтобы банк «полюбил» клиента. Нужно использовать один только чёт для абсолютно всех операций. Максимум – иметь 2 счёта. Директора нужно назначить среднего возраст – примерно 30 – 50 лет, лучше с высшим образованием  опытом работы в данной области. Тогда будет точно ясно, что он не «подставное» лицо.

Свою деятельность нужно вести как можно прозрачно, иметь на руках все документы, которые могут подтвердить, что сделка законна, нет оснований для заморозки счёта. Тогда можно обойтись «малой кровью» и банк даст доступ к средствам в кратчайший срок.

Стоит быть внимательным! Лучше держать некую сумму денежных средств на счёт в другом банке. Это поможет «выкрутиться», если банк вдруг заморозит счёт.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/115-fz-sut-i-izmeneniya/

Уголовная ответственность главного бухгалтера 2019

Как с 18.03.2019 уточнили обязанности бухгалтеров по Закону об отмывании преступных доходов

За что отвечает главный бухгалтер? Из самого названия должности вытекает, что в первую очередь — за бухучет. А учет неразрывно связан с расчетом налогов и других обязательных платежей.

Получается, что если недоимка по ним превысила лимит и «тянет» на уголовную статью, то виноват главбух? Однако не все так просто.

Рассмотрим, в каких случаях возможно привлечение бухгалтера к уголовной ответственности и какие санкции могут быть применены к нему.

Кто отвечает за бухучет

По закону за организацию бухучета в компании отвечает не главбух, а директор. Это указано в п. 1 ст. 7 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете».

Действующий вариант основного бухгалтерского нормативного документа вообще не содержит прямых указаний на ответственность главбуха за ведение учета и формирование отчетности.

Даже актуальные на сегодня формы бухгалтерских отчетов и налоговых деклараций предусматривают только подпись руководителя.

Однако в той же ст. 7 закона № 402-ФЗ описывается случай, когда между руководителем и главным бухгалтером возникают разногласия. В этом случае директор должен дать письменное распоряжение об отражении в учете спорной операции.

Закон говорит о том, что в подобной ситуации на руководителя возлагается единоличная ответственность за информацию, отраженную в учете. Можно сделать вывод о том, что в остальных случаях (когда разногласий нет) ответственность за бухучет все-таки делится между первыми лицами компании.

Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета

Как это разделение реализуется на практике — рассмотрим далее.

Налоговые и «смежные» с ними статьи УК, по которым может быть привлечен главбух

В чистом виде «налоговыми» являются статьи 199 и 199.1 УК РФ. Первая из них посвящена неуплате налогов по самой организации, вторая — санкциям за неисполнение обязанностей налогового агента. Чаще всего здесь речь идет об НДФЛ с зарплаты сотрудников, но статья 199.1 может применяться и по НДС или налогу на прибыль (например, при выплате доходов нерезидентам).

Аналогичной двум рассмотренным выше можно считать и статью 199.4 УК РФ. Хотя взносы на страхование от несчастных случаев формально и не являются налогами, но по сути — это часть «нагрузки» на фонд оплаты труда.

Если проведена проверка, но компания не гасит недоимку добровольно, то налоговики выставляют требование. А если и требование не исполнено — у контролирующих органов появляется право взыскать налоги за счет средств на счетах и другого имущества должника (ст. 46 и 47 НК РФ). Санкции за сокрытие имущества от взыскания в этом случае предусмотрены ст. 199.2 УК РФ.

Нередко незаконная налоговая стратегия связана с использованием различных схем при участии фирм-однодневок.

Если будет доказано участие главбуха в организации схемы, то ему может грозить наказание по еще двум уголовным статьям:

  • Статья 327 УК РФ предусматривает наказании за подделку документов. Все сделки с однодневками не имеют реального экономического смысла, т.е. являются фиктивными. А значит — оформляемые по ним документы можно считать поддельными.
  • Статьи 174 и 174.1 УК РФ предусматривают санкции за легализацию (отмывание) денежных средств и имущества, приобретенных преступным путем.

Условия для привлечения главбуха к ответственности и размер санкций

Уголовное наказание за неуплату налогов и другие преступления в экономической сфере применяется с учетом следующих особенностей:

  1. Наличие умысла. Сторона обвинения должна доказать, что подсудимый сознательно предпринимал действия, направленные на нарушение закона.
  2. Крупная сумма. Уголовные санкции предусмотрены не за любую недоимку по налогам или сокрытие имущества, а лишь после превышения установленного лимита.

Рассмотрим, какое наказание может «по максимуму» грозить главбуху в различных ситуациях

Статья УК

https://www.youtube.com/watch?v=YsLrVuIKO10

Минимальная сумма нарушения для применения, млн. руб.

Максимальное наказание (при отягчающих обстоятельствах)

штраф, тыс. руб.

дисквалификация, лет

принудительные работы, лет

лишение свободы, лет

199, 199.1

5,0

до 500

до 3

до 5

до 6

199.2

5,0

до 2000

до 3

до 5

до 7

199.4

2,0

до 500

до 4

до 4

до 4

327

до 4

до 4

174, 174.1

1,5

до 1000

до 5

до 5

до 7

Как можно защититься от уголовного преследования

Лучше всего, конечно, не принимать участия в сомнительных схемах. Если же подобная ситуация уже произошла, рассмотрим, как обезопасить бухгалтера от уголовной ответственности.

Как бухгалтеру подстраховать себя:

  1. Главбух может запросить у директора письменное подтверждение по спорным операциям.
  2. По «налоговым» статьям (199, 199.1 и 199.4) предусмотрена возможность освобождения от ответственности для лиц, впервые совершивших указанное преступление. Для этого вся задолженность, включая пени и штрафы, должна быть уплачена в бюджет до суда.
  3. По статье 199.2 (сокрытие имущества) для освобождения от ответственности, кроме возмещения ущерба, нужно еще перечислить в бюджет стоимость скрытого имущества в удвоенном размере (п. 2 ст. 76.1 УК РФ).

Также напомним, что главного бухгалтера (как и любое должностное лицо) нельзя привлечь к уголовной ответственности за деяния, совершенные его предшественниками. Правда, здесь есть «обратная» сторона. Ответственное лицо может быть подвергнуто уголовным санкциям и после увольнения. Срок давности зависит от тяжести преступления (ст. 78 УК РФ).

Категория преступления

Максимальный срок лишения свободы, лет

Срок давности, лет

небольшой тяжести

до 3

2

средней тяжести

от 3 до 5

6

тяжкое

от 5 до 10

10

Таким образом, при наличии отягчающих обстоятельств (совершение в группе или особо крупный размер) срок давности по налоговым преступлениям может достигать 10 лет.

Как на практике применяются уголовные санкции за неуплату налогов

Фактически по налоговым нарушениям в большинстве случаев отвечает руководитель. Уголовная ответственность бухгалтера и директора одновременно может быть применена, если доказан умысел обоих лиц.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/ugolovnaya-otvetstvennost-glavnogo-bukhgaltera-2019/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.