+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Изменения в валютном регулировании с 2018 года

Содержание

Отменяется паспорт сделки с 2018 года

Изменения в валютном регулировании с 2018 года

Ломакина Евгения Витальевна
Руководитель офиса в Челябинске

С 1 марта 2018 года вступает в силу новая Инструкция Банка России о порядке представления документов и информации при осуществлении валютных операций (Инструкция от 16 августа 2017 г.

№181-И), а с 14 мая 2018 года в новой редакции действует и Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (изменения вводятся ФЗ от 14 ноября 2017 г. №325-ФЗ).

Данная статья посвящена основным изменениям, которые содержатся в указанных документах.

Прежде всего, уже с 1 марта 2018 года начинает свое действие Инструкция Банка России от 16 августа 2017 г.

№181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее – «Инструкция», «новая Инструкция»). Она вводится взамен действующей инструкции Банка России, регулирующей порядок оформления паспортов сделок (Инструкция от 4 июня 2012 г. №138-И). Изначально предполагалось, что Инструкция вступит в силу с 1 января 2018 года, однако Указанием Банка России от 29 ноября 2017 г. №4629-У (опубликовано на Официальном сайте Банка России 15 декабря 2017 года) дата введения в действие новой Инструкции была перенесена на 1 марта 2018 года.

Как указывает Пресс-служба Банка России, новая Инструкция «направлена на либерализацию действующих требований валютного контроля в части снижения нагрузки на резидентов при совершении ими валютных операций» .

При этом отмечается, что Инструкция отменяет требование об оформлении резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки, увеличивает значение суммы обязательств, при котором необходима постановка на учет по внешнеторговым экспортным контрактам, до 6 млн рублей и отменяет требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях. Кроме того, документ вводит порядок, исключающий необходимость представления резидентами документов, связанных с проведением валютных операций по договорам (контрактам), сумма обязательств по которым в эквиваленте составляет не более 200 тысяч рублей.

Итак, новая Инструкция Банка России действительно вводит ряд новшеств, которые, однако, на наш взгляд, направлены не столько на либерализацию, сколько на модернизацию действующих правил осуществления валютного контроля. Основные нововведения Инструкции состоят в следующем:

1. Отменяется необходимость представления банку справок о валютных операциях

Единой формой учета и отчетности по валютным операциям для резидентов становится справка о подтверждающих документах. При этом сохраняются требования о представлении резидентом документов, связанных с проведением валютных операций, а справка о валютных операциях заменяется необходимостью представления информации о коде вида валютной операции.

При этом Инструкцией предусмотрен ряд исключений, для которых представление подтверждающих документов не потребуется.

Среди таких исключений – операции по зачислению или списанию денежных средств по договору, сумма обязательств по которому не превышает 200 тысяч рублей.

Напомним, аналогичное исключение содержалось и в прежней инструкции для контрактов с суммой обязательств не более 1 тысячи долларов США.

2. Прекращается оформление паспортов сделок; вместо этого уполномоченные банки производят учет внешнеторговых контрактов и кредитных договоров

По существу, учет контрактов уполномоченными банками преследует ту же самую цель и имеет те же последствия, что и действующие паспорта сделок. Учет контрактов осуществляется путем присвоения им уполномоченными банками уникальных номеров.

Обязательному учету подлежат внешнеторговые контракты и кредитные договоры, заключенные между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым равна установленным пороговым значениям или превышает их: 3 млн рублей – для импортных контрактов и кредитных договоров, 6 млн рублей – для экспортных контрактов. Перечень договоров, в отношении которых обязателен учет, не изменился в сравнении с действующей инструкцией.

Для постановки контракта на учет резидент должен представить в уполномоченный банк копию такого контракта или выписку из него, содержащую следующие сведения:

  • вид экспортного контракта (исходя из 5-ти категорий, предусмотренных в Приложении 4 к Инструкции);
  • дата, номер контракта (при наличии);
  • валюта контракта;
  • сумма обязательств по контракту;
  • дата завершения исполнения обязательств по контракту;
  • реквизиты нерезидента, являющегося стороной по контракту (наименование, страна).

Банк осуществляет учет контракта не позднее следующего рабочего дня после представления ему указанных сведений.

При этом если в момент постановки контракта на учет имеется только его проект, а сам контракт ещё не подписан сторонами, то возможно осуществление учета на основании проекта. В этом случае сам контракт (его заверенная копия) должен быть представлен не позднее 15 рабочих дней со дня его подписания.

Инструкция предусматривает сроки постановки контрактов на учет:

  • при списании денежных средств в пользу нерезидента – не позднее даты представления распоряжения о списании денежных средств;
  • при зачислении денежных средств от нерезидента на счет резидента – не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления;
  • при вывозе (ввозе) товаров – не позднее даты подачи таможенной декларации (или срока для представления справки о подтверждающих документах – при отсутствии требования о таможенном декларировании).

Кроме того, в Инструкции предусмотрены правила о снятии контрактов с учета и внесении изменений в сведения о контрактах, а также изложен порядок действий в случаях исполнения обязательств по контракту третьим лицом и уступки третьему лицу требований (перевода долга) по контракту.

Также стоит отметить, что с даты вступления в силу новой Инструкции существующие паспорта сделок будут автоматически закрыты уполномоченными банками, а соответствующие контракты считаются поставленными на учет в установленном порядке. При этом номер паспорта сделки по такому контракту считается его уникальным номером для целей постановки на учет, и дальнейшее обслуживание контракта осуществляется в соответствии с новой Инструкцией.

Преимуществом новой Инструкции является, на наш взгляд, удачная техника изложения материала. По сравнению с документом-предшественником, новая Инструкция относительно проста в восприятии, что само по себе, в общем-то, можно рассматривать как некоторую либерализацию в отношении участников оборота.

Тем не менее, в целом Инструкция не вносит принципиальных изменений в положение российских импортеров и экспортеров.

Напротив, уточнение и обновление порядка осуществления валютного контроля может говорить о том, что государство намерено повысить эффективность такого контроля и совсем не стремится освободить резидентов от существующих валютных ограничений.

Данная тенденция прослеживается и в тех изменениях, которые внесены в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» Федеральным законом от 14 ноября 2017 г. №325-ФЗ (изменения вступают в силу с 14 мая 2018 года). В частности, скорректированы формулировки части 1.

1 статьи 19 и части 5 статьи 23 закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно измененной редакции части 1.

1 статьи 19, резиденты должны представлять уполномоченным банкам точные сведения о сроках исполнения обязательств нерезидентами (получения валютной выручки) согласно условиям контракта (в отличие от «ожидаемых максимальных сроков» согласно действующей редакции).

В соответствии с новой редакцией части 5 статьи 23, банки вправе отказывать в осуществлении валютных операций не только в случаях непредставления резидентом необходимых документов, но также и в иных случаях, когда проведение валютной операции нарушит требования Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Кроме того, этим же Федеральным законом вносятся изменения в статью 15.25 Кодекса об административных правонарушениях в части усиления ответственности должностных лиц за нарушения валютного законодательства.

Таким образом, последние тенденции в изменении валютного законодательства свидетельствуют отнюдь не о либерализации, а, напротив, об усилении и повышении эффективности валютного контроля.

Компаниям, которые ведут внешнеэкономическую деятельность, по-прежнему стоит с вниманием относиться к соблюдению требований валютного законодательства и учитывать связанные с этим риски при заключении контрактов.

Статья написана специально для сайта ИНТЕЛЛЕКТ-С

Статьи экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

внешнеэкономические договоры, ВЭД, споры по ВЭД

Источник: https://www.intellectpro.ru/press/works/pokoy_nam_tol_ko_snitsya/

Изменения в валютном законодательстве для физических лиц с 1 января 2018 г

Изменения в валютном регулировании с 2018 года

Напомним, что с 01 января 2015 года в рамках борьбы с оффшорами и использованием иностранных компаний на граждан РФ, являющихся ВАЛЮТНЫМИ РЕЗИДЕНТАМИ РФ, была возложена обязанность подавать в ФНС РФ Отчеты о движении денежных средств по иностранному счету. При этом, “валютным резидентом” признавались граждане РФ, которые хотя бы 1 день в течение календарного года находились на территории РФ.

Важно для граждан РФ, проживающих за пределами РФ более года (тех, кто ранее являлись валютными нерезидентами):

  • валютными резидентами признаются ВСЕ ГРАЖДАНЕ РФ – п.п. а) п.6 ч.1 ст.1 Закона (до этого граждане РФ, проживавшие за пределами РФ более года, теряли статус валютного резидента)

То есть с 1 января 2018 граждане РФ валютные нерезиденты становятся валютными резидентами и на них распространяет свое действие ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ требований к порядку открытия счетов с иностранных банках, к проведению по указанным счетам валютных операцийк предоставлению отчетов о движении денежных средств по иностранным счетам – ч.8 ст.12 Закона (СМ.НИЖЕ). Тем не менее на данную категорию лиц начинает распространяться ст.9 Закона и ст.14 Закона, в отношении того, что прямо не указано в данных статьях. Таким образом лицам, проживающим за границей более года:

  • запрещается совершать валютные операции с лицами, проживающими на территории РФ более 183 дней в году – следует из смысла п.25 ч.1 ст.9 Закона (до 1 января 2018 Закон НЕ содержал п.25) и ч.1 ст.9 Закона, говорящей о том, что “валютные операции между резидентами запрещены”.

Пример из практики:
Гражданин РФ, постоянно проживающий за границей более года решил продать свой дом другому гражданину РФ.

Рассчитаться в валюте через счета в иностранных банках они, будучи оба валютными резидентами РФ могут ТОЛЬКО, если второй гражданин проживает за пределами РФ более 183 в году (п.25 ч.1 ст.9 Закона “О валютном регулировании и валютном контроле”).

В иных случаях данная операция для продавца будет считаться незаконной валютной операцией с применением штрафа в размере 75%-100% от суммы операции.

Важно для граждан РФ, проживающих за пределами РФ более 183 дней в году (тех, кто ранее жили преимущественно за границей, но приезжали в Россию и следовательно являлись валютными резидентами):

  • требования к порядку открытия счетовк проведению по указанным счетам валютных операций, а также к представлению отчетов о движении средств по этим счетам, не применяются к физическим лицам – резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности СОСТАВИТ более 183 дней – ч.8 ст.12 Закона. Таким образом лица, проживающие за пределами РФ более 183 дней в году (они же налоговые нерезиденты), вправе:
    • НЕ подавать в ФНС уведомление об открытии счета за пределами РФ
    • НЕ представлять Отчеты о движении денежных средство по иностранному счету
    • НЕ соблюдать требования о законных валютных операциях по своему иностранному счету
    • совершать между собой валютные операции за пределами территории РФ – п.25 ч.1 ст.9 Закона (до 1 января 2018 Закон НЕ содержал п.25)
  • физические лица – резиденты, которые в соответствии с абзацем выше не уведомляли налоговые органы по месту своего учета об открытии счетов, не представляли отчеты о движении средств по таким счетам и срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в истекшем календарном году в совокупности СОСТАВИЛ 183 дня и менее, обязаны подать в ФНС РФ Уведомление об открытии/закрытии иностранного счета, изменении реквизитов счета совместно с Отчетами о движении денежных средств (с момента открытия) в срок до 1 июня календарного годаследующего за таким истекшим календарным годом – ч.8 ст.12 Закона

При этом, положения, указанные выше, применяются также в отношении граждан РФ, срок пребывания которых в 2017 году за пределами территории РФ в совокупности составил более 183 дней, а также в отношении счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) валюте РФ, открытых гражданами РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ, если такие счета (вклады) были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 года.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА:
Гражданин РФ открыл счет в иностранном банке 12 января 2018 г. Если в 2017 г. он проживал в РФ более 183 дней, то, по общим правилам, в течение 1 месяца он должен уведомить ФНС РФ об открытии такого счета.

Если же по состоянию на 31 декабря 2018 г.  срок пребывания этого гражданина за границей составит более 183 дней, то он получит право не представлять в ФНС отчет о движении денежных средств в 2019 г. за 2018 г.

(при условии возможности документального подтверждения факта такого пребывания). Если же по состоянию на 31 декабря 2019 г. срок пребывания указанного лица за границей составит менее 183 дней, то в срок до 1 юня 2020 г.

данное лицо должно будет представить в ФНС отчеты о движении денежных средств как за 2019 г., так и за 2018 г.

Обращаем внимание, что 183 дня должны учитываться именно в календарном году.

Также обращаем внимание, что с 1 января 2018 г.:

  • ФНС получило право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц – резидентов за пределами территории Российской Федерации, документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации – п.14 ч.4 ст.23 Закона

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА:
В дополнение к “норме о 183 днях” – как следует из п.14 ч.4 ст.

23 Закона, резиденты НЕ ОБЯЗАНЫ сами доказывать свое нахождение за пределами РФ более 183 дней в году – они обязаны предоставить такие документы, ТОЛЬКО по требованию сотрудников ФНС.

Как видится, таким документами может быть заграничный паспорт с отметками о выезде-въезде.  

Важно для граждан РФ, проживающих на территории РФ более 183 дней в году (тех, кто ранее жил и продолжает основное время находиться в России):

Дополнился перечень законных (разрешенных) валютных операций.

  • с 1 января 2018 г. напрямую на зарубежные счета резидентов (минуя уполномоченный банк в РФ) стало возможно зачислять:
    • денежные средства, полученные физическим лицом – резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом – резидентом нерезиденту по договору купли-продажи транспортного средства, находившегося в собственности физического лица – резидента за пределами территории РФ – абз.8 п.5.1. ст.12 Закона;
    • денежные средства, полученные физическим лицом – резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом – резидентом нерезиденту недвижимого имущества по договору купли-продажи недвижимого имущества, находившегося в собственности физического лица – резидента за пределами территории РФ, при условии, что такое недвижимое имущество зарегистрировано (находится) на территории иностранного государства – члена ОЭСР или ФАТФ И такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией ИЛИ имеет с РФ иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, И ПРИ ЭТОМ счет (вклад) физического лица – резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства – абз.9 п.5.1. ст.12 Закона
  • физические лица – резиденты получили право рассчитываться деньгами со счета в иностранном банке за передачу имущества и оказание услуг на территории РФ  с использованием средств на иностранных счетах за исключением запрещенных валютных операций между резидентами -из абз.2 ч.6 ст.12 Закона исключены слова “не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ”)

Важно для всех:

  • законодательно определяется, что признается “налоговым органом по месту учета”. Уведомление об открытии счета в иностранном банке, а также отчеты о движении денежных средств по такому счету должны быть поданы валютными резидентами в налоговый орган по месту учета. Налоговым органом по месту учета физического лица-резидента является (ч.2 ст.12 Закона):
    • налоговый орган по месту его жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства в РФ)
    • в случае отсутствия у резидента -физического лица на территории РФ места жительства (места пребывания) – налоговый орган по месту нахождения принадлежащего ему объекта недвижимого имущества
    • при наличии у резидента нескольких объектов недвижимого имущества – налоговый орган по месту нахождения одного из принадлежащих ему объектов недвижимого имущества по выбору резидента
    • в случае отсутствия у резидента – физического лица места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории Российской Федерации, уведомления , представляются в налоговый орган, определенный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов
  • снята обязанность физических лиц-резидентов при переводе средств со своего российского счета на иностранных предъявлять в банк уведомление об открытии счета с отметкой ФНС о принятии – абз.3 ч.4 ст.12 Закона
  • на счета в иностранных банках стало возможным зачислять суммы налогов, возвращенных налоговыми органами страны пребывания резидента – абз.1 ч.5 ст.12 Закона

Источник: https://zakon.ru/Blogs/izmeneniya_v_valyutnom_zakonodatelstve_dlya_fizicheskih_lic_s_1_yanvarya_2018_g/72227

Новые правила о валютном резидентстве вступили в силу

Изменения в валютном регулировании с 2018 года

С 1 января 2018 года в силу вступили поправки в закон о валютном резидентстве. Начиная с этой даты правила упростились. Теперь все граждане России считаются валютными резидентами, независимо от места проживания, но при этом при длительном отсутствии в РФ не нужно следовать ограничениям.

Облегчение валютного законодательства

В последний рабочий день 2017 года президент России Владимир Путин подписал поправки в закон о валютном резидентстве. Действовать закон начал 1 января 2018 года. Какие принципиальные изменения внесены и почему это называют настоящей либерализацией?

С 1 января все россияне становятся валютными резидентами. До этого статуса можно было лишиться, если пробыть за пределами России более 1 года. Однако возврат даже на 1 день возвращал статус со всеми его последствиями.

Благодаря поправкам россияне теперь резиденты всегда, но освободиться от контроля со стороны властей стало в разы проще. Физическим лицам теперь достаточно пробыть за пределами России 183 дня за календарный год, независимо от числа визитов в РФ, чтобы перестать быть обязанным выполнять большинство правил валютного законодательства.

По закону, валютные резиденты обязаны декларировать свои иностранные банковские счета, отчитываться о движении средств по ним. Список валютных операций по иностранным счетам сильно ограничен. За выполнение неразрешённых операций грозит штраф в 75-100% от суммы операции.

Однако именно от этого и освобождаются граждане, которые живут за пределами России более 183 дней в году. Не нужно декларировать счет и отчитываться о движении средств по ним. Не нужно бояться штрафа в 75-100% за начисление средств на иностранный счет от продажи акций. Можно спокойно работать за границей и не бегать по потолку в ожидании ежегодной подачи отчётности.

Подобный подход кардинально облегчает жизнь гражданам, фактически приравнивая валютный статус в налоговому статусу.

Отличие пока лишь в том, что налоговый статус рассчитывается исходя из присутствия/отсутствия в стране в течение последних 12 месяцев.

Иными словами, те граждане, которые постоянно проживают за пределами России, в Андорре, Швейцарии или ином государстве, получают возможность свободнее распоряжаться иностранными активами.

Проще становится и банкам, ведь именно на них лежит основная задача в передаче информации. При отправке денег легче проверить, кто есть кто и не нарушает ли сам банк установленных правил. Подобный подход потенциально обещает ускорить процедуру отправки денег за границу, ведь время проверки сократится.

По мнению некоторых аналитиков, подобная либерализация поспособствует не только простоте переводов средств, но и увеличению налоговых сборов. Вернуть деньги из-за границы станет проще, как работникам, которые получали за границей зарплату, так и предпринимателям, которые решили по различным причинам вернуться в Россию. Основной причиной для подобного возврата сегодня считают санкции.

Когда деньги вернуться, их можно будет обложить налогами в рамках действующего законодательства. По оценкам, в первый же год данные поправки позволят вернуть столько средств, что в виде налогов с них соберут 50 миллионов долларов США.

Эксперты также обмечают, что внедрение данных поправок означает окончание спора между Центральным банком и другими ведомствами (Минфин и Минэкономразвития). Первый настроен консервативно и не хотел менять законодательство, аргументируя это борьбой с отмыванием денег и финансированием терроризма.

При этом государственные министерства считали, что подобный консерватизм мешает развитию бизнеса и его международной экспансии. Упрощение валютного контроля, по их мнению, позволит быстрее совершать сделки, вести бизнес.

2018 год – год либерализации?

По некоторым косвенным признакам можно предположить, что 2018 станет годом либерализации экономики в России. Что наталкивает на подобную мысль:

  • Упрощение валютного законодательства с 1 января 2018 года;
  • Предложение Силуанова убрать «драконовские наказания» за валютные нарушения и снизить штраф с 75-100% до 15-20%;
  • Продление амнистии капиталов – предложил Путин;
  • Автоматический обмен налоговой информацией с сентября 2018 года.

Последний пункт списка выглядит чужеродным, ведь кажется, что он наоборот лишь усиливает контроль.

Это верно, как и то, что требования к участникам автоматического обмена высокие и их несоблюдение способно привести к отказу обмениваться информацией.

Поэтому велик шанс, что ради информации о банковских счетах россиян за рубежом, Россия будет вести себя максимально прилично. Насколько это возможно в рамках международных санкций и враждебных настроений.

Тем более весной 2018 года пройдут выборы в президенты России и оппозиция настроена шумно требовать либерализации экономики и общества. При этом сама оппозиция практически не предлагает конкретных решений. За неё это делает тот самый Путин.

В связи с санкциями против России и общим международным экономическим спадом, либерализация действительно может случиться. Хотя для хорошего результата стоит подтянуть правовую систему и независимость судов. Об этом говорится уже много лет, но пока успехи средние.

Смена налогового и валютного резидентства

Валютное законодательство упростилось. Однако это не означает, что жизнь стала простой, как в босоногом детстве. Во-первых, россиянин остаётся валютным резидентом России, хоть и без существенных ограничений. Во-вторых, не стоит забывать о налоговом резидентстве. Оно влияет на реальное положение дел не меньше, если не больше, чем валютный статус.

Налоговая резиденция может определяться не только тем, где вы платите налоги, но и тем, где находятся ваши жизненные интересы. Наличие недвижимости во Франции может сделать вас налоговым резидентом этой страны, независимо от числа проведённых дней в стране вина и Жанны Д’Арк.

Налоговое резидентство необходимо выбирать, как выбирают иностранный счет и оффшорную компанию. Как и где обосноваться, чтобы получить налоговый статус? Вы узнаете на личной консультации, когда запишитесь по адресу info@offshore-pro.info.

Источник: https://internationalwealth.info/tax-planning/new-rules-on-currency-residence-have-come-into-force/

Изменения в валютном законодательстве с 2018 года

Изменения в валютном регулировании с 2018 года

С января 2018 года наступают значительные изменения в законодательстве для организаций, ведущих внешне-экономическую деятельность, несоблюдение которых не просто вызовет массовые административные штрафы, но будет основанием признавать всю деятельность по неправильно оформленному международному договору – незаконной!

Статья постоянно будет обновляться, следите за обновлениями!

Документ:

Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления”

Инструкция распространяется на резидентов, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и Внешэкономбанка), физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями или лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, и на нерезидентов, за исключением физических лиц.

Инструкцией:

– отменяется требование об оформлении резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки, 
– введен порядок постановки контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров;

– для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов – в течение одного рабочего дня;

– отменяется требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях, являющихся формами учета, при этом сохранено требование о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций;

– приводятся формы документов (в том числе справки о подтверждающих документах, ведомости банковского контроля), порядок их заполнения и переходные положения применения Инструкции.

Резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет, за исключением некоторых случаев, предусмотренных Инструкцией.

Как поставить контракт на учет

Таким образом, Инструкция устанавливает новые правила, по которым резиденты и нерезиденты будут представлять уполномоченным банкам подтверждающие документы и сведения при валютных операциях.

Вместо паспортов сделки будет учет экспортных контрактов в банке. Для постановки на учет контракта необходимо будет представить:

– общие сведения об экспортном контракте (вид экспортного контракта, дата, номер (при наличии), валюта экспортного контракта (наименование), сумма обязательств, предусмотренная экспортным контрактом, дата завершения исполнения обязательств по экспортному контракту);
– реквизиты нерезидента (нерезидентов), являющегося (являющихся) стороной (сторонами) по экспортному контракту (наименование, страна).

Банк должен будет зарегистрировать контракт и присвоить ему уникальный номер.

Однако не все контракты надо будет регистрировать. В главе 4 Инструкции указаны виды договоров, которые потребуют регистрации. Кроме того, для этих договоров предусмотрен и денежный лимит: для импортных контрактов и кредитных договоров – 3 млн.рублей, для экспортных договоров – 6 млн.рублей.

Новый документ содержит еще очень много нового, в частности, отменены справки о валютных операциях, хотя представлять документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций, всё равно придется.

Кроме того, Инструкция вводит порядок, исключающий необходимость представления резидентами документов, связанных с проведением валютных операций, по договорам (контрактам), заключенным с нерезидентами, сумма обязательств которых в эквиваленте составляет менее 200 тыс. рублей.

Паспорт сделки с 2018 года

Компания больше не будет представлять в банк Справку о валютных операциях ни при зачислении иностранной валюты на транзитный счет, ни при списании иностранной валюты со своего расчетного счета.

Паспорт сделки в виде уже привычного документа также перестает существовать.

Упрощается документооборот между компанией и банком в части проведения валютных операций. Для проведения валютных операций по-прежнему, необходимо предоставить банку лежащий в ее основе контракт, он ставится банком на учет с присвоением ему уникального номера.

В Инструкции 181-И вместо термина «Банк ПС» (банк паспорта сделки), которым оперировала Инструкция № 138-И, употребляется термин «Банк УК» — по всей видимости, это сокращение от «банк учета контракта». Одновременно с постановкой контракта на учет банк формирует ведомость банковского контроля (этот тип документа никуда не исчезает — банк по закону должен контролировать валютные операции).

Перечень данных по валютным операциям, которые должны быть предоставлены в распоряжение банка, представлен в приложении к проекту новой Инструкции. Если в контракте не хватает каких-то сведений, необходимых для корректного заполнения ведомости банковского контроля, банк УК запрашивает дополнительные сведения у экспортера или импортера.

После полного исполнения обязательств по контракту, экспортер (импортер) представляет в банк заявление о снятии контракта с учета.

Точно так же соответствующее заявление (о внесении изменений в ведомость банковского контроля) представляется в банк при внесении в контракт изменений или дополнений плюс сами документы, подтверждающие необходимость внесения изменений, например дополнительное соглашение к контракту.

При исполнении, изменении или прекращении обязательств по контракту компания по-прежнему должна будет представлять в банк Справку о подтверждающих документах и сами эти документы.

Отдельная глава проекта Инструкции 138-И посвящена особенностям учета банком операций, осуществляемых с использованием аккредитивной формы расчетов или банковских платежных обязательств.

Компании, осуществляющие валютные операции, должны будут присваивать операции код вида валютной операции.

Общий вывод из всех нововведений, что хотя и валютный контроль не упростится, но механизм взаимодействия компаний и банков станет проще. Кроме того, исключаются какие-либо основания для отказа банка в постановке контракта на учет.

Таким образом, 

С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.

2017 N 427-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле” (далее – Закон N 427-ФЗ), изменяющий понятие валютного резидентства для физических лиц и устраняющий отдельные избыточные обременения для физических лиц – резидентов при совершении валютных операций с использованием счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории РФ.

Законом N 427-ФЗ, в частности, вводится новая редакция подпункта “а” пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле” (далее – Закон N 173-ФЗ), предусматривающая распространение понятия “валютный резидент” на всех физических лиц – граждан РФ независимо от срока их пребывания на территории иностранного государства.

С 1 января 2018 года физические лица – резиденты, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составил более 183 дней, согласно новой редакции части 8 статьи 12 Закона N 173-ФЗ освобождаются от обязанности уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) зарубежных счетов (вкладов), а также от обязанности представлять отчеты о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) (далее – отчеты). Кроме того, такая категория физических лиц – резидентов вправе без ограничений осуществлять валютные операции по своим зарубежным счетам (вкладам), в том числе между собой.

Вместе с тем, установлен порядок представления уведомлений и отчетов физических лиц – резидентов, срок пребывания которых за пределами территории РФ в истекшем календарном году в совокупности составил менее 183 дней и которые ранее не предоставляли уведомления и отчеты.

Указанные изменения, согласно части 2 статьи 2 Закона N 427-ФЗ, распространяются, в том числе, на период 2017 года.

Законом N 427-ФЗ в абзац третий части 4 статьи 12 Закона N 173-ФЗ внесены изменения в части исключения обязанности физических лиц – резидентов при первом переводе средств на свои зарубежные счета (во вклады) предъявлять уполномоченному банку уведомления налогового органа об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления.

Кроме того, Законом N 427-ФЗ расширен содержащийся в части 5.

1 статьи 12 Закона N 173-ФЗ перечень разрешенных случаев зачисления денежных средств на зарубежные счета физических лиц – резидентов от продажи нерезидентам по договорам купли-продажи находившихся в собственности этих физических лиц – резидентов за пределами территории РФ транспортных средств, а также недвижимого имущества, при условии, что такое недвижимое имущество зарегистрировано (находится) на территории иностранного государства – члена ОЭСР или ФАТФ, и такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 года или имеет с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, и при этом счет (вклад) физического лица – резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства.

Согласно новой редакции абзаца второго части 6 статьи 12 Закона N 173-ФЗ, физические лица – резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием средств, зачисленных в соответствии с Законом N 173-ФЗ на зарубежные счета (во вклады) за исключением запрещенных между резидентами валютных операций.

Законом N 427-ФЗ внесены изменения в пункт 14 части 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ в части дополнения права агентов валютного контроля в пределах своей компетенции запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов в части истребования документов, подтверждающие факт пребывания физических лиц – резидентов за пределами территории РФ; документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации.

Статья постоянно будет обновляться, следите за обновлениями!

Источник: https://www.Advokatorium.com/index.php/ru/news/izmeneniya_v_valyutnom_zakonodatelstve_s_2018_goda

Обзор изменений валютного законодательства с 2018 года

Изменения в валютном регулировании с 2018 года

Сроки исполнения обязательств по договорам, в том числе получения оплаты от нерезидентов и исполнения нерезидентами обязательств по контрактам по поставке товара или оказанию услуги, должны быть прописаны в договорах. Для должностных лиц вводятся серьезные штрафы, а повторное нарушение наказывается дисквалификацией.

Подробнее о нововведениях рассказывают эксперты.

Иван Шевельков, генеральный директор юридического центра «Высшая инстанция»

Изменения Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», вступившие в силу 14 мая 2018 года, означают, что теперь резиденты и нерезиденты обязаны указывать в договорах срок исполнения контрактов. Информация должна быть предоставлена уполномоченным банкам.

Также у банков будет больше возможностей отказать в выполнении валютной операции. Это, вероятно, ударит по российским экспортерам, сделки которых могут срываться. Это может привести к офшоризации бизнеса.

Отказ может быть обоснован предоставлением недостоверных документов или неполного пакета документов. Также отказать в валютной операции банки могут, ссылаясь на нарушения положения ст.

 9, 12, 14 обновленного закона или положения других актов валютного законодательства.

Отметим, что финансовое учреждение обязано предоставить отказ в письменной форме не позднее следующего рабочего дня, после принятия такого решения.

Кристаллизировался и порядок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства, регулирующего валютную сферу. Штрафы по ч. 1, 4, 4.1 и 5 ст. 15.

25 КоАП РФ на индивидуальных предпринимателей будут налагаться в том же размере, что и на граждан и юридических лиц.

Кстати, для должностных лиц предусмотрены отдельные фиксированные размеры штрафов. При повторном нарушении будет применена дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет. Самое интересное, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц указанными нормами, применяется только к тем, кто ведет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Алена Сосновская, эксперт «РосЕвроБанка»

Суть всех изменений сводится к ответственности бизнеса за сроки исполнения обязательств по договорам при осуществлении внешнеторговой деятельности. Это касается как сроков получения оплаты от нерезидентов, так и сроков исполнения нерезидентами обязательств по контрактам по поставке товара и/или оказания услуг.

Теперь эти сроки должны быть прописаны в договорах (ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.04.2018) «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Расширен круг субъектов, к которым применяются меры административной ответственности за нарушение сроков. И если внесение ИП в список субъектов наравне с юридическими лицами скорее является устранением казусов законодательства, то совершенно новым будет применение мер административной ответственности к должностным лицам.

Размер штрафа — от 20 до 30 000 руб. Повторное нарушение приведет к дисквалификации должностного лица на срок от шести месяцев до трех лет. Одновременно дополнен перечень оснований для отказа банками в осуществлении валютных операций.

Банки не будут проводить операции, если они противоречат ст. 9, 12 и 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.04.2018), и в случае непредставления документов, перечисленных в том же законе, в ч. 4 ст. 23.

В случае отказа в осуществлении валютных операций банки обязаны будут сообщить об этом резиденту в письменной форме не позднее рабочего дня со дня принятия соответствующего решения.

Павел Сафоненков, заместитель председателя президиума коллегии адвокатов «Союз московских адвокатов»

В Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ изменены:

1) п. 1.1 ст. 19 Закона, касающийся предоставляемой в уполномоченные банки информации.

Теперь в банки должна предоставляться информация о сроках исполнения сторонами обязательств по внешнеторговым контрактам, которые в свою очередь должны указываться в самих внешнеторговых контрактах.

В контрактах также должны быть указаны сроки возврата неиспользованных авансов в ситуации, когда резиденты осуществляют покупки за счет внесенной предоплаты;

2) п. 5 ст. 23 Закона. В данной норме расширен перечень оснований, по которым уполномоченный банк может отказаться проводить валютную операцию.

С 14 мая отказ банка в проведении валютной операции может последовать в результате любых нарушений валютного законодательства:

  • непредставление банку документов или подачи их с недостоверными сведениями;
  • проведение запрещенных валютным законодательством операций;
  • несообщение ИФНС об открытии счета за рубежом;
  • несоблюдение правил осуществления операций с валютой.

В случае отказа в проведении валютной операции банк направляет письменное уведомление не позднее следующего рабочего дня.

В ст. 15.25 КоАП РФ:

1) Административный штраф от 20 000 до 30 000 руб. установлен для:

  • должностных лиц организаций, осуществивших незаконную валютную операцию;
  • не обеспечивших поступление в срок средств по контракту от иностранного контрагента;
  • не обеспечивших возврат в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки.

При этом из текста примечания к ст. 15.25 КоАП РФ исключено положение о том, что штрафы, приведенные в пп. 1, 4, 4.1, 5 данной статьи для должностных лиц, касаются только ИП.  

2) Предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности ИП по пп. 1 (незаконные валютные операции), 4, 4.1 (необеспечение поступления в срок средств по контракту от иностранного контрагента), 5 (необеспечение возврата в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки) ст. 15.25 КоАП РФ.  

3) Предусмотрен новый вид административной ответственности по делам данной категории — дисквалификация на срок от полугода до 3 лет для должностных лиц за повторные нарушения по пп. 1, 4, 4.1, 5 ст. 15.25 КоАП РФ;

Кроме того, необходимо учесть, что с 1 мая 2018 года применяется новая Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И (указание Банка России от 29.11.2017 № 4629-У), регулирующая вопросы предоставления в банки документов по валютным операциям.

Эта инструкция предусматривает:

  • отмену паспорта сделки и справки о валютных операциях (но сохраняет обязанность предоставления в банк справки о подтверждающих документах и самих подтверждающих документов);
  • обязательность постановки на учет в банке внешнеторговых контрактов и установление процедуры этой операции;
  • установление лимитов обязательств по контракту, при превышении которых постановка его на учет становится обязательной (3 млн руб. – для контрактов на импорт или кредит, 6 млн руб. – для контрактов на экспорт).

Как видим, изменение положений Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» с 14 мая 2018 года сопровождается и изменением законодательства об административных правонарушениях, что предполагает не только в определенной степени ужесточение дисциплины предпринимателей, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, но и усиление ответственности ИП и должностных лиц организаций за нарушение установленных требований валютного законодательства.

Источник: https://kontur.ru/articles/5161

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.