Информационно-разъяснительная работа ФНС России
Статус и юридическая сила разъяснений и писем налоговых органов – Федеральной налоговой службы (ФНС) и региональных инспекций
Со вступлением в силу Закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ изменен порядок проведения разъяснительной работы. Налогоплательщики вправе получать от налоговых органов информацию (в том числе в письменном виде):
- о действующих налогах и сборах;
- о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
- о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
- о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
- о порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.
Информирование – доведение до сведения налогоплательщика (воспроизведение) информации, содержащейся в законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.
Минфин России в письме от 26.01.
2005 N ШС-6-01/58@ “О полномочиях налоговых и финансовых органов” высказал следующую позицию: “Финансовые органы разъясняют любые вопросы налогоплательщиков, относящиеся к применению норм налогового законодательства, а налоговые органы предоставляют информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также разъясняют порядок заполнения налоговой отчетности”.
Таким образом, в налоговый орган следует отправлять вопросы, не требующие правовой оценки и толкования норм законодательства о налогах и сборах, а в Минфин России – вопросы, требующие анализа норм законодательства о налогах и сборах и правовой оценки.
Важно (!): В своем Письме ФНС России от 12.08.2019 № ЕД-4-2/15891 “О рассмотрении обращений и представлении заключений по поручениям ФНС России” сообщила о недопустимости формальных отписок по обращениям граждан в налоговые органы, отметив при этом, что анализируя ответы налоговых инспекций в адрес заявителей, ФНС России отмечает однотипность большинства писем с перечислением статей НК РФ, с акцентированием внимания на необходимости соблюдения налоговой тайны и просьбой предоставить документы, подтверждающие нарушения, допущенные в отношении налогоплательщика. Заявители, получившие “формальный” ответ, обращаются в центральный аппарат ФНС России в целях его обжалования и рассмотрения по существу поставленных вопросов.В целях исключения таких ситуаций ФНС России поручает, в частности:
|
Мнение Федеральной налоговой службы РФ
ФНС исходит из того, что по общему правилу (Постановление Правительства РФ N 1009) издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается, поэтому акты, изданные в ином виде, чем определено и в законодательстве (к примеру, методические указания, информационные письма, официальные разъяснения и др.), не должны носить нормативно-правовой характер.
Однако, как свидетельствует судебная практика, форма и наименование подзаконного правового акта могут только в самом общем виде свидетельствовать о его нормативном (либо ненормативном) характере. Поэтому актуальным является вывод Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 9 октября 2007 г.
N 7526/07) о том, что, “рассматривая дела об оспаривании нормативных правовых актов в области налогов и сборов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд не вправе ограничиваться формальным установлением соблюдения порядка и формы принятия обжалуемого акта, а должен выяснить, рассчитан ли оспариваемый акт на многократное применение налоговыми органами при осуществлении функций налогового контроля, затрагивает ли он права налогоплательщиков, соответствует ли актам законодательства о налогах и сборах. При этом вопрос о том, носит ли тот или иной акт органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица нормативный характер, надлежит разрешать независимо от его формы, содержания и других условий”
По мнению Минфина России, его письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, которые в силу ст. 34.2 НК РФ дают Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, не подлежат подготовке, регистрации и обязательной публикации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009.
Мнение налоговых консультантов
На наш взгляд, письменные разъяснения Минфина России следует разделить на две группы:
- письма по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций – представляют собой акты казуального толкования налогово-правовых норм – официальные консультации в форме ответа на запрос налогоплательщика, не обязательные для участников налоговых правоотношений и судов; их неисполнение не является основанием для привлечения частного лица к налоговой ответственности; следовательно, эти акты не должны и не могут носить нормативный характер.
- письма, адресованные налоговым органам, по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах – являются обязательными для публичных субъектов налогового права, поэтому фактически воспринимаются в качестве обязательных налогоплательщиками. Каждое такое письмо может быть признано нормативным либо ненормативным лишь путем тщательного анализа предписаний, которые в нем содержатся. Несмотря на свой внутриведомственный характер, будучи обязательными для налоговых органов, они автоматически воспринимаются таковыми и налогоплательщиками, приобретая (пусть не де-юре, но де-факто) силу своеобразных административных прецедентов. Ни о каком информационно-разъяснительном характере правового акта здесь речи быть не может. >>>
Такие письма, как правило, используются формулировки: “Минфин России просит довести настоящие разъяснения до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе”; “доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов”.
Таким образом, при оценке правовой природы подзаконных актов в сфере налогов и сборов следует руководствоваться принципом “существо над формой”, который в данном случае означает, что не формальные признаки (наименование, обязательные реквизиты, государственная регистрация, официальное опубликование и проч.), а смысловое содержание акта должно приниматься за основу при установлении его нормативного либо ненормативного характера.
Данный вывод подтверждает Минфин и ФНС – Письмами Минфина РФ от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571 и ФНС России от 26 ноября 2013 г.
№ ГД-4-3/21097 “О формировании единой правоприменительной практики” разъяснено, что в случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда РФ, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда РФ, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети “Интернет” либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.
Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами
Своим Письмом от 23 сентября 2011 года N ЕД-4-3/15678@ ФНС проинформировала о размещении на сайте ФНС России www.nalog.ru раздела “Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами” (формирование и правила его организации регламентированы Приказом ФНС от 14.11.
2012 N ММВ-7-3/845@), содержащего информационные письма ФНС России о порядке заполнения налоговых деклараций, исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, адресованные налоговым органам, а также налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 НК.
Согласно этому разъяснению в Базе данных разъяснений ФНС России подлежат размещению разъяснительные письма ФНС России, согласованные с Минфином России, либо содержащие правовую позицию, аналогичную изложенной в изданных Минфином России, адресованных налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.
ФНС России обращает внимание на необходимость неукоснительного применения налоговыми органами при реализации возложенных на них полномочий положений писем ФНС России, размещенных в указанном разделе сайта ФНС России, и информирует, что в отношении изложенной в данных письмах правовой позиции положения абзацев 9, 10 письма ФНС России от 14.09.2007 N ШС-6-18/716 не применяются.
С помощью этого сервиса налогоплательщики могут сообщить о несогласии с действиями налоговых органов, противоречащими содержащимся там разъяснениям.
Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/nalogi/status_pisem_i_razyasnenii_fns.html
Фнс будет развивать онлайн-сервисы работы с налогоплательщиками
Федеральная налоговая служба планирует стать максимально незаметной для налогоплательщиков, предложив им новые удобные способы “бесконтактной” уплаты налогов и получения льгот.
Это основная задача на ближайшую перспективу, заявил глава ФНС Даниил Егоров на расширенной коллегии ведомства. “Люди, которые честно платят налоги, имеют право на качественные сервисы, консультации и помощь. Именно к этому мы будем стремиться”, – подчеркнул Егоров. Он рассказал об основных проектах, которые предстоит реализовать ФНС.
Реестр населения
Налоговая служба создает единый реестр населения на базе электронной системы органов ЗАГС. Он объединит информацию о гражданах от 12 ведомств, включая МВД, Пенсионный фонд, Роструд.
Там будут содержаться сведения о дате и месте рождения, адресе, номере страхового полиса и СНИЛС, военном билете.
Единый реестр поможет гражданам получать социальную поддержку без сбора справок и хождения по инстанциям.
“Упрощенка” без отчетности
Эксперимент с самозанятыми (уже 465 тысяч зарегистрировавшихся) показал, что технология бесконтактного налогового администрирования себя оправдывает. Граждане, подключаясь к специальному мобильному приложению, получают возможность платить налог без всякой отчетности.
ФНС будет расширять эту практику и запускать новые удобные сервисы.
“Мы вполне способны конкурировать даже не с госведомствами, а с известными крупными компаниями, которые оказывают самый высокий уровень услуг, как в электронном, так и в привычном формате”, – отметил Даниил Егоров.
ФАС доработала правила предустановки российских приложений на гаджеты
Так, с 1 июля планируется освободить от отчетности предпринимателей, которые применяют упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом “доходы” и онлайн-кассы.
“Сегодня благодаря реформе контрольно-кассовой техники мы имеем возможность получать информацию о любой продаже с задержкой не более, чем в полторы минуты (онлайн-кассы передают данные в налоговую автоматически – прим. Ред).
Поэтому можем взять на себя те издержки, которые несет бизнес для исчисления налога”, – сказал Егоров.
Налоговые органы станут самостоятельно формировать налогооблагаемую базу и рассчитывать налог на основе фискальных документов, поступающих через онлайн-кассы.
Налогоплательщики будут получать в электронном виде только ежемесячное уведомление об уплате налога. “Мы умеем считать налоги, предприниматели умеют вести бизнес.
Каждый будет заниматься своим делом”, – пояснил руководитель налоговой службы.
Калькулятор для выбора
С 1 января 2021 года в России будет отменен единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
В ближайшее время ФНС разместит на своем сайте калькулятор, который поможет предпринимателям выбрать наиболее выгодный налоговый режим в качестве альтернативы ЕНВД.
Кроме того, налоговая служба планирует провести масштабную разъяснительную работу, чтобы процесс перехода был для бизнеса максимально безболезненным.
Онлайн-мониторинг
Сфера применения нового инструмента для работы с крупными налогоплательщиками – налогового мониторинга – будет расширяться. В отличие от традиционных поверок этот механизм подразумевает онлайн-взаимодействие компаний с ФНС на основе удаленного доступа к информационным системам и отчетности.
ФАС обещает не допускать доминирования на рынке агрегаторов такси
Налоговики благодаря мониторингу имеют возможность в режиме реального времени отслеживать миллионы операций без запроса документов и выезда сотрудников.
Для бизнеса присоединение к мониторингу означает сокращение проверок. Фискальные органы проверяют только операции, которые содержат элементы риска.
Сейчас к онлайн-мониторингу могут подключаться только самые крупные компании. Потенциальный участник должен располагать активами и доходами в 3 млрд рублей и заплатить за предыдущий год 300 млн рублей налогов. ФНС подготовила предложения по снижению требованийдо 200 млн рублей по налогам и до 2 млрд рублей по доходам и активам.Цитата
Антон Силуанов, министр финансов РФ:
– Министерство финансов вместе с налоговой службой отрабатывает новый подход работы со льготами для бизнеса. Принцип такой: получил преференции – высвободившиеся средства направь на инвестиции, в экономику. Этот год будет посвящен выстраиванию именно такого подхода.
Детали
Поступления растут, проверки сокращаются
Федеральная налоговая служба в 2019 году перевыполнила план по налоговым поступлениям и обеспечила 76% доходов бюджетной системы страны.
Несмотря на снижение цен на нефть и высокую базу сравнения прошлых лет, не нефтегазовые доходы продолжили расти двузначными темпами: плюс 12,2%, или 1,87 трлн рублей.
Драйверами роста продолжают выступать НДС, поступления от которого увеличились на 19%, или на 683 млрд рублей, и налог на прибыль: рост 11%, или на 443 млрд рублей.
Налоговой службе удалось сократить удельный вес сомнительных операций в рамках системы АСК НДС-2 до 0,47%. Это один из лучших показателей в мире.
Сборы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) увеличились на 8,3%. Поступления страховых взносов опередили рост зарплат и превысили 7 трлн рублей. Это почти на 622 млрд рублей больше, чем в 2018 году.
Наряду с ростом сборов число выездных проверок в 2019 году снизилось на 34%, за последние пять лет – в 3,3 раза. Сейчас проверками охвачен в среднем всего один налогоплательщик из тысячи.
Количество жалоб по итогам проверок снизилось практически вдвое, а споров с бизнесом – на 18,7%.
После предупреждений налогоплательщики самостоятельно доплатили 130,6 млрд рублей без применения штрафов.Источник: https://rg.ru/2020/02/20/fns-budet-razvivat-onlajn-servisy-raboty-s-nalogoplatelshchikami.html