+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Госуслуги в социальной сфере с 2020 года смогут оказывать коммерческие фирмы

Содержание

Мфц тесен: с 2020 года оказывать госуслуги населению начнут банки

Госуслуги в социальной сфере с 2020 года смогут оказывать коммерческие фирмы

Получить пенсию и материнский капитал, оформить ИП, зарегистрироваться в качестве страхователя — эти и многие другие госуслуги уже со следующего года будут предоставлять российские банки.

Такой эксперимент собирается провести Минэкономразвития, «Известия» ознакомились с проектом постановления правительства.

Пока участвовать в тесте будут шесть банков в Подмосковье, Астраханской и Кировской областях, Башкирии и Санкт-Петербурге, но уже с 2022 года эта практика может быть распространена на всю страну.

Нововведения улучшат качество государственных сервисов, услуги будут оказываться бесплатно и с большим вниманием к защите персональных данных граждан, заявил «Известиям» замминистра экономического развития Савва Шипов. Инициатива ведомства выгодна и банкам, и россиянам, считают эксперты.

Бесплатные и безопасные

Некоторые банки будут оказывать госуслуги гражданам начиная с 2020 года, следует из проекта постановления кабмина, разработанного Минэкономразвития. Протестировать новые функции планируется в шести российских кредитных организациях: Сбербанке, Россельхозбанке, ВТБ, Связь Банке, Газпромбанке и Тинькофф Банке.

Использование инфраструктуры финансовых организаций положительно повлияет на качество государственного сервиса, заявил «Известиям» замминистра экономического развития Савва Шипов. Он также гарантировал безопасность личных данных россиян в рамках эксперимента и добавил, что новые функции будут бесплатными.

— За получение государственных услуг через банки с граждан не будет взиматься дополнительная плата. Кроме того, проектом постановления прямо предусмотрено, что данные, полученные банками в рамках предоставления госуслуг, запрещается использовать в иных целях, в том числе коммерческих, — подчеркнул Савва Шипов.

Замминистра пообещал, что кредитные организации, нарушившие этот запрет, будут исключены из участия в эксперименте.

Планируется, что банки будут предоставлять услуги как через отделения, так и онлайн. Их функционал распространится на отдельные сервисы Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов.

В частности, финансовые организации займутся выплатой пенсий и материнского капитала, регистрацией и снятием с учета страхователей, приемом налоговых деклараций, оформлением ИП и так далее.

При этом Тинькофф Банк, у которого нет отделений, будет оказывать услуги с помощью мобильного приложения и представителей, которые сами выезжают на встречу к клиенту, заявили «Известиям» в пресс-службе организации.

В ВТБ отметили, что заинтересованы в эксперименте, но сочли преждевременным рассказывать о деталях своего участия. Сбербанк, Россельхозбанк, Связь Банк и Газпромбанк на запрос «Известий» не ответили.

Справка «Известий»

Сбербанк уже предоставляет часть госуслуг в пилотном режиме в своих «Сбер-МФЦ» в нескольких городах России, однако он это делает не в рамках партнерства с государством.

Госуслуги за чужой счет

Эксперимент пройдет на территории пяти регионов — Московской, Астраханской и Кировской областях, республики Башкортостан и в Санкт-Петербурге.

В большинстве субъектов-участников позитивно отнеслись к инициативе Минэка.

С высокой вероятностью нововведения окажут положительное влияние как на население, так и на госсектор, сообщили «Известиям» в министерстве госуправления, информационных технологий и связи Подмосковья.

В Кировской области уже существует практика предоставления госуслуг в банках, рассказали «Известиям» в пресс-службе правительства региона. Речь идет о центрах сервиса для бизнеса, созданных на базе Сбербанка в 2017 году.

Кировская область не только поддерживает проведение эксперимента, но и в определенной степени выступает его инициатором, добавили в пресс-службе.

Расширение функционала поможет сократить временные затраты граждан на получение услуг.

Новая практика может привести к снижению нагрузки на многофункциональные центры (МФЦ), отметили в правительстве Санкт-Петербурга. В регионе также сослались на пояснительную записку к постановлению, согласно которой эксперимент не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.

Вопрос о потенциальных расходах бюджетов региона в связи с реализацией проекта на территории субъекта остается открытым, подчеркнули в правительстве Санкт-Петербурга.

В Минэкономразвития «Известиям» пояснили, что банки будут осуществлять возложенные на них функции за счет собственных средств.

Планируется, что эксперимент по предоставлению госуслуг в финансовых организациях продлится два года. По его завершении в 2021 году Минэк представит в правительство доклад, на основании которого может быть принято решение о распространении практики на всю Россию.

Эксперты оценили инициативу министерства позитивно. Банкам выгоден эксперимент, так как включение их в разветвленную систему взаимодействия с различными госструктурами добавит солидности и повысит статус в глазах клиентов, уверен доцент РАНХиГС Александр Балобанов.

Инициатива Минэка может выступать в роли маркетингового инструмента для кредитных организаций, согласился доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Денис Домащенко.

Когда банки станут площадкой для получения госуслуг, им будет проще знакомить новых клиентов со своими продуктами.

Кроме того, реализация эксперимента позволит сделать госуслуги намного доступнее для граждан: МФЦ есть не в каждом населенном пункте, а отделение банка — почти наверняка.

Источник: https://iz.ru/932503/ekaterina-vinogradova/mftc-tesen-s-2020-goda-okazyvat-gosuslugi-naseleniiu-nachnut-banki

В оп рф прошло

Госуслуги в социальной сфере с 2020 года смогут оказывать коммерческие фирмы

«Нулевое чтение» законопроекта о госзаказе на оказание госуслуг в социальной сфере состоялось 25 сентября. ОП РФ подготовит заключение на рамочный законопроект.

Зафиксировать лучшие практики и обеспечить условия

Качество государственных услуг в социальной сфере напрямую зависит от наличия конкуренции между различными поставщиками, говорит член Общественной палаты РФ (ОП РФ) Елена Тополева.

Ситуация, при которой единственными поставщиками услуг выступают бюджетные учреждения, не способствует росту конкуренции, повышению эффективности этих услуг и росту удовлетворенности граждан, подчеркнула она.

В последнее время в этой сфере был достигнут определенный прогресс, на рынок вышло больше негосударственных игроков и положительная динамика есть, в частности, в сфере социального обслуживания, говорит Тополева. При этом до сих пор остаются барьеры, которые мешают этому процессу идти быстрее.

Одна из главных проблем заключается в том, что ситуация очень отличается в разных регионах: в отдельных регионах новые механизмы привлечения негосударственных организаций на рынок социальных услуг внедряются активно, но другие субъекты эти механизмы пока не используют.

В 2016 году в ОП РФ уже проходили общественные слушания по этому законопроекту, но с тех пор он был переработан, пилотировался в некоторых регионах и доказал свою работоспособность, говорит Тополева.

Основная задача законопроекта, по словам члена ОП РФ, — зафиксировать передовые практики и обеспечить условия для того, чтобы они воспринимались, как признанные на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ.

Это рамочный законопроект, который облегчит доступ негосударственных организаций на рынок услуг, подчеркнула Тополева, он создает новые возможности и легитимизирует инструменты, которые появились в отдельных регионах.

Стабильный доступ к бюджетным средствам

Международный опыт показывает, что негосударственные организации должны иметь гарантированный, стабильный доступ к бюджетным средствам, говорит заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров.

Он подчеркнул, что главная новация обсуждаемого законопроекта – это введение самого понятия «государственный муниципальный заказ».

Как только закон вступит в силу, каждый орган отвечающий за государственные услуги должен будет ежегодно публично утверждать объем социального заказа и размещать его на соответствующих ресурсах, говорит Лавров.

Для того чтобы негосударственные организации были заинтересованы в участии в этом процессе, предлагается обеспечить равную стоимость оказания государственной услуги, независимо от того, кто ее оказывает — бюджетное учреждение или негосударственная организация.

Кроме того, предполагается внести изменения в законодательство и обеспечить возможность заключения соглашения об оказании услуг на период, превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств, а также вывести услуги по социальному заказу из-под налогообложения НДС. По словам заместителя министра, предполагается, что обсуждаемый закон вступит в силу с января 2020 года.

У граждан должен быть выбор

В соответствии с Конституцией РФ, Россия – это социальное государство, заявила член ОП РФ Лидия Михеева, но это не означает, что государство обеспечит каждого гражданина необходимыми услугами напрямую. Государство всего лишь выступает в качестве организатора поставки этих благ, пояснила она.

По мнению Михеевой, такой подход, когда у граждан появляется выбор из нескольких инициатив, с которыми они могут взаимодействовать, – единственно правильный. Важно обеспечить гражданам возможность выбора, подчеркнула она.

Михеева считает, что в сегодняшних экономических реалиях данный законопроект создаст организационные основы для возможности такого выбора и вовлечения в сферу оказания социальных услуг активной части населения.

Тиражировать успешные практики

Ранее Минэкономразвития представило доклад с информацией о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций и данными о реализации комплекса мер по доступу СО НКО на рынок социальных услуг в 2017 году.

Тестирование законопроекта в пилотных регионах показало рост объема услуг, оказываемых некоммерческими организациями за счет бюджетных средств, рассказал директор Департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития РФ Артем Шадрин.

В частности, в сфере оказания услуг социального обслуживания за 2017 год, объем услуг некоммерческих организаций вырос в два раза.

«Мы видим реализуемый потенциал некоммерческих организаций, и мы рассчитываем, что те механизмы, которые оказались востребованными в пилотных регионах, будут тиражироваться во всех субъектах федерации.

Мне кажется очень важным, что одновременно с этим будут развиваться механизмы поддержки некоммерческих организаций.

Когда они увидят, что у них есть реальная возможность получения адекватного возмещения своих затрат на оказание услуг в социальной сфере, то процесс их профессионализации пойдет еще более высокими темпами», — подчеркнул Шадрин.

Что не учитывает законопроект

Эксперты отмечают, что сегодняшняя редакция законопроекта содержит в себе ряд административных барьеров для доступа негосударственных поставщиков на рынок социальных услуг. В частности, все поставщики обязаны открывать счета в казначействе.

Кроме того, необходимо избежать ситуации, при которой основным критерием выбора поставщиков станут самые низкие цены на услуги. Эксперты считают, что необходимо задать «вес» разных критериев, чтобы дешевизна услуги не была определяющей в выборе.

Эксперты также подчеркивают, что доступ на рынок социальных услуг может быть существенно затруднен для организаций, оказывающих уникальные услуги, которые не входят в установленные перечни ни в одном ведомстве.

Еще одной проблемой, связанной с правоприменением нового законодательства, может стать то, что закон обеспечит поддержку лишь передовым регионам, не стимулируя развитие отстающих субъектов.

По итогам «нулевого» чтения ОП РФ подготовит заключение на законопроект «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» и на планируемые в связи с принятием данного закона поправки к действующему законодательству.

Источник: https://www.ASI.org.ru/news/2018/09/26/op-rf-podgotovit-zaklyuchenie-na-ramochnyj-zakonoproekt-o-dostupe-negosudarstvennyh-postavshhikov-na-rynok-sotsuslug/

Новый закон о социальном предпринимательстве: профессиональный разбор

Госуслуги в социальной сфере с 2020 года смогут оказывать коммерческие фирмы

26 июля 2019 года официально опубликован и вступил в силу федеральный закон № 245-ФЗ, который ввел в законодательство Российской Федерации понятия социального предпринимательства и социального предприятия.

О главных изменениях и о том, как устроен социальный бизнес в других странах, – юрист филиала благотворительного фонда «Чаритиз Эйд Фаундейшн» в России Константин Воробьев.

Что поменялось после принятия закона?

Наконец компании малого и среднего бизнеса смогут претендовать на статус социального предприятия. Для этого есть несколько условий – чтобы бизнес компании был направлен на достижение общественно полезных целей и способствовал решению социальных проблем. 

Что дает государство?

По закону государство обязано предоставить социальному предприятию имущественную (в частности, субсидии), информационную и иную поддержку. 

В чем преимущества ведения деятельности в форме коммерческой организации? 

Это, прежде всего, упрощенная регистрация компании, отсутствие отчетностей об использовании имущества, расходовании средств, реализации программ, понятный бухгалтерский учет и налоговый режим.

Особенности деятельности организаций в сфере социального предпринимательства

Предпринимательская деятельность в социальных сферахСоциальное предпринимательство (с 26 июля 2019 года)Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций
Коммерческая организацияКоммерческая организация — субъект малого и среднего предпринимательстваНекоммерческая организация
1. Извлечение прибыли2. Достижение общественно-полезных целей1. Достижение общественно-полезных целей2. Извлечение прибыли1. Достижение общественно-полезных целей2. Извлечение прибыли
Предпринимательская деятельностьПредпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно-полезных целей, в качестве основной деятельности организации в соответствии с условиями законаПредпринимательская деятельность, соответствующая уставным целям организации и необходимая для достижения общественно полезных целей в качестве дополнительной деятельности организации
Гранты, льготные кредиты от частных фондовФинансовая, имущественная, информация поддержка от государстваПожертвования, гранты от НКО и физических лиц, государственная поддержка, налоговые льготы

Почему тогда всё чаще выбирают форму некоммерческой организации? 

Ответ несложен – широкие источники формирования имущества – пожертвования и гранты, которые доступны преимущественно некоммерческим организациям. Хозяйственная деятельность социальных предприятий не отличается высокой доходностью, в связи с чем учредители вынуждены искать дополнительные источники финансирования, которые сильно ограничены у коммерческих юридических лиц. 

На преодоление описанного дисбаланса направлены законодательные изменения.

«Я каждый вечер думаю: все ли успела?»: правила жизни социального предпринимателя Гузель Санжаповой

Вернемся к началу: что такое социальное предпринимательство?

Единого и точного ответа не существует, но если исследовать правовое положение социальных предприятий от Бельгии до Южной Кореи, в подавляющем большинстве их будут объединять следующие черты:

1) коммерческая деятельность.

Непрерывная предпринимательская деятельность, связанная с производством товаров, оказанием услуг и выполнением работ отличает социальное предприятие от традиционной некоммерческой организации: социальное предприятие на постоянной основе вовлечено в производство продукции, предоставление услуг населению, поэтому именно хозяйственная деятельность представляет главный признак социальных предприятий, способ их существования.

2) основная цель деятельности — некоммерческая. Социальное предприятие может быть нацелено на извлечение прибыли, но это должно быть второстепенно, хозяйственная деятельность лишь выступает способом решения социальных проблем, служению общественным интересам.

3) запрет или ограничение распределения прибыли.

Указанный критерий направлен на обеспечение приверженности организации некоммерческим целям деятельности и применительно к некоторым странам обусловлен возможностью как коммерческих, так и некоммерческих организаций претендовать на ведение деятельности в статусе социального предприятия.

Так как цели должны быть связаны с осуществлением деятельности в общественно-полезных целях, прибыль (полностью или частично) должна быть реинвестирована в деятельность организации – повышение условий труда, найм высококвалифицированных работников, расширение производства.

Применительно к европейским социальным предприятиям возможность распределения дивидендов от предпринимательской деятельности между учредителями колеблется от 30 до 40 процентов. В России ограничение в 50 процентов предусмотрено частично – для определенных видов деятельности.

Заметно часто встречаются особенности, которые присущи не обязательно каждому социальному предприятию: использование как оплачиваемого, так и волонтерского труда, выражение общественного интереса определенной социальной группы, демократическое (общественное) управление, когда право принятия решений не основано на взносах в уставной капитал, — но они отражают социальную и правовую сущность, вектор развития социального предпринимательства.

Частные дома престарелых, школы и санатории для инвалидов, экологические компании по переработке мусора, социальные супермаркеты и столовые для малоимущих граждан, charity shops, производства одежды для инвалидов, спортивные школы, службы поддержки, предоставляющие занятость людям с ограниченными возможностями – продают товары, оказывают платные услуги, то есть осуществляют коммерческую деятельность, однако главная цель их существования не извлечение прибыли, а улучшение жизни определенных социальных групп.

Таким образом, организации, учрежденные изначально в правовых формах коммерческих организаций, принимая некоммерческие цели деятельности и запрет/ограничение распределения прибыли, по своей сущности приближаются к некоммерческим, получая взамен благоприятный режим деятельности, индивидуальный для каждого государства – это могут быть налоговые льготы, доступ к дополнительным источникам финансирования (специальные гранты, государственные субсидии, пожертвования), иная государственная поддержка. В связи с парадоксальным сочетанием коммерческого и некоммерческого социальные предприятия именуют гибридными организациями.

Секрет на миллион: как НКО делать успешные проекты с бизнесом

Кто по закону может стать социальным предприятием? 

По закону на статус социального предприятия и государственную поддержку могут рассчитывать компании малого и среднего бизнеса, которые соответствуют следующим критериям: 

  •  трудовая интеграция (обеспечение занятости инвалидов, одиноких или многодетных родителей, пенсионеров, беженцев, малоимущих граждан или других категорий при условии, что их доля составляет не менее 50% от общего числа работников, а расходы на оплату труда – не менее 25%);
  • реализация товаров, производимых лицами из приведенных выше категорий (доля доходов от деятельности – не менее 50% от общего дохода, а реинвестирование прибыли – не менее 50% от общего размера прибыли;
  • производство товаров для лиц из приведенных выше категорий с целью компенсации ограничений их жизнедеятельности (доля доходов от деятельности – не менее 50% от общего дохода, а реинвестирование прибыли – не менее 50% от общего размера прибыли) по направлениям: оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-трудовых и иных услуг;
  • деятельность, направленная на достижение общественно-полезных целей, по оказанию педагогическо-социальных услуг, организации отдыха и оздоровления детей, в сфере дошкольного образования, по обучению работников и добровольцев социально ориентированных НКО, культурно-просветительская и иная деятельность (доля доходов от деятельности – не менее 50% от общего дохода, реинвестирование прибыли – не менее 50% от общего размера прибыли).

«Всему приходится учиться в процессе и иногда на ошибках»: Дарья Алексеева о фонде «Второе дыхание» и бизнесе CharityShop

Как это устроено в других странах? 

 Статус социального предприятия, на который могут претендовать только субъекты малого и среднего предпринимательства, закреплен в России, однако есть и иные способы правового регулирования положения субъектов социального предпринимательства: в таблице ниже приведены основные модели.

I модельСтатус социального предприятия(Бельгия, Россия, Италия, Южная Корея, Словения, Финляндия, Вьетнам, и др.)— система признания/сертификации организаций;— определенный круг субъектов (только коммерческие организации; коммерческие и некоммерческие организации);— критерии соответствия для получения статуса;— специальный орган исполнительной власти, ответственный за назначение и отзыв статуса социального предприятия— перечень организаций, имеющих статус;— система государственной поддержки.
II модельСпециальная организационно-правовая форма (Германия, Италия, Испания, США, Великобритания и др.)— разновидность юридического лица;— правовой режим деятельности, учитывающий признаки социального предприятия;— система государственной поддержки;— прочная связь между деятельностью юридического лица и интересами государства в части реализации политики, направленной на решение социальных проблем, повышения качества жизни населения.

В Германии, Соединенных Штатах Америки, Великобритании в законодательстве существуют специальные организационно-правовые формы юридических лиц для деятельности в сфере социального предпринимательства.

Закрепив в учредительных документах некоммерческие цели деятельности организации, учредители могут основать или преобразовать организацию, к примеру, в благотворительное общество с ограниченной ответственностью (в Германии), низко доходное общество с ограниченной ответственностью (в США), компанию общественных интересов (в Великобритании). 

Примечателен для рассмотрения пример правового положения низко доходного общества с ограниченной ответственностью в США, выделяющийся отсутствием требований по ограничению распределения прибыли.

Именно направленность целей деятельности отличает низко доходное общество с ограниченной ответственностью (low-profit limited liability company, далее – L3C) от общества с ограниченной ответственностью (limited liability company).

Преимущества же общества с ограниченной ответственностью в виде упрощенной регистрации, прав и обязанностей участников (учредителей), условий перехода долей уставного капитала, управления обществом, распределения прибыли etc.

сохраняются.

Использование организационно-правовой формы L3C предоставляет юридическому лицу возможность привлекать целевое финансирование от частных фондов по программам инвестирования, созданных специально для коммерческих организаций, имеющих общественно полезные цели деятельности (Program Related Investments, PRI’s).

Так, фонд Bill & Melinda Gates Foundation выделил 1,5 миллиарда долларов США на Program Related Investments, 1 миллиард из которых уже распределен между 47 компаниями.

Вместе с тем, денежные средства, полученные по PRI’s или в качестве пожертвований от граждан, подлежат налогообложению на общих основаниях, никаких исключений не предусмотрено.

Компании, учрежденные в организационно-правовой форме L3C, крайне разнообразны: от компании SEEDR, занимающейся решением проблем глобального здравоохранения, инфраструктуры и финансовых инноваций, которая в 2009 году получила грант на сумму более полумиллиона долларов на разработку новой линии изолированных контейнеров для транспортировки и хранения вакцин и других лекарств в развивающихся странах, до кофейни “Overflow Coffee Bar” в Чикаго, деятельность которой направлена на развитие местного сообщества и интеграцию жителей района посредством проведения в заведении культурных и просветительских мероприятий.

Когда и как можно будет стать социальным предприятием?

Первое внесение сведений в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства о том, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является социальным предприятием, намечено на 10 апреля 2020 года.

На данный момент порядок признания организации социальным предприятием разрабатывает Министерство экономического развития Российской Федерации.

В итоге, в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства появится графа с информацией о том, что организация является социальным предприятием, это даст возможность компании претендовать на имущественную и финансовую поддержку от государства. 

Источник: https://philanthropy.ru/analysis/2019/08/23/79136/

Госуслуги в социальной сфере с 2020 года смогут оказывать коммерческие фирмы

Госуслуги в социальной сфере с 2020 года смогут оказывать коммерческие фирмы

В начале сентября 2018 года заместитель Министра финансов России Алексей Лавров заявил, что Минфин настаивает на том, чтобы открыть доступ частным фирмам и некоммерческим организациям (НКО) к оказанию государственных и муниципальных услуг в социальной сфере. Более того, чиновник рассчитывает, что закон об этом будет принят уже в 2018 году. Рассказываем, чем он может быть привлекателен для бизнеса.

Суть предложения

После принятия соответствующего ФЗ люди сами смогут выбирать тех, кто будет им оказывать социальные услуги.

Изменения затронут такие сферы, как:

  • образование;
  • здравоохранение (кроме ОМС);
  • соцзащиту;
  • занятость населения;
  • физкультуру;
  • спорт;
  • туризм.

Считается, что новый закон даст возможность завершить реформу соцуслуг, начатую 8 лет назад. По формальным признакам она уже состоялась, но главную ее цель – оказание гарантированных государством соцуслуг на основе принципа «деньги следуют за потребителем» – еще предстоит достичь.

Качество соцуслуг

Как известно, качество соцуслуг пока оставляет желать лучшего. Хотя внимание на государственном уровне им уделено большое.

Дело в том, что:

  • госзадания распределяют административно, без учета объема и качества услуг;
  • органы власти и госучреждения ориентированы на сохранение сложившейся бюджетной сети и не заинтересованы в борьбе за потребителя и оптимизации расходов.

Что изменит Минфин

Ничего нового придумывать не будут. В мире давно применяют конкурентные способы оказания госуслуг за счет бюджетных средств как государственными, так и частными организациями.

У России уже есть такой опыт:

  • в системе обязательного медстрахования;
  • в высшем образовании на федеральном уровне;
  • в соцобслуживании граждан в ряде регионов и муниципалитетов.

Будут созданы инструменты, дающие доступ негосударственным организациям к оказанию госуслуг наравне с государственными учреждениями. Правительство уже внесло в Госдуму проект закона. Вступление его в действие предусмотрено с 1 января 2020 года.

Принцип госзаказа

Рост качества госуслуг должен произойти за счет внедрения нового инструмента – государственного (муниципального) социального заказа. Он определит:

  • показатели объема и качества оказания услуг;
  • категории потребителей таких услуг.

Для исполнения социального заказа наравне с госзаданиями будут использовать конкурентные процедуры отбора их исполнителей:

  1. Конкурсы с участием как государственных и муниципальных учреждений, так и частных организаций.
  2. Сертификаты, дающие право гражданам самостоятельно выбрать организации, оказывающие им ту или иную услугу за счет бюджета.

Исполнителем таких услуг может стать любое юрлицо. По мнению Минфина, конкуренция на рынке госуслуг повысит их качество и доступность.

Однако принудительно привлекать бизнес к оказанию госуслуг не будут. Минфин не хочет навязывать регионам и местным властям способы исполнения соцзаказа и отбора организаций, поскольку это их сфера ответственности и их выбор.

Но его придётся обосновывать в рамках общих для всех базовых правил и критериев. Региональные и местные власти должны отвечать не за содержание подведомственной им сети, а за доступность и качество соцуслуг.

Для людей – риск минимальный.

Чем рискуют потребители соцуслуг

Конечно, будущие изменения в системе оказания соцуслуг несут определенные риски для потребителей. Но Минфин заверяет, что сделал всё возможное, чтобы их нивелировать.

МераПояснение
В рамках законопроекта выстроена всеобъемлющая система контроляЭто:

  • классический государственный финансовый контроль за порядком предоставления и использования средств, предоставленных из бюджета;
  • контроль уполномоченного органа за соблюдением исполнителем услуг условий соглашений;
  • контроль общественными объединениями и объединениями юрлиц, которые будут проводить независимый мониторинг, а также вправе инициировать проверки госорганами.
Предусмотрено использование как действующих способов оценки качества услуг, так и внедрение новыхПотребители смогут обращаться с жалобами на ненадлежащее оказание услуг, а уполномоченный орган обязан будет провести проверку и принять меры вплоть до замены исполнителя.За бездействие предусмотрена административная ответственность должностного лица, а также ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание госуслуг.

Условия привлечения бизнеса к социальным госуслугам

Условия, на которых будут оказывать госуслуги, равны для всех исполнителей. Это основной залог справедливой конкуренции. Сейчас Минфин готовит нормативную правовую базу, позволяющую создать такие условия.

МераПояснение
Законопроектом предусмотрены равные условия в части оплаты оказания госуслугВ случае участия негосударственной организации в исполнении соцзаказа ей гарантирована оплата за оказанные услуги в объеме, не меньшем объема финансирования оказания таких услуг госучреждением в соответствии с утвержденным ему госзаданием.Оплата услуг независимо от способа исполнения заказа происходит путем предоставления субсидии, в том числе в порядке финансового обеспечения, что позволит исполнителям услуг получать авансы.
Возможность заключения долгосрочных соглашений в целях оказания госуслуг, а не на период бюджетного планирования, как это есть сейчасПозволит решить проблему ограниченности ресурсов бизнеса при выходе на рынок соцуслуг (Минфин уже подготовил и внёс в Правительство соответствующие поправки в Бюджетный кодекс).
Предстоит создать равные условия при налогообложенииСейчас госуслуги, оказываемые в соответствии с госзаданием, освобождены от НДС. Аналогичный подход будет использован и в отношении госуслуг, оказываемых частными организациями.

Источник: интервью замминистра финансов России Алексея Лаврова «Российской газете».

Поделитесь с друзьями в соц.сетях

Источник: https://investim.info/gosuslugi-v-social-noy-sfere-s-2020-goda-smogut-okazyvat-kommercheskie-firmy/

Россияне будут получать госуслуги по сертификатам

Госуслуги в социальной сфере с 2020 года смогут оказывать коммерческие фирмы

Социально ориентированные некоммерческие организации (НКО) смогут оказывать государственные услуги, а россияне получат выбор, где их получать — в частных или муниципальных учреждениях. Пакет законов, благодаря которым НКО получат доступ к бюджету, разработало Правительство и 26 июля внесло в Госдуму.

Проектируемые нормы должны вывести сферу оказания государственных услуг на принципиально новый уровень.

«Основной задачей законопроекта является повышение качества и доступности оказания государственных и муниципальных услуг в таких сферах, как образование, здравоохранение, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт», — отмечается в пояснительной записке к правительственному проекту закона.

Всего кабмином было подготовлено два документа. Первый — это проект нового федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Второй проект вносит изменения в действующее законодательство в связи с принятием нового закона. Читайте по теме

Как уточнили в Правительстве, закон о доступе НКО к бюджету является рамочным, то есть он просто вводит в правовое поле механизм привлечения частных организаций к предоставлению гражданам целого ряда услуг.

Вместе с тем регионы не обязаны их привлекать — согласно поправкам, это останется на их усмотрение. Региональные и местные власти будут отвечать не за содержание сети учреждений, а за доступность и качество услуг.

С учётом этих показателей они и будут принимать решение — привлекать НКО к госзаданию или нет.

Что предлагается

НКО смогут участвовать в конкурсах на оказание социальных госуслуг наравне с бюджетными учреждениями. Для этого внедряются два механизма:

  1. Допуск к конкурсу. Негосударственные организации смогут участвовать в отборе исполнителей госзаказа на оказание социальных услуг наравне с бюджетными учреждениями.
  2. Электронный сертификат, который даст право гражданам самостоятельно выбирать, где получить ту или иную услугу за счёт бюджетных средств.

В проекте нового закона также прописаны права потребителей и обязанности исполнителей услуг. Например, отмечается необходимость информирования россиян о видах, объёме, сроках и тарифах на госуслуги.

Ещё законопроект регулирует взаимоотношения НКО и потребителей с государственными органами, прописывает меры и порядок контроля за исполнением услуг.

Отдельные статьи посвящены порядку формирования и исполнения государственного социального заказа, способам и правилам отбора исполнителей, требованиям к проведению конкурса и другим мерам правового регулирования этой сферы. Читайте по теме

Планируется, что в случае принятия закон вступит в силу с января 2019 года. Однако внедрение механизмов, которые в нём прописаны, будет поэтапным.

Так, его положения начнут применяться при формировании госзаказа на социальные услуги на 2020 и последующие годы, а проведение конкурсов с участием НКО на электронных площадках — с 2024 года.

За это время профильные ведомства должны разработать массив нормативно-правовых актов, необходимых для исполнения закона.

Что за сертификаты?

Традиционный механизм отбора исполнителей госуслуг в России — через госзаказ и проведение конкурса. Его главный недостаток в том, что при этом власти не учитывают мнение непосредственных получателей этих услуг.

Относительно свежей альтернативой этому способу стала так называемая целевая потребительская субсидия.

Это и есть тот самый принцип «деньги следуют за потребителем»: средства из бюджета направляются потребителям, а они могут потратить их на конкретный набор государственных услуг.

Только люди получат не сами деньги, а ваучеры или, как в данном случае, сертификаты, которые они смогут обменять на ту или иную услугу или товар. Поставщики услуги в конце отчётного периода предъявляют полученные сертификаты государственным органам и на этом основании получают оплату за свою работу.

Проект закона предполагает, что объём оказанной по сертификату услуги может превышать установленный стандарт. Если же стоимость такой услуги оказывается выше, чем определено сертификатом, то разницу средств возмещает потребитель. Читайте по теме

Целевые потребительские субсидии уже неоднократно были опробованы в разных регионах. Довольно часто их применяют в сфере дошкольного образования. Например, в Арзамасе несколько лет назад таким образом пытались решить проблему нехватки мест в детских садах.

Родителям предлагали сертификаты, денежный номинал которых равнялся ежемесячным затратам бюджета на содержание одного ребёнка в муниципальном дошкольном учреждении. Сертификатом арзамасцы могли оплатить услуги няни.

Сиделки, участвующие в эксперименте, должны были соответствовать основным требованиям по образованию и состоянию здоровья. Как исполнители услуг, так и потребители участвовали в проекте добровольно.

В итоге эксперимент решил несколько проблем: власти смогли малозатратным способом помочь родителям, которые стоят в очереди на место в детском саду, при этом начал расширяться рынок нянь и сиделок.

Есть и другой способ реализации принципа «деньги вслед за потребителем», который подразумевает использование банковских и электронных технологий. В этом случае субсидии переводятся на специальную карту, которой человек может расплатиться за ту или иную госуслугу. Жители столицы уже знакомы с этой технологией — она применяется в виде социальной карты москвича.

mos.ru

Зачем это нужно

С помощью допуска НКО к оказанию государственных услуг за счёт бюджета Правительство надеется убить нескольких зайцев. Во-первых, это обеспечит доступность госуслуг в тех сферах, где таких бюджетных учреждений нет или слишком мало.

Во-вторых — повысит качество оказываемых услуг за счёт создания конкурентной атмосферы.

«Органы исполнительной власти и сами государственные учреждения ориентированы на сохранение сложившейся бюджетной сети, не заинтересованы в повышении производительности труда и качества услуг, «борьбе за потребителя», — констатируют в Правительстве. Читайте по теме

В то же время люди, которые работают в социально ориентированных НКО, мотивированы, они пришли в эту сферу по собственному выбору и заинтересованы в качестве оказываемых услуг, сказала «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяна Кусайко. По её словам, есть масса сфер для привлечения НКО в качестве исполнителей госуслуг: работа с детьми, помощь пожилым людям, социальная адаптация и помощь незащищённым слоям населения и так далее.

Кроме прочего, нововведения позволят впервые сформировать и сделать публичными данные об общем объёме госуслуг, которые государство планирует оказывать населению в том или ином финансовом году.

Источник: https://www.pnp.ru/social/rossiyane-budut-poluchat-gosuslugi-po-sertifikatam.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.