+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Что такое выездная налоговая проверка

Содержание

Выездная налоговая проверка — что это такое, как проводятся, основания и порядок проведения

Что такое выездная налоговая проверка

— Организация бизнеса — Закон и право — Выездная налоговая проверка — что это такое, как проводятся

В отдельных ситуациях российское законодательство разрешает налоговым органам проводить выездные налоговые проверки.

При этом каждому руководителю, бухгалтеру и предпринимателю следует знать, в отношении кого могут проводиться выездные налоговые проверки, каковы сроки их проведения, и как именно должен происходить процесс самого контроля, чтобы избежать нарушения своих прав и злоупотребления полномочиями со стороны сотрудников налоговой службы. Конкретный порядок действий при проведении выездной налоговой проверки может отличаться в зависимости от ее оснований и характера — так, проверка при ликвидации ООО может значительно отличаться от простой проверки по НДС в случае выявления неточностей при уплате налога или подсчете налогового вычета.

Выездные налоговые проверки — что это такое

Российское законодательство наделяет налоговые органы правом проведения различных методов проверок деятельности налогоплательщиков. При этом существует две основных разновидности налоговых проверок — выездные и камеральные.

Под камеральными методами контроля подразумевается проведение инспекции документации и отчетности предприятия без фактического посещения его месторасположения.

Выездные же мероприятия подразумевают непосредственный выезд налоговых инспекторов на место ведения субъектом хозяйствования предпринимательской деятельности и контроль за всеми аспектами ведения бизнеса с целью недопущения нарушений действующего законодательства и выявления имеющих место нарушений.

Именно выездные налоговые проверки чаще всего являются причиной беспокойства субъектов хозяйствования, ведь представители налоговой службы получают достаточно обширный спектр прав, связанных с контролем документации и правильности подачи налоговой отчетности.

В частности, в рамках выезда они могут изымать различную необходимую документацию, отслеживать на месте порядок заключения договоров о поставках и продажах продукции или услуг, сравнивать экономические показатели за различные периоды и участвовать во многих внутренних бизнес-процессах для их изучения.

К основным задачам данных мер контроля можно отнести ряд следующих базовых задач:

  • Контроль самого факта ведения налогоплательщиком учета.
  • Контроль наличия необходимой документации, предусмотренной действующим законодательством.
  • Контроль фактов предоставления отчетности в налоговые органы.
  • Установление правильности выбранного и используемого режима налогообложения.
  • Установление соблюдения налогоплательщикам действующих требований налогового законодательства.
  • Истребование документации и пояснений в отношении уплаты налогов.
  • Истребование документации о налогоплательщике и взаимодействии с ним у контрагентов самого налогоплательщика в целях проведения контроля.
  • Исследование правильности составления документации, ее учета, реквизитов контрагентов.
  • Исследование объемов, полноты и правильности уплаты налогов, сроков их уплаты, сроков предоставления отчетности в налоговые органы.

Одна из важнейших причин проведения выездных мероприятий — это возможность на местах отследить реальную стоимость продукции и объемы получаемых товаров для возмещения НДС, что невозможно оценить в рамках камерального контроля, ведь налоговым органам без фактического присутствия на предприятии приходится ориентироваться исключительно на предоставляемую самим налогоплательщиком информацию.

Правовое регулирование проведения выездных налоговых проверок

Чтобы лучше понимать принципы выездного контроля, а также осознавать права и обязанности всех участников процесса — как представителей контролирующих органов, так и представителей предприятия, подвергнутого проверке, работникам предприятия, ответственным за ведение бухгалтерского учета и налогообложение, а также его собственникам и руководителям следует ознакомиться непосредственно с нормативами законодательства, которые регулируют проведение подобных методов контроля деятельности субъектов хозяйствования.

С точки зрения нормативного урегулирования, выездные мероприятия проводятся соответственно требованиям следующих норм законодательства:

  • Приказ ФНС России №ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 — данный приказ регулирует общие принципы, по которым проводится выездной налоговый контроль и является фактически сводом рекомендаций для представителей налоговых служб относительно порядка проведения проверок.
  • Ст.87 НК рассматривает само понятие проверок в целом.
  • Ст.89 НК целиком и полностью посвящена именно формату выездных проверок и принципам их проведения в целом.
  • Ст.89.1 НК рассматривает особенности проведения контроля консолидированных групп налогоплательщиков.
  • Ст.89.2 НК содержит специфические нормативы, касающиеся мероприятий по контролю налогоплательщиков, которые участвуют в региональных инвестиционных проектах.
  • Ст.90 НК регламентирует участие свидетелей в процессе проведения налогового контроля.
  • Ст.91 НК посвящена нормативам, касающимся обязательного предоставления допуска представителей налоговых органов на территорию субъектов хозяйствования.
  • Ст.92 НК регулирует принципы проведения осмотра территорий и предметов, принадлежащих налогоплательщику.
  • Ст.93 НК регламентирует нормативы, касающиеся истребования документов в рамках проведения контроля.
  • Ст.93.1 НК регулирует базовые принципы получения и истребования информации о налогоплательщике сотрудниками налоговых органов у третьих лиц или других государственных структур.
  • Ст.93.2 НК посвящена вопросам затребования информации о налогоплательщике у независимых аудиторских предприятий.
  • Ст.94 НК рассматривает принципы выемки предметов или документации у налогоплательщика.
  • Ст.95 НК обеспечивает урегулирование принципов проведения экспертизы в рамках осуществления налогового контроля.
  • Ст.96 НК рассматривает особенности привлечения дополнительных специалистов при проведении налогового контроля.
  • Ст.97 НК предусматривает особые нормативы в отношении участия переводчиков при осуществлении контроля.
  • Ст.98 НК регулирует принципы участия понятых в рамках контроля.
  • Ст.99 НК устанавливает базовые требования, предъявляемые к протоколам, составляемым по факту совершения определенных действий во время проверки.
  • Ст.100 НК нормирует оформление итоговых результатов проведенных контрольных мероприятий.
  • Ст.101 НК предполагает установление норм по порядку вынесения решения по результатам рассмотрения материалов.
  • Ст.101.2 НК устанавливает сроки и принципы вступления в силу решений о привлечении к ответственности за нарушения, выявленные в ходе контроля.
  • Ст.101.3 НК регламентирует порядок исполнения решения налогового органа.
  • Ст.101.4 НК посвящена ведению производств о выявленных в ходе контроля нарушениях.
  • Ст.102 НК регулирует принципы охранения налоговой тайны и само понятие налоговой тайны в целом.

Помимо вышеозначенных нормативных актов, на порядок контроля также могут влиять нормативы права, касающиеся отдельных разновидностей налогообложения, а также нормы административного, гражданского и уголовного права в контексте применения различных санкций за обнаруженные правонарушения.

Виды выездных налоговых проверок

Действующее законодательство предусматривает существование нескольких различных видов выездных налоговых проверок. При этом подразделяться они могут по различным базовым критериям. В первую очередь следует разделять меры контроля по применяемому методу. Так, с этой точки зрения контрольные мероприятия могут подразделяться на:

  • Выборочные. Такие процедуры предполагают лишь частичное ознакомление с документацией и истребование неполных сведений в рамках проведения мероприятий налогового контроля.
  • Сплошные. Подобные методы контроля предусматривают ознакомление со всей информацией, которая может касаться определенного направления деятельности компании.

На практике налоговыми органами практически всегда используется именно сплошной метод, так как выборочный может быть легко оспорен в судебном или внесудебном порядке по причине неполноты исследованной информации.

С точки зрения направления проведения контроля, выездные меры контроля могут быть:

  • Тематическими. В этом случае исследуется лишь определенный аспект деятельности субъекта хозяйствования. Например, к тематическим относится выездная налоговая проверка по НДС, когда весь налоговый контроль направлен на оценку одного конкретного вида налоговых обязательств плательщика.
  • Комплексными. В рамках таких мероприятий изучаются все направления деятельности субъекта хозяйствования в комплексе, а не лишь один аспект ведения деятельности.

Кроме этого, также рассматриваемые мероприятия можно разделить по причинам их проведения. Так, проверки могут быть:

  • Плановыми. В этом случае основанием является просто наступление определенного изначально срока проведения налогового контроля.
  • Внеплановыми. Такие мероприятия проводятся в ситуациях, когда у ФНС возникают основания для проведения контроля, связанные с нарушениями или подозрениями на их наличие.

В отношении кого могут проводиться выездные налоговые проверки

Законодательство не определяет спектр субъектов хозяйствования, в отношении которых в целом могут проводиться проверки.

Поэтому такой метод контроля может применяться ФНС как в отношении юридических лиц, так и в отношении коммерческой деятельности индивидуальных предпринимателей и иных категорий налогоплательщиков.

Тем не менее, в целях защиты субъектов хозяйствования предусмотрены определенные ограничения. А именно:

  • Запрещается инициация двух и более контролирующих мероприятий по одному и тому же налогу в течение периода его уплаты.
  • Недопустимо проведение в отношении налогоплательщика двух и более мероприятий в течение календарного года за исключением принятия отдельного решения об их необходимости.
  • Проведение выездных методов контроля допустимо исключительно в отношении обязательств сроком не более трех лет.
  • В рамках контроля не допускается проверка цен на соответствие рыночным.

Среди российских предпринимателей распространено заблуждение о том, что выездной контроль не может проводиться в течение первых трех лет с момента регистрации бизнеса. Однако это не так — никаких правовых оснований для существования подобного ограничения в рамках налогового контроля нет.

Сроки проведения выездной налоговой проверки

Налоговое законодательство в России также четко фиксирует сроки, в течение которых должны проводиться рассматриваемые процедуры. Так, в общих случаях контрольные мероприятия выездного характера не могут превышать 2 месяца. Однако в отдельных случаях допускается продление этого срока.

При этом допускается также приостановление процедуры контроля — в таком случае, на время приостановления, никаких процессуальных мероприятий контролирующие органы проводить не вправе — однако они могут осуществлять самостоятельное исследование уже полученной информации, без привлечения к таковому налогоплательщика.

Общий максимальный срок проведения рассматриваемых контрольных мероприятий составляет 6 месяцев. Основанием для продления сроков может быть большое количество документации, наличие обособленных структурных подразделений, необходимость проведения экспертизы или привлечения сторонних специалистов, а также большое количество проверяемых отчислений или продолжительность проверяемого периода.

Если же учитывать возможность приостановления проверки, то максимальный срок ее проведения составляет не более 12 календарных месяцев. Однако приостанавливать процедуру контролирующие органы могут неоднократно.

Порядок проведения выездных налоговых проверок

Проведение проверки с фактическим выездом на предприятие требует предварительно вынесенного решения, в каковом зафиксировано применение такового метода контроля. При этом субъект хозяйствования в первую очередь должен иметь право ознакомиться с решением о проведении проверки и со всеми особенностями проводимой проверки.

В рамках осуществления проверки, представителям контролирующих служб должен предоставляться доступ ко всей документации предприятия и ко всей его территории. Но при наличии каких-либо особых нормативов по использованию средств индивидуальной защиты и технике безопасности, проверяющие обязаны соблюдать эти правила в полной мере.

При осуществлении контроля также не является допустимым причинение вреда имуществу субъекта хозяйствования или нарушение текущего производственного процесса, что должны учитывать проверяющие. Изъятие документации и предметов возможно к проведению только в присутствии понятых.

По итогам мероприятий должен составляться акт, в каковом отражаются результаты таковой проверки. Вынесение любых мер взыскания и привлечения субъекта хозяйствования к ответственности может оспариваться в вышестоящих органах ФНС на протяжении 30 дней с момента получения акта, при этом к акту можно изложить свои замечания и выразить несогласие с его результатом.

В случае оспаривания итогов контрольных мероприятий, у вышестоящего органа есть десять дней на принятие окончательного решения по сложившейся ситуации. Если же субъект хозяйствования будет не согласен и с таковым решением — он вправе обратиться в суд и оспаривать действия контролеров уже в судебном порядке. (40 голос., 4,70 из 5)
Загрузка…

Источник: https://sovetkadrovika.ru/organizaciya-biznesa/vyezdnaya-nalogovaya-proverka-chto-eto-takoe-kak-provodyatsya.html

Выездная налоговая проверка: кого и что проверяют

Что такое выездная налоговая проверка

В отличие от плановой, выездная налоговая проверка может нагрянуть к предпринимателю в любой момент. Её проводит территориальный налоговый орган в помещении налогоплательщика. Проверка охватывает деятельность физлица или юрлица за последние 3 года. Если в компании есть филиалы, то их могут проверять отдельно, не затрагивая головной офис.

Как узнать о проведении выездной налоговой проверки заранее?

Согласно Письму ФНС России от 18.11.2010 №АС-37-2/15853 налоговая не обязана предупреждать о предстоящей проверке заранее. А это значит, что подготовиться к визиту инспектора сложно. Нет времени найти недостающие документы, закрыть «дыры» и подготовить ответы на возможные вопросы.

Проверить могут всех: налогоплательщиков любой формы собственности, плательщиков сборов, налоговых агентов и плательщиков страховых взносов (ст. 89 п 17 НК РФ).

По закону узнать заранее о проверке невозможно. Но есть несколько способов, с помощью которых вы сможете понять, что скоро стоит ожидать в гости налоговую:

  • если ваших контрагентов коснулась выездная налоговая проверка — инспекторы могут потребовать информацию о существующих с ним договоренностях, а после нанести визит и вашей организации;
  • если сотрудник банка, в котором вы обслуживаетесь, рассказал, что налоговая потребовала расширенную выписку о движении денежных средств по вашему счету — такое возможно, если с банком сложились дружеские отношения.

Выездные проверки не проводят наобум. У налоговой есть план, недоступный для общественности. Согласно ему, проверка осуществляется выборочно среди компаний, имеющих похожие критерии:

  • низкие суммы уплаченных налогов;
  • постоянные убытки на протяжении двух и более лет;
  • низкая рентабельность;
  • в успешной организации крайне низкие зарплаты;
  • высокая доля налоговых вычетов и т.д.

Каждый критерий не служит основанием для проверки. Это те моменты, которые могут насторожить налоговиков. Успешную организацию, работающую по закону, также могут проверить: известно, что в налоговой есть план по наполнению бюджета, а выездная налоговая проверка — лучший способ доначислить налоги.

Как попасть под налоговую проверку: ошибки предпринимателей.

Порядок проведения налоговой выездной проверки

Обычно её проводят в офисе налогоплательщика. Но если субъект проверки — физлицо с маленьким офисом, его отсутствием, ведущий деятельность по месту жительства, инспекцию можно перенести по адресу территориальной налоговой. В таком случае предприниматель обязан предоставить в налоговую все требуемые документы.

Выездная проверка для ИП и юрлиц проходит в течение 2 месяцев. Филиал или представительство организации проверяют в течение 1 месяца. Сроки проверки могут быть продлены до 6 месяцев в некоторых случаях.

Для ИП:

  • у ФНС есть информация, что предприниматель нарушил налоговое законодательство и требуется более тщательная проверка;
  • предприниматель не предоставил вовремя документы;
  • возникли проблемы с территорией, где проходит проверка: потоп, пожар, наводнение и т.д.

Для юрлиц:

  • организация — крупнейший налогоплательщик;
  • у ФНС есть информация о нарушении налогового законодательства;
  • у юрлица несколько филиалов;
  • организация вовремя не предоставила документы, требуемые налоговой;
  • форс-мажор на территории, где проводится проверка — потоп, пожар или другие ЧС.

Сроки проведения проверки считают со дня решения о её начале. В последний день составляется справка — она фиксирует окончание инспекции.

Подробные правила проведения проверки и формы актов есть на сайте ФНС.

Что проверяют при выездной налоговой проверке

Основная задача — проверить правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты. Инспекторы могут проверять только один налог или все сразу. У налоговой есть ограничения:

  1. Проверяют только 3 предыдущих календарных года.

  2. Максимальное количество выездных налоговых проверок для предприятия или ИП — 2 в год.

  3. Проверка одних и тех же документов повторно запрещена.

  4. Если проверяются документы за пределами трехлетнего периода, то решения по ним можно обжаловать.

В рамках проверки ФНС имеет право проверить документы по текущему году (решение Верховного суда от 09.09.2014 № 304-КГ14-737). Если организация подавала уточненную налоговую декларацию (даже за пределами трех лет), то проверка имеет право затронуть этот период дополнительно.

Налоговый орган во время выездной проверки имеет право:

  • проводить инвентаризацию документов, чтобы проверить достоверность данных;
  • осматривать помещения и территории, которые налогоплательщик использует в своей деятельности для получения дохода;
  • требовать документы, необходимые для проверки;
  • проводить экспертизу с привлечением экспертов;
  • изымать документы, чтобы подтвердить нарушение законодательства;
  • вызывать физическое лицо в качестве свидетеля и проводить допросы;
  • привлекать переводчика.

В НК РФ нет точного списка документов для выездной налоговой проверки, которые  могут потребовать. Это могут быть договоры, первичная документация, отчетность — всё, что может потребоваться инспекторам для проверки соблюдения налогового законодательства.

Проверяющие уделяют особое внимание платежным ведомостям и правильности начисления зарплаты работникам. Здесь бывают ошибки: отсутствуют печати, подписи, есть опечатки и недочеты.

После проверок документов все данные выездной налоговой проверки систематизируются и составляется справка. Через 2 месяца налоговая составляет Акт. В нем описаны все мероприятия, перечислены проверенные документы, указаны найденные нарушения с обязательными ссылками на статьи НК РФ, рекомендации и способы устранения ошибок.

После получения Акта у налогоплательщика есть месяц на его обжалование.

Итоги

Выездная налоговая проверка проводится неожиданно для налогоплательщиков. Проверяют правильность и своевременность исполнения налогового законодательства за последние 3 календарных года.

Проверка проходит в офисе компании, но в исключительных случаях может перенестись по адресу налоговой. Предприниматель или организация обязаны предоставить налоговой требуемые документы на проверку.

Срок проверки — 2 месяца.

Узнать о приходе налоговой заранее практически невозможно, поэтому времени на подготовку не будет. Чтобы подстраховаться от штрафов и пени, нужно всегда содержать документацию в порядке. При внимательном отношении бухгалтеров, менеджеров и руководства проблем при визите проверяющих не будет.f

Источник: https://school.bigbird.ru/articles/vyezdnaya-nalogovaya-proverka-poryadok-provedeniya/

Какие бывают налоговые проверки, и что могут проверять инспекторы?

Что такое выездная налоговая проверка

Одним из основных источников головной боли для любого предпринимателя является налоговая служба. Даже если на вашем предприятии все в порядке с отчетностью, соблюдаются все правила и нормы, и нет никаких нарушений — проверка налоговой все равно способна доставить хлопоты и испортить настроение.

Специально для предпринимателей IQReview постарался дать развернутые ответы на вопросы, связанные с этой процедурой. Что такое выездная налоговая проверка и камеральная налоговая проверка, чем они отличаются, и какие еще бывают виды контроля — читаем ниже.

Что такое налоговая проверка, и для чего она проводится?

Ревизия со стороны налоговой инспекции — форма контроля, которую осуществляют уполномоченные органы (в данном случае — налоговые инспекторы). Она проводится в отношении всех лиц, которые осуществляют деятельность, подпадающую под законодательство о налогах и сборах. Касается это налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Если проще — то проверить могут всех, кто платит налоги: и физические лица, и компании. Цель такого контроля — это проверка «чистоты» и сроков выплат и соблюдение размеров сборов.

Сам процесс представляет собой сравнение данных, которые были поданы в декларации, с фактическими данными, которые выявляются сотрудниками налоговой инспекции.

Подкрепим общую информацию:

  1. Право налоговых органов на проведение проверок указано в п. 2, статьи 31 Налогового Кодекса РФ (далее — НК РФ).

  2. Статья 82 НК РФ дает определение понятию «налоговая проверка», а также раскрывает задачи и права контролирующих органов.

Что в результате?

Результаты налоговых проверок документируются должностным лицом, который осуществлял процедуру (согласно ст. 100 НК РФ).

В течение 2 календарных месяцев после составления справки о факте проверки должен быть составлен специальный документ — акт налоговой проверки. Он должен быть подписан инспектором (проверяющим) и представителем проверяемой организации.

В обязательном порядке акт налоговой проверки должен содержать:

  1. Полный список обнаруженных правонарушений со ссылками на соответствующие статьи НК РФ.

  2. Предложения контролирующего органа по устранению правонарушений.

  3. Если правонарушения отсутствуют, акт налоговой проверки должен иметь соответствующую запись, подтверждающую это.

Составленный документ передается руководителю проверенной организации. Факт его получения тоже фиксируется документально — распиской.

Если акт налоговой проверки содержит пункты, с которыми руководитель организации не согласен, он имеет право его не подписывать.

В этом случае он обязан в течение 14 дней со дня получения документа составить и предоставить в налоговую инспекцию письменное заявление. В нем должны поясняться причины и мотивы отказа.

Если имеются документальные подтверждения в пользу причин отказа — их требуется прикладывать к заявлению. Далее, в последующие 14 дней с момента подачи заявления оно будет пересмотрено.

Если же акт налоговой проверки просто не принимается представителем проверенной организации — это тоже документируется.

Виды по методу проведения

По методу проведения «визиты» контролирующих органов можно разделить на:

  1. Сплошные. В данном случае инспектируются все документы предприятия без ограничений. Такой план налоговых проверок актуален для небольших предприятий (где это можно сделать быстро), а также для случаев, где нужно восстановить все сведения о деятельности.

  2. Выборочные. В этом случае инспектируется определенная часть документов.

Виды по месту проведения

По месту проведения работу инспекции разделяют на 2 вида:

  1. Выездная налоговая проверка.

  2. Камеральная налоговая проверка.

Ниже разберем подробнее, что такое выездная налоговая проверка и что такое камеральная налоговая проверка.

Камеральная

Камеральная налоговая проверка проводится без визита инспектора на предприятие. Проводится подробный анализ поданных компанией деклараций и документов, фиксирующих деятельность налогоплательщиков.

Налоговая проверка

Занимает камеральная налоговая проверка до 3 месяцев со дня предоставления требуемой документации. Список документов такой:

  1. Налоговая декларация.

  2. Бухгалтерский баланс.

  3. Отчет о доходах-расходах.

  4. Отчет о движении денег.

  5. Отчет о целевом использовании денег.

  6. Отчет об изменении капитала.

Камеральная налоговая проверка выявляет следующие проблемы:

  1. Ошибки в заполнении документации.

  2. Ошибки в расчетах, суммах выплат, использовании льгот, налоговых ставок.

Сейчас камеральная налоговая проверка является главным способом контроля над налогоплательщиками. Такой вид инспекции охватывает все без исключения (100%) лица, уплачивающие налоги. Для сравнения: выездная налоговая проверка обычно применяется для 20-25% субъектов.

Камеральная налоговая проверка основывается на отчетности. Она должна содержать следующие данные:

Для граждан (физических лиц)1. ИНН.2. Фактический адрес проживания.3. Паспортные данные.4. Документы, подтверждающие цифры, указанные в декларации.5. Данные об уплаченном налоге.
Для предприятий (юридических лиц)1. Название организации.2. ФИО ответственного лица.3. Актуальные контакты (адрес, телефон).4. ИНН.5. ОКПО.6. КПП.7. Подписи директора и главного бухгалтера.8. Печать организации.9. Данные об уплаченных налогах.

В случае возникновения вопросов представитель проверяемой организации может быть вызван на допрос. Также с него могут затребовать предоставление дополнительной документации или определенных предметов. Камеральная налоговая проверка проводится в плановом порядке.

Если в ходе ревизии никаких нарушений не было выявлено, процедура завершается.

Если же были обнаружены какие-либо нарушения, то:

  1. В течение 10 рабочих дней составляется акт.

  2. В течение следующих 5 рабочих дней с момента составления акт передается представителю организации.

  3. В течение 1 календарного месяца после получения акта организация вправе оспорить заключение, предоставить свои данные.

  4. В течение 10 рабочих дней после истечения 1 месяца начальник фискального органа пересматривает дело и выносит решение (о привлечении или непривлечении организации к ответственности).

Выездная

Выездная налоговая проверка проводится по месту расположения организации (то есть прямо в офисе или других помещениях, которые занимает компания). В процессе инспекции могут анализироваться не только документы — инспекторы могут запросить доступ в помещения, используемые для деятельности компании.

Также могут проверяться и документы на каждое помещение, которые необходимо предоставлять отдельно в срок до 5 дней с момента требования. Причем такая документация может изыматься — на срок до 5 дней.

Проверка налоговой службой

Выездная налоговая проверка проводится сотрудниками фискальной службы. Дополнительно к инспекции могут подключаться:

Выездная налоговая проверка проводится в тех же целях, что и камеральная: для выявления ошибок в расчетах и уплате налогов.

Если результаты налоговых проверок обнаруживают какие-то нарушения — указываются сроки и требования к их исполнению.

Если правонарушения серьезные и подпадают под статьи различных кодексов — выносится решение о наказании ответственных лиц. Также в особых случаях может быть ограничена деятельность предприятия в целом.

Длится выездная налоговая проверка до 2 месяцев. Отсчет начинается со дня приезда инспекторов на предприятие. В некоторых случаях длительность инспекции может увеличиваться до 4 месяцев, а в исключительных ситуациях вышестоящее руководство может продлить ее до 6 месяцев.

Представители фискальных органов могут осуществлять проверку документации за предыдущие 3 календарных года. Существует ограничение и по количеству проверок — выездная налоговая проверка осуществляется не более 1 раза за период. Исключение (повторное инспектирование) возможно в следующих ситуациях:

  1. При реорганизации или ликвидации юридического лица.

  2. При контроле вышестоящего руководства за органом, который осуществлял проверку.

  3. В случае, если организация предоставляет уточненные данные, в которых размер налога указывается меньше, чем заявлялся ранее.

Проводиться выездная налоговая проверка может только по указанию руководства фискальной службы (тогда как камеральная — проводится без указаний «сверху»). Проверяться могут только юридические лица и ИП.

В процессе такой ревизии руководство или сотрудники проверяемой организации могут привлекаться к следующим процедурам:

  1. Инвентаризация — проводится для определения достоверности данных, указанных в документации.

  2. Допрос — проводится для выяснения или уточнения различных сведений, которые могут быть полезны уполномоченным лицам.

  3. Вызов физического лица (клиента, бывшего сотрудника) в качестве свидетеля — для дачи показаний.

  4. Осмотр любых помещений, используемых проверяемой организацией — для выявления оборудования, товаров, материалов, не проходящих по документации.

  5. Изъятие документов или любых других предметов (оборудования, техники) — для анализа, экспертизы или в качестве вещественного доказательства.

  6. Экспертиза.

Встречная

Одним из видов перечисленных выше процедур являются встречные проверки. Этот способ подразумевает сверку двух (или больше) образцов одного и того же документа. Это могут быть накладные или счета-фактуры. Брать для анализа такие бумаги могут как в самом предприятии, которое инспектируется, так и в других организациях.

Если документ представлен только в одном экземпляре — это является одним из признаков сокрытия реальных доходов предприятия.

Упрощенная сравнительная таблица особенностей выездных и камеральных инспекций

КамеральнаяВыездная
Кто проверяетСотрудники местных фискальных органовСотрудники фискальных органов любого уровня
Что проверяетсяДокументация только за отчетный периодДокументация за период до 3 лет
Причина проверкиНе требуетсяНе требуется
РегулярностьКаждый период, по мере предоставления декларацийВыборочно
Где проверяетсяПо месту расположения надзорной службыМесто расположения проверяемой организации
Кого проверяютВсех налогоплательщиков (и физлиц, и юрлиц)Только юрлица
Что делаетсяАнализ предоставленной документацииВсе действия, разрешенные НК РФ

Виды по объему работ

В зависимости от объема работ все проверки делятся на 3 типа:

  1. Комплексная. Проводится в случае подозрения к налогоплательщику. Может охватывать все виды документов. Может проводиться не чаще 1 раза за 3 года.

  2. Тематическая. Проводится как планово, так и в случае подозрения к налогоплательщику. Может охватывать отдельные направления деятельности. Может проводиться как отдельно, так и включаться в план налоговых проверок комплексного объема.

  3. Целевая. Охватывает отдельные операции (к примеру, проверка контрагента, операции по экспорту или импорту, вложение активов и так далее).

Виды по организации

По методам организации действия надзорных органов можно разделить на 2 вида:

Федеральная налоговая служба

  1. Плановые. Проводятся согласно составленному и утвержденному вышестоящим руководством графику. График определяется на каждый период отдельно. Проверяемый налогоплательщик уведомляется об инспекции задолго до ее проведения.

  2. Внезапные (внеплановые). Вид выездного инспектирования. Проводится без извещения проверяемой организации. Для инспекции такого типа необходимо письменное распоряжение начальника территориального отделения.

Прочие формы инспектирования

Согласно действующему НК РФ, существует еще 2 формы инспектирования налогоплательщиков:

  1. Контрольное. Проводится вышестоящим надзорным органом. В данном случае может проверяться работа как предприятия, так и сотрудников фискальных органов, которые инспектировали компанию ранее. Если со стороны уполномоченных лиц (инспекторов, экспертов) были обнаружены нарушения, к ним могут применяться штрафные санкции, вплоть до привлечения к административной или уголовной ответственности.

  2. Повторное. В данном случае проводится дублирование ревизии, которая проводилась ранее. Проверяются все те же документы и данные, которые исследовались в ходе предыдущей процедуры. Если будут обнаружены расхождения — это укажет либо на правонарушение со стороны организации, либо на ошибки или нарушения со стороны инспекторов.

Самые частые нарушения, которые выявляются при инспектировании

Чаще всего фискальные органы выявляют такие виды нарушений (допускаемые случайно или намеренно):

  1. Занижение размера выручки.

  2. Завышение расходов.

  3. Неполное отражение количества проданных товаров (или оказанных услуг) — с целью снизить размер налогов по НДС.

  4. Ошибки и нарушения при оформлении документации, что отражается на показателях деятельности предприятия.

Мораторий для малого бизнеса на 2017-2019

Для стимуляции малого бизнеса российским правительством был введен мораторий на инспекции.

Согласно ФЗ №246 от 13.07.2015, на 2017-2019 года включительно плановое инспектирование не проводится в отношении юридических лиц и ИП, относящихся к малому бизнесу.

Есть и исключения по сферам деятельности (то есть в отношении таких компаний все проверки сохранены в полной мере):

  • здравоохранение;
  • образование;
  • теплоснабжение;
  • энергетика, энергосбережение, увеличение энергоэффективности.

Мораторий также не коснется компаний, которые:

  1. На основании проведенных ранее (в течение последних 3 лет) инспекций лишались лицензии, или ее действие временно приостанавливали.

  2. Допускали грубые нарушения законодательства, и в отношении которых вступило в силу административное наказание.

О налоговых проверках и выборе компаний для их проведения (видео)

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

Источник: https://iqreview.ru/economy/nalogovaya-proverka/

Ожидаем выездную проверку: к чему готовиться и как себя обезопасить

Что такое выездная налоговая проверка

Инспекторы собирают сведения о налогоплательщике задолго до начала выездной проверки. Данные берут из налоговых деклараций, результатов «камералок», а также из любых доступных источников. Это могут быть материалы встречных проверок, информационные ресурсы других ведомств (полиции, таможни, миграционной службы и проч.), и даже рекламные объявления.

Полученную информацию заносят в отчет, который называется «Заключение по результатам предпроверочного анализа». Там приведены значения по всем ключевым параметрам, таким как налоговая нагрузка на доходы, на расходы и на чистую прибыль, сумма убытков, уровень заработной платы и т д.

На основании заключения налоговики делают вывод, где кроются возможные нарушения, и что именно нужно искать в рамках выездной проверки. По сути предпроверочный анализ — это подготовительная работа, которая значительно облегчает и сокращает саму проверку.

Когда к налоговой проверке привлекают полицейских

Если предпроверочный анализ покажет, что налогоплательщик вызывает подозрения, то к участию в выездной проверке пригласят сотрудников органов внутренних дел.

Подозрительными (с точки зрения налоговиков) являются обстоятельства, указывающие, что НДС или акцизы необоснованно предъявлены к возмещению, либо уже возвращены или зачтены.

Также под подозрение попадают предполагаемые налоговые схемы. Ярким примером служит длинная цепочка продавцов и покупателей, в число которых входит одна или несколько фирм-«однодневок».

К последним, в числе прочего, относятся компании, зарегистрированные на номинальных учредителей, имеющие номинальных руководителей и т д. И если организация или предприниматель является звеном такой цепочки, то проверять этого налогоплательщика будут не только налоговики, но и полицейские.

Заметим, что подобный исход дела можно предотвратить, если заранее навести справки о своих контрагентов (например, при помощи сервиса «Фокус»).

Кроме того, подозрение вызывают факты, свидетельствующие о фиктивном банкротстве компаний и предпринимателей.

Наконец, в категорию подозрительных занесут налогоплательщиков, которые, узнав о надвигающейся проверке, в срочном порядке сменили адрес, учредителей или руководителей, начали реорганизацию или ликвидацию.

Подобные действия послужат безусловным поводом для привлечения к проверке сотрудников МВД.

Ограничения, которые должны соблюдать контролеры

Начав выездную проверку, инспекторы должны придерживаться определенных ограничений. Некоторые из них прямо не закреплены в Налоговом кодексе, но ФНС приводит их в своих рекомендациях.

Одно из таких ограничений касается решения о проведении проверки. В нем нужно указать предмет — либо проверка по нескольким налогам, либо проверка по всем налогам и сборам.

Указывать в качестве предмета отдельные вопросы применения налогового законодательства запрещается.

Например, нельзя написать, что предметом проверки является контроль за начислением амортизации основных средств или правильность признания доходов.

https://www.youtube.com/watch?v=arHlXFxrgxw

Еще одно ограничение установлено для периода, охваченного проверкой. В комментируемых рекомендациях четко сказано, что такой период должен состоять из целого числа налоговых периодов. Другими словами, если проверяется налог, по которому налоговым периодом признается год, инспекторы не могут назначить выездную проверку за квартал, полугодие и т д.

К тому же недопустимо начинать проверку раньше, чем закончится срок представления декларации за последний из проверяемых налоговых периодов. Значит, если налоговики решили проверить налог на прибыль за определенный год, начинать проверку нужно после 28 марта следующего года.

Также есть ограничение для случая, когда инспекторы проводят выездную проверку периода, за который представлена уточненная декларация. Согласно пункту 4 статьи 89 НК РФ налоговики вправе это сделать, даже если «уточненка» относится к более раннему периоду, нежели три года, предшествующие началу проверки. Но здесь есть условие: выездная проверка по «уточненке» не должна быть повторной.

Если же данный период ранее уже был проверен, то назначать проверку второй раз категорически запрещено.
На практике налоговики зачастую не соблюдают вышеуказанные ограничения. В такой ситуации налогоплательщик может оспорить результаты проверки, и в качестве аргумента привести комментируемые рекомендации.

На наш взгляд, у организаций и предпринимателей есть неплохие шансы одержать победу в суде.

Нюансы отдельных мероприятий налогового контроля

В ходе выездной ревизии инспекторы могут назначить различные контрольные мероприятия, такие как вызов свидетеля, осмотр помещения, выемка документов и предметов, экспертиза и проч. Каждое из этих мероприятий имеет свои особенности.

Показания свидетеля

Получить показания свидетеля можно не только в помещении инспекции, но и у него дома. Для этого необходимо предварительно заручиться согласием самого свидетеля, а также родственников, проживающих совместно с ним.

К слову, содержание будущего допроса рекомендуется держать в тайне от свидетеля, поскольку, цитируем: «раскрытие такой информации не позволит реализовать большую часть тактических приемов допроса, выработанных криминалистической наукой и апробированных на практике».

Осмотр

Осмотр помещений и территории проводится в случае, когда инспекторы располагают информацией о сокрытии выручки, занижении объемов и расценок строительства, о наличии неучтенных товарно-материальных ценностей, производственных мощностей и проч.

При осмотре должны присутствовать не менее двух понятых. Если во время осмотра подозрения проверяющих подтвердятся, они незамедлительно назначат инвентаризацию или выемку.

Для этих целей инспекторы мобилизуют дополнительных сотрудников ИФНС, а также технические и транспортные средства.

Выемка

В отношении выемки документов и предметов существует строгое ограничение: ее нельзя осуществлять в ночное время. Таковым считается период с 22.00 часов до 6.00 часов по местному времени. Это закреплено в статье 5 Уголовно-процессуального кодекса.

Экспертиза

Чаще всего экспертизу назначают, чтобы определить цену товара, основных средств, НМА и сметную стоимость строительства.

Помимо этого, экспертов привлекают, чтобы подтвердить или опровергнуть принадлежность товара к однородной группе, установить объем работ или услуг, либо количество произведенной продукции.

Наконец, нередко проводят почерковедческую, автороведческую и технико-криминалистическую экспертизу.

Привлекая экспертов, инспекторы обязаны соблюдать одно важное условие. Запрещается проводить экспертизу по вопросам бухгалтерского учета, правовым вопросам, а также иным вопросам, познаниями по которым должны обладать сами инспекторы.

Проверки цен по сделкам между взаимозависимыми лицами

Согласно действующим положениям Налогового кодекса, инспекторы проверяют рыночные цены по сделкам, которые признаны контролируемыми.

К категории контролируемых относятся сделки, заключенные между взаимозависимыми лицами и отвечающие определенным условиям (подробнее о контролируемых сделках читайте в статье «В Налоговом кодексе появился новый раздел о взаимозависимых лицах и рыночных ценах»).

При этом проверка рыночных цен, назначенная в отношении контролируемой сделки, не относится ни к камеральным, ни к выездным проверкам, а является отдельным видом контрольных мероприятий.

Но огромное множество сделок, заключенных между взаимозависимыми лицами, не отвечает критериям контролируемых. Означает ли это, что налоговики не будут проверять цены по таким сделкам? Нет, проверка цен возможна, но проводят ее в рамках обычной выездной ревизии. Об этом говорится в комментируемых рекомендациях.

Особое внимание инспекторы обратят на безвозмездную передачу товаров, работ или услуг, передачу залогодержателю права собственности на предмет залога при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, а также на оплату труда в натуральной форме.

Обнаружив подобные операции, работники ИФНС захотят выяснить, соответствует ли сумма, отраженная в налоговом учете, уровню рыночных цен.

При проверке будут использовать методы, предназначенные для проверки контролируемых сделок, а именно метод сопоставимых рыночных цен, метод сопоставимой рентабельности и другие (подробно об этом читайте в статье «Как рассчитать рыночные цены по новым правилам»).

Не исключено, что при выездной проверке налоговики обнаружат искусственно созданные условия для вывода сделки из разряда контролируемых. Тогда инспекторы признают сделку контролируемой и сообщат о ней в Федеральную налоговую службу, чтобы та назначила соответствующую проверку.

Что должно быть в акте выездной проверки

По окончании выездной проверки инспекторы оформляют акт в соответствии со статьей 101 НК РФ. Существуют четкие правила относительно того, какие нарушения могут быть зафиксированы в акте выездной проверки. Таких нарушений десять:

1) нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);

2) нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ);

3) непредставление налоговой декларации (п. 1 ст. 119 НК РФ);

4) представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения (ст. 119.2 НК РФ);

5) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

6) неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ);

7) cообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником (ст. 122.1 НК РФ);

8) невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);

9) непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ);

10) нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК РФ).

Другие нарушения фиксируются вне рамок выездной проверки. Ревизоры должны указать их в акте, который составляется в соответствии со статьей 101.4 НК РФ и не имеет отношения к выездному контрольному мероприятию. Это нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями статьей 125 НК РФ, пунктом 2 статьи 126 НК РФ, статьями 119.1, 128, 129, 129.1, 129.3 и 129.4 НК РФ.

Документы, которые заинтересуют инспекторов в ходе выездной проверки

Учредительные документы (устав и (или) учредительный договор)
Приказы об учетной политике (в т.ч. утвержденные планы счетов, формы «первички» и регистров, правила документооборота, порядок контроля за хозяйственными операциями и проч.)
Налоговые декларации (расчеты)
Регистры налогового учета
Книги покупок, книги продаж
Журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур
Книги учета доходов и расходов
Регистры бухгалтерского учета: главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и проч.
Договоры, контракты, приложения и дополнительные соглашения к ним
Банковские и кассовые документы
Прочие первичные документы

Ответственность за нарушения, допущенные налогоплательщиками и их контрагентами при выездной проверке

Налоговая ответственностьАдминистративная ответственность
Неявка в инспекцию для дачи пояснений (если человек пришел, но пояснений не дал, санкция не применяется)
Воспрепятствование доступу налоговиков для проведения инвентаризации
Неявка свидетеля в ИФНС без уважительных причин
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, дача заведомо ложных показаний
Воспрепятствование доступу налоговиков для проведения осмотра помещения или территории
Отказ представить документы (заверенные копии), истребованные у налогоплательщика
Отказ представить подлинники документов, копии которых ранее были истребованы у налогоплательщика
Отказ или несвоевременное представление контрагентами документов по сделкам с налогоплательщиком
Несообщение или несвоевременное сообщение контрагентами сведений о налогоплательщике
Отказ вскрыть помещения для выемки документов или иных предметов (при отказе в добровольной выдаче документов и предметов санкция не применяется)

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/comments/2013/8/7736

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.