+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

5 ошибок налогоплательщика при выездной налоговой проверке

Содержание

Выездная налоговая проверка в 2020: сроки, порядок проведения, поводы для налоговой присмотреться к фирме

5 ошибок налогоплательщика при выездной налоговой проверке

Налоговые органы постоянно проверяют налогоплательщиков. При сдаче деклараций налоговики проводят камеральную проверку. Чтобы удостовериться в правильности отражения сделок покупателем и продавцом, ФНС может устроить встречную проверку.

Еще один вид проверки — выездная налоговая проверка. Самые распространенные виды — камеральная и выездная налоговые проверки.

Что проверяют налоговые инспекторы при выездной проверке, как подготовить документы для проверки и пройти проверку без негативных последствий, расскажем ниже.

ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах.

Существует миф, что компании не проверяют первые три года. На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.

Критерии отбора

Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.

Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:

  1. Исчисленные налоги за период намного ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
  2. Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
  3. Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.

  4. Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
  5. У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
  6. Доходы и численность налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.

  7. Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.
  8. В сделках задействованы цепочки контрагентов (посредники).
  9. Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
  10. Компания неоднократно меняла адрес.

  11. Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
  12. Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.

После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.

Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.

При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.

Сроки выездной налоговой проверки

Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).

Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.

В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.

Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:

  • Несвоевременная регистрация фирмы
  • Несдача деклараций
  • Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
  • Недоимка по налогам
  • Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
  • Отсутствие первичных подтверждающих документов
  • Грубые ошибки в первичке

Как действовать налогоплательщику

При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.

Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.

Все документы лучше передавать инспекторам по описи.

В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2019 году. В 2020 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.

Источник: https://www.kontur-extern.ru/info/vyezdnaya-nalogovaya-proverka

Уведомляет ли налоговая о проверке

5 ошибок налогоплательщика при выездной налоговой проверке

 Выездные проверки налоговой всегда могут проводиться без предупреждения.

Не в том смысле, что в этот момент вы сразу должны предоставлять все необходимые документы, которые интересуют налоговиков по данной проверке, а для начала визит сотрудников налоговой имеет целью вручение решения о том, что по вашей организации будет проводиться выездная проверка налоговой и какие документы, соответственно, необходимо будет представить.

Без предварительного уведомления также налоговая может проводить осмотр и выемку документов. Правда, у сотрудников обязательно должны быть необходимые разрешительные документы для такой проверки.

Кроме того, не предупреждая о своем визите, сотрудники налоговой могут выезжать по месту регистрации или фактического осуществления деятельности налогоплательщика для того, чтобы проконтролировать применение им кассовых аппаратов, проверить адрес юридического лица и т.д.

Выездная проверка: какие налоги

В рамках одной проверки налоговики могут проверить любые налоги, которые вы уплачиваете, — один или нескольк Обычно они проводят комплексные проверки — по всем уплачиваемым организацией или предпринимателем налогам. Так им рекомендует делать ФНС. Забегая немного вперед, скажем, что в этом случае в решении о проведении у вас проверки будет такая формулировка: «по всем налогам и сбора

А вот тематические проверки, которые проводятся по отдельным налогам (только по НДС или только по налогу на прибыль и т. д.), случаются реже. Это невыгодно самим инспекторам, поскольку они ограничены в периодичности проведения выездных проверок у налогоплательщика.

Сколько выездных проверок могут провести

Кодекс ограничивает жесткими рамками количество выездных проверок. Так, у налогоплательщика инспекторы могут провест

Проверив в течение 1 календарного года сначала налог на прибыль, а потом НДС, ИФНС лишит себя возможности проводить в этом же году проверки по другим налогам.

Выездная проверка в филиале

Но если у организации есть филиалы и представительства, то в отношении них инспекторы проводят самостоятельные выездные проверк То есть у организации, имеющей филиалы и представительства, количество выездных проверок в год может быть больше

Третья выездная проверка за год

Кроме того, в течение календарного года у налогоплательщика в виде исключения может быть проведена и третья выездная проверка, в частности, если:

Как узнать о выездной налоговой проверке

Бухгалтеры, как и представители других профессий, всегда предпочитают заранее готовиться к предстоящим проверкам и инспекциям. В этой небольшой статье мы познакомим читателя с тем, как должно быть организовано оповещение о проверке с точки зрения законодательства, и порассуждаем о том, как узнать, когда будет выездная налоговая проверка.

Что говорит закон

Выездные проверки организуются сотрудниками налоговых служб непосредственно на рабочем месте налогоплательщика, и для их проведения никаких разрешений не предусмотрено. За редким исключением, например, тогда, когда плательщик налогов не имеет возможности предоставить место для проведения проверки, они проводятся в самой инспекции.

Решение о проведения выездной проверки принимает руководитель инспекции по налогам и сборам. Цель таких проверок – выполнение комплексного анализа разного рода показателей работы организаций и предприятий, оценка качества ведения бухгалтерской и налоговой отчетности, налоговых рисков.

Как правило, проверка начинается с даты, когда руководитель налоговой инспекции принял решение о ее проведении.

Действующее законодательство не предусматривает обязанности предупреждать налогоплательщиков о том, что к ним придут налоговики.

Однако сотрудники налоговых служб предпочитают заранее оповещать бухгалтерии о предстоящей проверке. Делают они это или по телефону, или путем отправки письма.

Прецеденты, когда налоговые инспекторы приходят с проверкой внезапно, случаются крайне редко, потому что такая практика невыгодна самим налоговикам.

Кроме того, в самом ведомстве имеется рекомендация (письмо ФНС № АС-4-2/13622), которая говорит о желательности предварительного оповещения о выездной проверке путем отправки соответствующего решения.

Факт ознакомления должен подтверждаться отметкой работника бухгалтерии о получении документа.

Исключения возможны лишь в том случае, если у налоговиков есть основания полагать, что компания может скрыть или уничтожить документы, подтверждающие совершение экономических или иных преступлений.

Имеется еще одно законное обстоятельство, которое склоняет работников инспекций к предварительному ознакомлению налогоплательщиков с предстоящей проверкой. Дело в том, что в соответствии со ст.

89 НК РФ, налоговикам должен быть обеспечен доступ ко всем материалам по уплате налогов. А это потребует дополнительного времени на подготовку документации, что задержит проверяющих.

Поэтому предварительное сообщение о том, что налоговая планирует прийти с проверкой, удобна и выгодна обеим сторонам.

Узнаем сами

Налогоплательщиков всегда волнует вопрос, как узнать о выездной налоговой проверке заранее самостоятельно. В этом нет ничего предосудительного, скорее наоборот, эта информация может сделать проверку гораздо более эффективной и быстрой.

Как рассказывают сами работники налоговой инспекции, в большей мере выездная налоговая проверка грозит тем предприятиям и организациям, у которых были обнаружены недостатки и нарушения в ходе предыдущих камеральных проверок.

Если это относится к вам, такие обстоятельства косвенно могут стать причиной тому, что налоговики приедут лично.

Информация о сроках проведения выездных проверок не публикуется, она является конфиденциальной и может на протяжении года изменяться. Тем не менее, существует Концепция планирования выездных проверок, в которой указаны конкретные критерии, по которым налогоплательщик может с высокой степенью вероятности оценить, будет ли на его предприятии проводиться такая проверка или нет.

Данный подход позволяет существенно повысить качество организации выездных проверок, улучшить взаимодействие между налоговиками и налогоплательщиками и способствовать повышению налоговой дисциплины.

Налоговики не должны заранее оповещать о начале выездной проверки

ФНС России подчеркнула в своих разъяснениях, что НК РФ не устанавливает срок для вручения налогоплательщику решения о проведении выездной налоговой проверки (письмо ФНС России от 10 марта 2016 г. № ЕД-4-2/[email protected]). Следовательно, инспекция не обязана заблаговременно извещать организацию о том, что в отношении последней планируется проведение контрольных мероприятий.

Читайте так же:  Камеральная налоговая проверка проводится в течение

Тем не менее срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения этого решения и оканчивается днем составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ).

Напомним, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Ее срок выездной налоговой проверки может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях и до шести месяцев по решению руководителя (заместителя руководителя) УФНС России по субъекту РФ (п.

6 ст 89 НК РФ). Основаниями для продления, в частности, могут служить те факты, что налогоплательщик относится к категории крупнейших или получены материалы, требующие дополнительной проверки, и т. д. (п. 2 Приложения № 4 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г.

№ ММВ-7-2/[email protected]).

Добавим, что именно решение о проведении выездной налоговой проверки является основанием для ее начала. По общему правилу его выносит налоговая инспекция по месту расположения организации (п. 2 ст. 89 НК РФ).

При этом налоговики указывают, что на территорию или в помещение проверяемого лица проверяющие могут быть допущены только при предъявлении ими служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 91 НК РФ).

Истребование документов при выездной проверке: что нужно знать о сроках

Передача налоговикам документов по требованию в срок означает избавление налогоплательщика от штрафов. Что нужно знать о сроках в такой ситуации, узнайте из нашего материала.

Какие документы налоговики могут запросить в рамках выездной проверки, а какие нет

В ходе налоговых проверок инспекторы вправе запрашивать у вас документы (п. 1 ст. 93 НК РФ). Причем в рамках выездной проверки это могут быть любые документы, которые связаны с предметом проверки и проверяемым периодом. Из общей массы документов, которые мы привыкли передавать налоговикам во время проверки, в настоящее время исключены:

  • бумаги, которые уже были ранее представлены инспекторам;
  • документы, содержащие сведения, имеющиеся в распоряжении госорганов и в официальных госреестрах (выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, сведения о численности работников и т. д.).

Изучайте нюансы законодательства с помощью материалов нашего сайта:

В какой срок нужно представить документы

О сроках представления документов налогоплательщику необходимо знать следующее (п. 3 ст. 93 НК РФ):

  • 10 дней отводится на представление документов, истребованных в ходе обычной налоговой проверки;
  • 20 дней – при налоговой проверке КГН (консолидированной группы налогоплательщиков);
  • 30 дней – при проверке иностранной компании, подлежащей постановке на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ.

Отсчет срока начинается с момента получения от налоговиков требования о представлении документов.

Если налогоплательщик не может в указанные сроки представить документы, ему необходимо в течение 1 дня после получения требования письменно уведомить налоговиков о невозможности представления документов в установленные сроки и причине, по которой истребуемые документы не могут быть представлены, а также сообщить срок, в течение которого документы будут переданы контролерам.

Решение о продлении срока или об отказе в его продлении налоговики принимают в течение 2 дней после получения уведомления от налогоплательщика.

При проведении налоговой проверки КГН продление сроков осуществляется не менее чем на 10 дней.

Нужно ли представлять документы, если проверка приостановлена

Выше мы рассказали о сроках представления документов, запрошенных в рамках налоговой проверки. А нужно ли соблюдать сроки представления документов, если они запрошены в период приостановления проверки или после ее окончания? Ответим на эти вопросы.

На период приостановления выездной проверки налоговый орган обязан (п. 9 ст. 89 НК РФ):

  • приостановить действия по истребованию у вас документов;
  • вернуть все истребованные у вас подлинники, за исключением документов, полученных в ходе выемки;
  • приостановить все связанные с проверкой действия на вашей территории (в помещении).

Источник: https://april-concert.ru/uvedomlyaet-li-nalogovaya-o-proverke/

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить решение по выездной проверке – ВЕДА

5 ошибок налогоплательщика при выездной налоговой проверке

Нередко решение налоговиков по выездной проверке можно оспорить, воспользовавшись ошибками самих инспекторов, которые ее проводили. Рассмотрим самые распространенные ошибки при проведении выездной налоговой проверки, которые могут сыграть в пользу налогоплательщика. 

Ошибка № 1: Отдают уведомление не тому человеку 

Налоговики вручили уведомление о рассмотрении материалов выездной проверки представителю компании, у которого не было соответствующей доверенности на получение корреспонденции. Казалось бы, такая мелочь, но на самом деле – это серьезное нарушение процедуры. 

Что говорит суд.

Налоговики должны проверять, есть ли у лица, которому передается документ, полномочия на получение корреспонденции. В противном случае извещение может оказаться в руках того, кто не имеет никакого отношения к проверяемому налогоплательщику.

Сама же компания, находясь в неведении, не сможет принять участие в рассмотрении материалов выездной проверки, дать свои пояснения и высказать возражения. На этом основании решение инспекции можно отменить (см. постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 14.05.

12 № А29-4249/2011). 

Ошибка № 2: Не вручают акт налоговой проверки под роспись 

Иногда инспекторы забывают отправить компании акт выездной проверки или же получить на нем подпись представителя компании. То есть нарушают норму, согласно которой они обязаны в течение пяти дней вручить акт налоговой проверки представителю компании под роспись. 

Что говорит суд.

Если налоговики не могут представить доказательств того, что акт налоговой проверки был получен налогоплательщиком, судьи считают, что нарушена процедура рассмотрения материалов проверки и признают решение ИФНС незаконным (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.14 № А45-20696/2013). 

Ошибка № 3: Не знакомят с дополнительными материалами выездной проверки

Зачастую налоговики не дают компании возможности ознакомиться с новыми выводами, сделанными по итогам проведенных дополнительных мероприятий выездной налоговой проверки, и дать свои объяснения. 

Что говорит суд.

Поскольку компания не была ознакомлена с дополнительными материалами по проверке и не смогла высказать свое мнение по этому поводу, инспекция сможет сделать неправильные выводы по выявленным нарушениям. Это серьезное основание для отмены решения (см. постановление АС Московского округа от 09.02.15 № Ф05-16883/2014). 

Ошибка № 4: Не дают возможность дать пояснения 

Контролеры обязаны обеспечить возможность проверяемой организации участвовать в процессе рассмотрения материалов выездной проверки. Но бывали случаи, когда представителя компании не пускали на рассмотрение материалов проверки. 

Что говорит суд.

У налогоплательщика должна быть возможность дать пояснения по итогам выездной проверки – лично или через законного представителя. Если его такой возможностью его не обеспечили, то решение по проверке незаконно (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.05.14 № А19-10260/2013). 

Ошибка № 5: Не обосновывают свои претензии 

Акт налоговой проверки и решение о привлечении к ответственности должны содержать документально подтвержденные факты нарушений. Но инспекторы зачастую этим пренебрегают – в решении по проверке суть нарушений описывают размыто и не ссылаются на подтверждающие их документы. 

Что говорит суд.

Если по упоминаемым в решении фактам и документам не видно, что инспекторы исследовали и оценивали документы, подтверждающие то или иное нарушение, судьи придут к выводу, что в самом содержании акта налоговой проверки и, соответственно, решении, допущены грубые ошибки. Итог – отмена такого решения выездной проверки (см. ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.03.13 № А78-4025/2012). 

*** 

Бывает и такое, что ни в акте, ни в решении по проверке инспекторы не дают ссылок на первичные документы, не упоминают контрагентов проверяемой компании и документы, по которым якобы компания неправомерно заявила вычеты и списала расходы. 

Что говорит суд.

Если выводы налоговиков не основываются на «первичке», где указаны конкретные контрагенты, по сделкам с которыми налоговики снимают расходы и вычеты, то это является существенным процедурным нарушением, служащим основанием для отмены решения (см. постановления ФАС Московского округа от 14.01.14 № Ф05-16619/2013). 

*** 

Инспекторы нашли расхождение данных и пришли к выводу о неполной уплате компанией налогов. Однако к акту налоговой проверки не приложили документы, на основании которых они обвиняют компанию в налоговом правонарушении. 

Что говорит суд.

В акте налоговики должны указать, как выявленные несоответствия повлияли на возникновение налоговой недоимки, и обязательно приложить подтверждающие документы. Иначе суд признает такие выводы бездоказательными и отменит решение выездной проверки (см. постановление ФАС Московского округа от 03.06.14 № Ф05-5185/2014). 

Ошибка № 6: Акт налоговой проверки и Решении отличаются 

В решении по проверке откуда ни возьмись появляются новые основания для доначисления налогов, которых в акте налоговой проверки не было и в помине. Ну и, как правило, суммы доначислений по решению превышают соответствующие суммы по акту налоговой проверки. 

Источник: http://veda-audit.ru/news/7_oshibok_nalogovikov_kotoryie_pomogut_osporit_reshenie_po_vyiezdnoy_proverke

Налоговые проверки: какие нарушения со стороны проверяющих помогут добиться отмены решения

5 ошибок налогоплательщика при выездной налоговой проверке

Все процедурные ошибки, допускаемые проверяющими при проведение проверки, можно разделить на две большие группы. В первую группу войдут грубые, существенные нарушения, которые безусловно влекут отмену решений, принятых по результатам проверки.

Во вторую группу попадут нарушения, которые хотя и не влекут безусловной отмены результатов проверки, но, по мнению судов, решение, принятое с такими нарушениями, также в большинстве случаев является незаконным.

Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке Определить бесплатно

Безусловные ошибки

Начнем с первой группы. В ней всего два нарушения, запомнить которые достаточно просто.

Итак, решение считается незаконным, если: 1) проверяющие нарушили право организации на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки; 2) если инспекторы не обеспечили возможность организации предоставлять свои объяснения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Остановимся на этих нарушениях чуть подробнее.

Нарушение права на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки обычно выражается в том, что инспекция не извещает налогоплательщика о дате и времени рассмотрения материалов налоговой проверки, или извещает, но с нарушением срока.

Чаще всего это происходит в тех случаях, когда инспекторы отправляют уведомление о вызове для рассмотрения материалов проверки на юридический адрес налогоплательщика и на этом успокаиваются. От таких действий налоговиков застрахованы лишь те налогоплательщики, которые сдают отчетность через интернет, например, через систему «Контур-Экстерн».

Им налоговики обязаны выслать уведомление через систему для отправки отчетности (см. «Налогоплательщики уже могут получать в электронном виде требование об уплате налога и 15 других документов»).

Однако анализ судебной практики показывает, что факта отправки уведомления может оказаться недостаточно.

Так, суды указывают: инспекция к моменту рассмотрения материалов проверки должна иметь доказательства не только того, что уведомление налогоплательщику направлялось, но и того, что он его получил (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 20.04.

12 № Ф03-1466/2012, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.02.12 № А19-6680/10, ФАС Волго-Вятского округа от 14.02.11 № А29-2860/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 27.12.11 № А27-3712/2011).

Соответственно, если налоговики не имеют доказательств того, что налогоплательщик получил уведомление, то решение по проверке, принятое без участия налогоплательщика, признается незаконным (постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.09 № 391/09).

Нарушение права налогоплательщика на представление своих объяснений на практике чаще всего выражается в том, что инспекция не сообщает проверяемой организации ту или иную информацию. В результате налогоплательщик лишается возможности дать свои объяснения по таким «скрытым» фактам.

Суды подобное сокрытие информации не одобряют, признавая принятые в таких условиях решения незаконными (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.11 № 15726/10 и постановление ФАС Московского округа от 27.02.12 № А40-22857/11-75-98).

Незаконные доказательства

Перейдем теперь к группе нарушений, которые не приводят к безусловной отмене решения, но при этом в большинстве случаев позволяют на нее рассчитывать. И первой в этом списке рассмотрим ситуацию, когда свои выводы по итогам проверки инспекторы обосновывают ссылками на доказательства, добытые с нарушением налогового законодательства.

В качестве примера таких ситуаций можно привести проведение допросов или опросов без предупреждения о праве не свидетельствовать против себя самого, предусмотренном статьей 51 Конституции РФ, или проведение осмотров, выемок и т п. без понятых.

Если налогоплательщик обращает внимание суда на подобные нарушения, суд с большей долей вероятности признает решения, основанные на таких доказательствах, незаконными (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 03.08.

07 № А14-13603-206/467/24, ФАС Северо-Западного округа от 26.07.07 № А21-409/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.03.06 № Ф04-2374/2006(20768-А46-23). Правда, тут надо учитывать, что решение инспекции останется в силе, если помимо незаконного доказательства были и другие.

То есть факты нарушений подтверждаются иными документами, которые были получены без нарушения закона.

Больше конкретики!

Еще одну разновидность нарушений составляют оплошности, которые инспекторы допускают при составлении акта или решения по результатам проверки. Так, зачастую налоговики не утруждают себя детализаций тех обвинений, которые они предъявляют налогоплательщику.

Очень часто в актах и решениях обозначаются нарушения, однако никаких подтверждающих документов под эти нарушения не «подводится». А ведь суды исходят из того, что под каждое нарушение инспекторы должны «подложить» подтверждающие его документы.

Причем, не просто обозначить эти документы в акте и решении, но и передать их копии налогоплательщику вместе с актом (постановления ФАС Поволжского округа от 01.02.11 № А65-2850/2010, ФАС Центрального округа от 18.04.12 № А54-2296/2011 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.02.

12 № А10-1351/2011 и от 18.01.12 № А78-2831/2011).

Еще одной разновидностью этого нарушения является указание в актах и решениях по результатам проверки слишком общих ссылок на документы, подтверждающие, по мнению инспекторов, факт нарушения. Особенно часто инспекторы грешат этим при проставлении ссылок на Налоговый кодекс, указывая лишь номер статьи без конкретизации по пункту и подпункту.

Особенно критично такое нарушение при указании статей Налогового кодекса, предусматривающих ответственность. Ведь большинство таких статей содержат несколько пунктов, каждый из которых описывает самостоятельный состав нарушения.

Поэтому указывая в решении лишь номер статьи, инспекция не выполняет требования пункта 8 статьи 101 НК РФ, согласно которым в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должна быть указана конкретная норма, предусматривающая данное правонарушение.

И, по мнению судов, такая оплошность вовсе не мелочь, а полноценный повод для отмены принятого решения (см., в частности, постановления ФАС Уральского округа от 22.07.10 № Ф09-5618/10-С3, ФАС Поволжского округа от 13.07.10 № А65-29725/2009).

Внимание на сроки

Наконец, еще одна разновидность нарушений, допускаемых контролерами, связана со сроками проведения проверок. Налоговый кодекс устанавливает четкие сроки для проведения контрольных мероприятий. Налогоплательщику очень полезно знать эти сроки и следить, чтобы их соблюдали проверяющие.

В тех случаях, когда выявляется факт затягивания проверки, у налогоплательщика появляется шанс оспорить ее результаты. При этом в качестве основания для оспаривания можно использовать позицию Высшего арбитражного суда, выраженную им еще в 2008 году в постановлении от 18.03.

08 № 13084/07. В нем судьи указали, что длительный срок проведения проверки свидетельствует о нарушении налоговой инспекцией целей налогового администрирования, которые не могут иметь дискриминационного характера, препятствующего предпринимательской деятельности налогоплательщика.

Аналогичным подходом можно пользоваться и при камеральных проверках, обжалуя ее результаты на том основании, что удлинение проверки является избыточной мерой налогового контроля и также носит дискриминационный характер.

Памятка «Проверьте проверяющих»

Итак, подведем краткий итог. Решение можно оспорить если: 1. Вы не получали извещения о дате, месте и времени рассмотрения материалов дела. 2. Вы получили такое извещение уже после даты, указанной в нем. 3.

 В акте не указаны факты и доказательства, на основании которых вам вменяются штрафы, пени, недоимка. 4. Решение в части привлечения к ответственности не содержит конкретных ссылок на пункты и подпункты статей НК РФ. 5.

 Доказательства получены инспекцией с нарушением НК РФ.

6. Инспекция нарушила сроки, установленные НК РФ.

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/beginner/2012/12/6741

Выездная налоговая проверка (ВНП): 13 ошибок, которые приводят к фатальным последствиям

5 ошибок налогоплательщика при выездной налоговой проверке

Как это не странно  звучит, но практически все выездные налоговые проверки бизнеса, где руководитель или собственники обращаются за квалифицированной юридической помощью, в лучшем случае, после получения на руки акта ВНП, приводят к серьезным и «неожиданным» до начислением сумм, подлежащих уплате в бюджет.

Есть примерно 5 типовых фраз, которыми заканчивается чтение акта, составленного по результатам ВНП:

Мы же им все представили! Все контрагенты ответили на «встречки»! Как так получилось?

Эта типовая фраза номер 1

У нас же такие хорошие отношения! Мы же их поздравляли все праздники! Я же сразу давал (а) им всю информацию по телефонному звонку! Откуда такие начисления?

Это типовая фраза номер 2

Мы представители реального сектора экономики. Мы производим… Создаем рабочие места. Не занимаемся «обналом» или «транзитом». Несем колоссальную налоговую нагрузку. Они обязательно разберутся и уберут доначисления! Они просто ошиблись!

Это типовая фраза номер 3

Я звонил Иван Ивановичу! Он держит ситуацию на контроле. Скоро все решится само собой.

Это типовая фраза номер 4

Найди, кому можно дать денег, чтобы решить. Ты знаешь этого Федю?Это типовая фраза номер 5

К сожалению, осознание проблемы приходит уже после того, как можно было реализовать наиболее эффективное решение — и с этим ничего не поделаешь.

Сколько не говори, сколько не пиши про то, что чем раньше к сопровождению ВНП подключатся профессионалы, тем дешевле и легче будет ее решение, все бесполезно — ведь «тетеньки» или «дяденьки» с налоговой улыбаются, с ними «прекрасные отношения», «мы дарили им подарки на новый год» и так далее.

А общаться с неким юристом или адвокатом, который галдит про каких-то там контрагентов, какие-то там риски, просит подготовить кипу каких-то непонятных документов, да еще платить этому юристу/адвокату, как то психологически не комфортно. 

Коробка конфет, бутылка виски, бутылка коньяка, цветы — разве это не гарантирует, что «добрые самаритяне» как минимум предупредят в случае угрозы?

А бухгалтерия, которая «в абсолютном порядке» — это, разве это не гарантия отсутствия до начислений в случае проверок?

Нет, не гарантирует. Нет, не предупредят.

Поэтому в дань уважения «Праворубу», постоянно снабжающему наиболее качественной и актуальной информацией, родилась и эта небольшая заметка, которая, надеюсь, будет полезна и представителям субъектов налоговых проверок и профессиональным участникам портала.

1. Расчет на собственные силы, штатного юриста или главного бухгалтера

Это «стандартная» ошибка № 1.

Действительно, например в Москве, штатный юрист может получать за сотню тысяч рублей в месяц.

Главный бухгалтер еще в 2-3 раза больше. Плюс стоят расширенная версия «Консультант+», «Гарант», «Caselook», «СПАРК» и так далее. Для чего нужны еще специалисты из консалтинга?

Ответ прост — для того, чтобы решить любую проблему, нужно выйти из проблемы. Главный бухгалтер всегда психологически вовлечен в процесс. Штатный юрист — это штатный юрист, у него другие задачи и функции. 

Терапевт, в принципе, может сделать несложную хирургическую операцию — но к чему это приведет, если нужно оперировать мозг или сердце? Да и другие органы, он же терапевт, а не хирург. А финансовая хирургия не проще традиционной.

2. Расчет на «хорошие отношения» с налоговиками

Любой «нормальный человек», общаясь с другими «нормальными людьми» и делая им те или иные полезные/приятные вещи, помогая, оказывая знаки внимания, вполне резонно ждет того же в свой адрес.

Как правило, состоя на налоговом учете в той или иной налоговой инспекции, в какой-то период времени начинают складываться «хорошие» отношения с инспекторами.

Камеральные налоговые проверки, налоговые разрывы, запрос той или иной информации — и бухгалтер (главный бухгалтер) с коробками документов улыбается «хмурому дяденьке» или «хмурой тетеньке» с ФНС. Проходит какое-то время и вот уже есть сотовый телефон, хмурость ушла.

Еще какое-то время и в инспекцию относятся шоколад/кофе/мартини/виски/коньяк и так далее. Возникает иллюзия того, что в случае угрозы «Алла Николаевна» предупредит.

Нет, не предупредит. В хороших отношениях нет ничего плохого, но нужно отдавать себе отчет в объемах и пропорциях этих отношений. 

3. Приходить в инспекцию и предоставлять документы по звонку инспектора

Никих документов, никакой информации, ничего не стоит предоставлять без официального запроса. «Хорошие отношения» здесь не получатся, у ФНС свои задачи, у налогоплательщика свои и, как правило, первые диаметрально противоположны вторым.

Есть запрос — есть ответ. 

4. Создание и контроль контрагентов первого звена

Да, безусловно, свои «технички» — контрагенты первого звена, оформленные на формально не связанных, но фактически подконтрольных налогоплательщику лиц,  создают некий буфер/щит безопасности для основного предприятия.

Но все течет, все стремительно меняется. ФНС уже отслеживает IP-адреса, опрашивает/допрашивает/запрашивает все, всех и вся и обеспечить ореол «независимости/неподконтрольности» с каждым кварталом становится все сложнее и сложнее.

Будущее ФНС — аналог «IRS» (Internal Revenue Service) со всеми вытекающими последствиями.

5. Расчет на «идеальный документооборот»

Да, безусловно, идеальный документооборот — это гигиена налоговых правоотношений.

Но для гарантии налоговой безопасности такой же документооборот (как и реальное подтверждение совершаемых хозяйственных операций) должен быть у всех контрагентов.

Мы ведь в ответе, за тех, кого приручили.

6. Хорошая покрышка

Если кто помнит, то в конце девяностых годов бизнесменам стало модно дружить с «силовиками». Время шло, силовиков становилось как-то больше, коммерсантов меньше. Сегодня сложно предположить, что некий (пусть даже генерал) вмешается в выездную налоговую проверку, если налоговики делают свое дело более или менее умело, а не «кошмарят» бизнес.

«Иван Иванович» уже не тот.

7. Расчет на банкротство как спасательный круг

Банкротство не спасает от налоговых санкций к юридическому лицу. Банкротство не спасает от уголовного преследования в случае превышения определенного предела. Наоборот, налоговики очень умело банкротят юридические лица, чтобы получить доступ к активам их бенефициаров.

8. Уход в глухую оборону — не давать информации, документов (сами устанут и отстанут)

Молчать, не давать документы, не отвечать на запросы — это игра не против, а за налоговиков. Любое сомнение они трактуют в свою пользу. Чем меньше документов — тем хуже для налогоплательщика. Другой вопрос — что это за документы, кому, от кого и как они представлены. 

9. Не понимание сути ВНП

Выездная налоговая проверка — это плотный, тяжелый коммерческий акт, осуществляемый со стороны государства, направленный на отъем (изъятие) активов у налогоплательщика. 

Мероприятие для государства достаточно дорогостоящее, поэтому реализуя его оно стремится получить максимальную прибыль.

10. Фатальная вера в «обвинительный уклон»

Примерно 82-85% споров выигрывается налоговиками и эта цифра растет. Каждый год налоговая служба проверяет меньше, а взыскивает больше. 

Но! И сами налогоплательщики играют в этом процессе немаловажную роль. Экономя на защите, давая (сдавая) добровольно всю доказательственную базу в руки проверяющим, игнорируя создание более или менее сильной доказательственной базы защиты.

Как и в уголовном процессе, явка с повинной, досудебное соглашение, желание «сотрудничать» могут сыграть фатальную роль.

Для примера. Возражения на акт налоговой проверки — это не переписывание формулировок, отраженных налоговиками в своем ракурсе с указанием противоположной судебной практики, а большая и кропотливая работа по собиранию и предоставлению доказательств, которая иногда схожа с работой адвоката по уголовному праву.

Доказательства — вот ключ к решению ВНП.

11. Поиск информации / консультаций / разъяснений / путей спасения в интернете

95% информации по ВНП, размещенной в интернете — шлак. Это либо реклама, обещающая «все» и «вся», либо устаревшая информация. Безусловно, есть «Праворуб», но он доступен не всем.

12. Стремление сэкономить

Скупой платит дважды, в делах по ВНП — трижды. Понятно, что осознание приходит тогда, когда уже нужно возместить причиненный бюджету ущерб в полном объеме, включая штрафы и пени, чтобы не сесть лет на пять. Пройдет еще 5-10 лет до того момента, когда субъекты предпринимательской деятельности начнут понимать ценность юриста/адвоката по налогам.

13. Обман самого себя

Ну если человек «налит», даже через цепочку контрагентов из 4-5 звеньев — ну он же налит. Порой самовнушение достигает такой степени, что осознание так и не приходит.

Налоги должны платить все, это обязанность закреплена Конституцией. 

Лес то рубят уже вовсю, от щепок не уберечься.

Источник: https://pravorub.ru/articles/81682.html

5 ошибок налогоплательщика при выездной налоговой проверке

5 ошибок налогоплательщика при выездной налоговой проверке

Грамотные действия налогоплательщиков, попавших под проверку, помогут значительно снизить сумму «доначислений», которая уже, хоть и неформально, но точно была намечена налоговым органом.

О правилах поведения налогоплательщика при выездной налоговой проверке уже можно выпускать сборник, подобный «ПДД». Остановимся на ошибках налогоплательщиков, которые повседневно встречаются на практике.

Ошибка № 1. Отвечать по требованию

К сожалению, в первую очередь, налогоплательщикам, находящимся в проверке, необходимо напоминать о том, что любое требование налогового органа должно быть оформлено письменно (пп. 1, 2 ст. 93 НК РФ).

Неоформленное надлежащим образом требование не имеет юридической силы, исполнению не подлежит и не подкреплено мерами ответственности.

Но, как правило, за долгий период времени тесного общения с налоговыми инспекторами в проверке, налогоплательщики сами выходят за рамки и лояльно выполняют «просьбы» инспекторов, высказанные в телефонном режиме. Налогоплательщику кажется выполнение такой просьбы вполне приемлемо и безопасно.

А впоследствии документы или информация, которые не должны были попасть к налоговой инспекции, обязательно находят отражение в акте проверки. Получив требование, оформленное надлежащим образом, не спешите его выполнять. Прежде всего необходимо убедиться в его законности.

Встречаются ситуации, когда требование перенесено на бумагу, заверено подписью руководителя, печатью, однако не соответствует законодательству. Например, нормы, на которые ссылается инспектор, взаимоисключают друг друга. Поэтому, прежде чем выполнять требование налогового органа, настоятельно рекомендуем проверить его законность.

Ошибка № 2. Отдавать все или ничего

Выездная налоговая проверка – это не только проверка вашей отчетности и других документов, но и проверка стрессоустойчивости сотрудников организации. Бухгалтеру особенно сложно сохранять спокойствие, когда налоговый орган на протяжении нескольких месяцев тщательно изучает каждый документы, изготовленные бухгалтерией.

В такие моменты бухгалтер либо готов отдать все что есть, чтобы налоговые органы перестали беспокоить его каждый день, либо наоборот, упирается и отказывается представлять вообще какие-либо документы. Обе линии поведения могут сыграть против налогоплательщика, поэтому так делать не рекомендуется.

Вручая всю документацию налоговому инспектору, бухгалтер рискует помочь инспектору найти слабые места организации. Такая ошибка всегда имеет весомые негативные последствия, так как у налогового органа оказывается та информация, которая быть не должна.

А отказываясь предоставить что-либо, надо быть готовым на стадии оспаривания услышать формулировку: «Налогоплательщик отказался представить те документы, на которых основывает свои доводы». И эти доводы будут несостоятельными.

Хотите упростить свое взаимодействие с контролирующими органами? Читайте другие статьи по тэгу «налоговый консультант»

Поэтому прежде чем вручить какие-либо документы инспектору, тщательно обдумайте список документов, проверьте и отфильтруйте. И не забудьте про опись передаваемых документов.

Ошибка № 3. Уступать место

Выделять инспектору для проверки свое рабочее место – большая ошибка. Особенно то рабочее место, где у вас хранятся базы, логины, пароли и прочие важные документы.

Будьте уверены, инспектор обязательно заглянет во все доступные ему файлы.

Поэтому сотрудникам инспекции должны быть выделены отдельные рабочие места, где будет доступ только к той отчетности, которая относится к проверяемому периоду.

Ошибка № 4. Оставлять без внимания

Оставляя инспектора наедине с вашими документами, будьте готовы увидеть в акте отражение тех документов, которые вы не давали.

Любые действия налогового органа на вашей территории должны контролироваться проинструктированными сотрудниками вашей организации, чтоб инспектор, в целях собрать побольше, не ухватил лишнего.

Находясь с инспектором, не отвечайте на вопросы, выходящие за рамки проверки и делового общения.

Ошибка № 5. Знакомить со всеми

Если в вашей организации работает много людей, назначьте ответственное лицо, которое будет сопровождать и контролировать ход проверки, а также контактировать с сотрудниками налоговых органов.

Это должен быть тот, кто в курсе всей внутренней «кухни», может ответить на вопросы проверяющих и подготовить к общению с инспектором других сотрудников. На эту роль подойдет руководитель, главный бухгалтер, финансовый директор, а еще лучше налоговый консультант.

Даже если налогового консультанта в штате нет, не стоит терять время и дожидаться окончания проверки. Самым правильным и эффективным решением будет обратиться к консультанту по налогам и сборам, когда проверка только началась. Помните, что позволять всем сотрудникам контактировать с проверяющими опасно.

Лучше ограничить круг людей, общающихся с инспекторами. Наивно полагать, что все ваши сотрудники знают, как общаться с налоговым инспектором. Предварительный и подробный инструктаж всех работников обеспечит плательщику большую защиту.

Источник: https://gendalf.ru/pb/commercial/968/200430/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.